Interested Article - Крам, Джордж

Джордж Крам ( англ. George Crumb ; 24 октября 1929 , Чарлстон , Западная Виргиния 6 февраля 2022 , Медиа , Пенсильвания ) — американский композитор, приверженец «технического расширения» возможностей музыки, графического оформления партитур, инструментального театра.

Биография

Учился в музыкальном колледже Чарльстона (закончил его в 1950), затем — в Университете Иллинойса и в Мичиганском университете, который закончил в 1959. Много лет преподавал музыку — в колледже в Виргинии , в Университете Колорадо , в Пенсильванском университете, где среди его учеников были Дженнифер Хигдон и Освальдо Голихов . Отошёл от преподавания в 1992.

Его сын Дейвид Крам (1962) — композитор, дочь Энн Крам — бродвейская актриса и певица (сопрано).

Творчество

В начале пути испытал сильное влияние А. Веберна , позднее — Бартока и Дебюсси . Музыка Крама тяготеет к сценическим формам представления — но не к сложившимся, «отвердевшим» жанрам театрального спектакля, а к превращению самого процесса создания и извлечения музыки в своеобразное зрелище. Особенно много работал над вокальными сочинениями. Его произведения исполняли Д. Де Гаэтани , Кронос-квартет .

Произведения

Оркестровые

  • Гефсимания (Gethsemane; 1947 ), для малого оркестра
  • Диптих (Diptych; 1955 )
  • Вариации (Variazioni, 1959 ), для большого оркестра
  • Отголоски времени и реки (Echoes of Time and the River; Echoes II; 1967 )
  • Призрачный пейзаж (A haunted landscape; 1984 )

Для голоса, хора и оркестра

  • Star-Child ( 1977 ), for soprano, antiphonal children’s voices, male speaking choir, bell ringers, and large orchestra

Камерно-инструментальные

  • 2 дуэта для флейты и кларнета ( 1944 )
  • 4 пьесы для скрипки и фортепиано ( 1945 )
  • Соната для скрипки ( 1949 )
  • Струнное трио ( 1952 )
  • 3 пасторальные пьесы для гобоя и фортепиано ( 1952 )
  • Соната для альта ( 1953 )
  • Струнный квартет ( 1954 )
  • Соната для виолончели соло ( 1955 )
  • 4 ноктюрна (Ночная музыка II) для скрипки и фортепиано ( 1964 )
  • 11 отголосков осени (Eleven echoes of autumn; Echoes I; 1966 ), для скрипки, альтовой флейты, кларнета и фортепиано
  • Черные ангела ( 1970 ), для электрифицрованного струнного квартета
  • Голос кита (Vox balaenae, 1971 ), для электрифицированных флейты и виолончели и для приготовленного фортепиано
  • Музыка летним вечером (Music for a Summer Evening; Makrokosmos III; 1974 ), для двух приготовленных фортепиано и ударных
  • Dream sequence (Images II; 1976 ), для скрипки, виолончели, фортепиано, ударных и стеклянной гармоники
  • Струнное трио ( 1982 )
  • Пасторальная волынка (Pastoral drone; 1982 ), для органа
  • Идиллия для незаконнорождённого (An idyll for the misbegotten; Images III; 1986 ), для приготовленной флейты и ударных
  • Пасхальный рассвет (Easter dawning, 1991 ), для карильона
  • Квест (Quest; 1994 ), для гитары, сопрано-саксофона, арфы, контрабаса и ударных
  • Мир собаки (Mundus canis; 1998 ), для гитары и ударных

Фортепианные

  • Соната ( 1945 )
  • Прелюдия и токката ( 1951 )
  • 5 пьес ( 1962 )
  • Макрокосмос, том 1 ( 1972 ), для приготовленного фортепиано
  • Макрокосмос, том 2 ( 1973 ), для приготовленного фортепиано
  • Небесная механика (Celestial mechanics; Макрокосмос, том 4; 1979 ), для приготовленного фортепиано в 4 руки
  • Маленькая сюита к Рождеству 1979 (A little suite for Christmas, A.D. 1979; 1980 )
  • Гномические вариации (Gnomic variations; 1981 )
  • Процессионал (Processional; 1983 )
  • Дух времени (Zeitgeist; 1988 ), для 2 приготовленных фортепиано
  • Маленькая полуночная музыка (Eine kleine Mitternachtmusik; 2002 )
  • Потусторонние отклики (Otherworldly resonances; 2003 ), для 2 фортепиано

Вокальные

  • 4 песни ( 1945 ), для голоса, кларнета и фортепиано
  • 7 песен ( 1946 ), для голоса и фортепиано
  • 3 старинные песни ( 1947 ), для голоса и фортепиано
  • Цикл на греческие стихи (A cycle of Greek lyrics, 1950 ), для голоса и фортепиано
  • Ночная музыка № 1 (Night Music I, 1963 ), для сопрано, фортепиано, челесты и ударных
  • Мадригалы. Книга I ( 1965 ), для сопрано, вибрафона и контрабаса
  • Мадригалы. Книга II ( 1965 ), для сопрано, флейты и ударных
  • Песни, бурдоны и куплеты Смерти (Songs, drones, and refrains of Death, 1968 ), для баритона, электрогитары, электрифицированного контрабаса, приготовленного фортепиано, электрифицированного клавесина и двух ударников
  • Ночь четырех лун (Night of the four Moons, 1969 ), для контральто, флейты, банджо, электрифицированной виолончели и ударных
  • Мадригалы. Книга III ( 1969 ), для сопрано, арфы и ударных
  • Мадригалы. Книга IV ( 1969 ), для сопрано, флейты, арфы, контрабаса и ударных
  • Древние голоса детей (Ancient voices of children, 1970 ), для меццо-сопрано, дисканта, гобоя, мандолины, арфы, приготовленного и игрушечного фортепиано, ударных
  • Свет вечный (Lux aeterna, 1971 ), для сопрано, басовой флейты, сопрановой блокфлейты, ситара и ударных
  • Видение (Apparition, 1979 ), для сопрано и приготовленного фортепиано
  • Спящий (The sleeper, 1984 ), для сопрано и фортепиано
  • Песенки Лорки для детей (Federico’s little songs for children, 1986 ), для сопрано, флейты и арфы
  • Американский песенник № 1: Река жизни (The river of life, 2003), для сопрано, ударных и фортепиано
  • Американский песенник № 2: Путешествие во времени (A journey beyond time, 2003), для сопрано, ударных и фортепиано
  • Американский песенник № 3: На холмы (Unto the hills, 2001), для сопрано, ударных и фортепиано
  • Американский песенник № 4: Ветры судьбы (Winds of destiny, 2004), для сопрано, ударных и фортепиано
  • Yesteryear. Вокализ для меццо-сопрано, приготовленного фортепиано и ударных (2005)
  • Американский песенник № 5: Голоса забытого мира (Voices from a forgotten world, 2007 ), для сопрано, баритона, ударных и фортепиано
  • Американский песенник № 6: Голоса на заре Земли (Voices from the morning of the Earth, 2008 ), для сопрано, баритона, ударных и фортепиано
  • Испанский песенник № 1: Призраки Альгамбры (The ghosts of Alhambra, 2008), для баритона, гитары и ударных
  • Испанский песенник № 2: Солнце и тень (Sun and shadow, 2009), для женского голоса и приготовленного фортепиано
  • Американский песенник № 7: Voices from the Heartland (2010), для сопрано, баритона, ударных и фортепиано
  • Испанский песенник № 3: Желтая луна Андалусии (The Yellow Moon of Andalusia, 2012), для меццо-сопрано и приготовленного фортепиано

Хоровые

  • Аллилуйя ( 1948 ), для хора без сопровождения

Признание

Лауреат Пулитцеровской премии ( 1968 ), Премии Грэмми ( 2001 ) и др.

Литература

  • Gillespie D.C. George Crumb. New York: C.F. Peters, 1986
  • Горбунова, Юлия Вячеславовна. «Макрокосмос IV» Джорджа Крама: к определению концепции // PIANO DUO: Альманах. Вып. 10. / Под научной ред. С. В. Синцовой. — Петрозаводск, 2012. С. 49-61.
  • Горбунова, Юлия Вячеславовна. Некоторые наблюдения над стилем Джорджа Крама // Проблемы современной музыки: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 15-16 сентября 2012 г.) / Ред. — Н. В. Морозова. — Пермь: ПГГПУ, 2012. С. 96-106.
  • Горбунова, Юлия Вячеславовна. О стиле Джорджа Крама // Израиль-21 век: музыкальный журнал. — 2012. — № 31 (январь) / Ред. М. Райс. / Электронный ресурс:
  • Инструментальная композиция со словом в творчестве Джорджа Крама // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Сборник статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской государственной консерватории / Ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. С. 47-58.
  • «Мадригалы» в контексте творчества Джорджа Крама: Исследовательский очерк. — Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2014. — 56 с.
  • «Мадригалы» Джорджа Крама как сверхцикл // Проблемы современной музыки: Сб. материалов VII Международной научно-практической конференции / Под ред. Н. В. Морозовой. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. С. 65-75.
  • «Ночь четырех лун» Джорджа Крама: семантика образа луны // Христианские образы в искусстве: Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 181. / Сост. и отв. ред. И. С. Стогний. — М., 2011. С. 294—302.
  • Семантика образа Смерти в сверхцикле «Мадригалы» Джорджа Крама (к 85-летию композитора) // Обсерватория культуры. — 2014. — № 4. С. 49-56.
  • Специфика исполнения инструментальных произведений Джорджа Крама // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: Сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 23 мая 2014 года. / Отв.ред. Л. Г. Сухова. — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова. С. 93-102.
  • Стилистические нормативы Джорджа Крама // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски: Материалы Международной научной конференции 14-17 октября 2014 года / РАМ им. Гнесиных / Отв. ред. Т. И. Науменко. — М.: ПРОБЕЛ-2000, 2015. С. 354—363.
  • «Черные ангелы» Джорджа Крама: о концепции цикла // MUSICUS: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — 2009. — № 6 (19). С. 38-41.
  • Яркий авангардист в музыке (о стиле Джорджа Крама) // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2015. — № 2 (542). С. 97-111.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.

Ссылки

Источник —

Same as Крам, Джордж