Interested Article - Седьмая печать

«Седьмая печать» ( швед. Det Sjunde Inseglet ) — чёрно-белый авторский фильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана , снятый в 1957 году в жанре философской притчи . В основу положена одноактная пьеса режиссёра « Роспись по дереву» . Фильм пронизан религиозным символизмом и повествует о природе бытия и месте человека в мире, о поисках смысла жизни и Бога .

Фильм считается классикой мирового кинематографа, а также одним из величайших фильмов всех времён , а сам Бергман благодаря ему стал всемирно известным режиссёром. Главные роли исполнили Макс фон Сюдов , Гуннар Бьёрнстранд (которые впоследствии станут постоянными актёрами в фильмах Бергмана) и Биби Андерссон , состоявшая в отношениях с режиссёром с 1955 по 1959 год.

Сюжет

«И когда Он [Агнец] снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе. Как бы на полчаса. И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» Откровение, 8:1

Действие фильма происходит в XIV веке в средневековой Швеции , в самый разгар чумы . Рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс возвращаются на родину из крестового похода спустя десять лет отсутствия в родных краях. На пустынном берегу Рыцарю является Смерть в облике мужчины в чёрном. Рыцарь, терзаемый сомнениями в существовании Бога и Дьявола, предлагает Смерти сыграть с ним Игру — партию в шахматы. В случае выигрыша Смерть должна забрать Рыцаря, а в случае поражения — оставить. После пробуждения оруженосца Йонса они прерывают партию (но периодически возвращаются к ней на протяжении всего повествования). Рыцарь и оруженосец продолжают свой путь вглубь страны, по пути оруженосец находит чумной труп.

Антониус заходит исповедаться в храм и рассказывает исповеднику свою стратегию, которая поможет выиграть ему в шахматной Игре. Однако он слишком поздно замечает, что его исповедником была сама Смерть. В это время Йонс беседует с художником (богомазом), наносящим фрески на стены храма. Они обсуждают сюжет одной из фресок «Танец со Смертью» (отсылка к росписям церкви Тэбю и к финалу фильма).

По мере продвижения по стране герои встречают вымершие от чумы деревни. Йонс спасает девушку от насильника и забирает её с собой в качестве служанки. Он знаком с насильником Равалом — тот был семинаристом , который уговорил его хозяина отправиться в крестовый поход. Йонс оставляет его в живых и предупреждает, чтобы тот не попадался ему больше. В городе он и Рыцарь встречает семью странствующих артистов, Юфа и Миа с маленьким сыном. Простодушный Юф часто видит видения различных чудес ( Деву Марию с маленьким Христом ), а его жена с иронией относится к рассказам супруга. Семья артистов направляется в столицу на праздник. Рыцарь предупреждает, что в столице свирепствует чума, и предлагает переждать эпидемию в его замке. К ним присоединяется кузнец Плуг, у которого жена Лиза сбежала с другом Юфа и Мии, актёром Йонасом Скатом. Позднее в лесу группа путешественников встречает беглецов, после комичной борьбы любящий поесть и выпить кузнец мирится с блудной женой и продолжает путь через лес в замок Блока, а актёр Йонас инсценирует своё самоубийство, но вскоре попадает в руки настоящей Смерти.

По пути рыцарь и оруженосец встречают юную девушку, которую обвиняют в связях с Дьяволом, начале чумной эпидемии и должны сжечь как ведьму. Антониус Блок беседует с ней. Он мучается вопросами бытия, и разговор идёт об этом. Он хочет знать, существует ли Сатана, ведь тогда существует и Бог, и значит, всё сущее не тщетно. Но Антониус видит в её глазах лишь страх, пустоту и ничего больше. Во время сожжения верный оруженосец Йонс спрашивает, кто примет её — Бог, Дьявол или пустота? Рыцарь отказывается верить в пустоту.

Во время привала в лесу путники видят умирающего от чумы Равала. Спустя время к Рыцарю наведается Смерть, продолжить игру. Юф, которому открыт духовный мир, видит, как Рыцарь играет со Смертью в шахматы, и понимает, что их всех ждёт. Партия подходит к концу и Смерть выигрывает её, предупреждая, что при следующей встрече заберёт Рыцаря и его спутников. Во время партии Рыцарь отвлекает Смерть, позволяя Юфу и его семье сбежать. В этом и обретает смысл вся жизнь Блока, в спасении жизней молодой и добродушной семьи.

Антониус Блок со спутниками добирается до своего рыцарского замка, где его встречает жена Карин. Утром, во время чтения Откровения Иоанна Богослова , в замок приходит Смерть. Антониус и Карин, Йонс и его служанка, Плуг и Лиза, все видят Смерть, но реагируют на предстоящее по-разному: кузнец с женой с почтением; Йонс с непоколебимым протестом, Антониус с молитвами, а служанка оруженосца проговаривает лишь одно слово — «свершилось».

Тем же утром проснувшийся Юф видит на холме на фоне безмолвного неба танцующих со Смертью рыцаря Блока, оруженосца Йонса, кузнеца Плуга и его жену, Равала, а также актёра Ската, играющего на лютне .

Создатели фильма

Съемочная группа

  • Автор сценария — Ингмар Бергман
  • Режиссёр — Ингмар Бергман
  • Продюсер — Аллан Экелунд
  • Оператор — Гуннар Фишер
  • Композитор — Эрик Нурдгрен
  • Художник — П.-А. Лундгрен
  • Монтаж — Леннарт Валлен
  • Костюмы — Манне Линдхольм
  • Грим — Нильс Ниттель

В ролях

  • Макс фон Сюдов Антониус Блок, рыцарь
  • Гуннар Бьёрнстранд Йонс, оруженосец
  • Юф, актёр
  • Биби Андерсон Миа, жена Юфа
  • Смерть , рассказчик
  • Плуг, кузнец
  • Лиза, жена кузнеца
  • Эрик Страндмарк — Йонас Скат, актёр
  • Бертиль Андерберг — Равал
  • Гуннель Линдблум девушка, служанка оруженосца
  • Мод Ханссон — ведьма
  • Инга Ландгре — Карин, жена Блока
  • Гуннар Ульсон — богомаз
  • Андерс Эк — монах

История создания

« Смерть, играющая в шахматы », фреска Альбертуса Пиктора

В основу сценария фильма положена одноактная пьеса Trämålning Роспись по дереву »), написанная Бергманом для первого выпуска театральной школы в Мальмё , в которой он преподавал. Эта пьеса-упражнение состояла из монологов, а количество ролей соответствовало числу студентов-выпускников. Сценарий фильма был начат, когда Бергман лечился от болезни желудка в Каролинской больнице в Стокгольме . Бергман переписывал сценарий пять раз, и ему был дан бюджет в 150 000 долларов и всего тридцать пять дней на съёмки, само производство фильма проходило на июль-август 1956 года. По большей части фильм снимался на студии «Киногород» в Стокгольме, а немногие натуральные съёмки проходили в на юге Швеции .

По легенде, последние две минуты фильма были сняты случайно. Актёры уже отыграли всю финальную сцену и ушли, когда Бергман заметил на небе облако необычной формы. Он велел вновь надеть костюмы, для чего пришлось задействовать членов съёмочной группы, и снял новый вариант заключительной сцены с одного дубля. При этом сама финальная сцена Танца со Смертью является визуализацией сюжета свеженарисованной богомазом фрески в храме, в которой Рыцарь случайно исповедался Смерти.

Большая часть образов в фильме заимствована из средневекового искусства. Например, Бергман заявил, что образ человека, играющего со Смертью в шахматы, был вдохновлён средневековой церковной фреской Альбертуса Пиктора 1480-х годов, находящийся в Церкви Тебю . Также для вдохновения послужила « Кармина Бурана », основанная на средневековых песнях бродячих музыкантов и поэтов- вагантов , исполнявшихся на церковных праздниках и ярмарках. Стилизованные тексты песен артистов написал сам Бергман.

Однако средневековая Швеция, изображённая в этом фильме, содержит творческие анахронизмы . Движение флагеллантов было чуждым для Швеции, и широкомасштабные преследования ведьм начались позднее, в 15 веке.

Влияние

«Седьмая печать» является семнадцатым фильмом Бергмана, но после выхода этой кинокартины он стал мастером артхаусного и философского кино, также одним из лучших режиссёров Швеции. Фильм сделал из Макса фон Сюдова и Биби Андерсон мировых знаменитостей, которые также продолжили сниматься у Бергмана: « Лицо », « Земляничная поляна », « Персона », « Страсть » и т. д. А Смерть в исполнении Бенгта Экерута, стала одним из самых запоминающихся образов в мировом кино.

Кинокартина повлияла на режиссёра Ридли Скотта : его эпический фильм « Царство небесное », повествующий о третьем крестовом походе , полон цитат и аллюзий на фильм Бергмана .

Режиссёр Алексей Герман в интервью МТРК «Мир» сказал, что через фильм «Седьмая печать» он пришёл в церковь .

Также фильм попадает во многие списки и рейтинги лучших фильмов в истории: 13-е место в 100 лучших фильмов по версии журнала Image ; 28-е место Ватиканского списка лучших фильмов ; 33-е место 100 лучших фильмов 20-го века по версии Village Voice ; 81-е место 100 лучших фильмов всех времён по версии сайта Total Film ; 94-е в 250 лучших фильмов по версии сайта ; 206-е место 250 лучших фильмов по версии IMDB и т. д.

Факты

  • Название взято из Откровения Иоанна Богослова .
  • Бергман признал, что благодаря этой работе он навсегда избавился от страха смерти .
  • В 2009 году шахматные фигуры из фильма были проданы на аукционе за 145 тысяч долларов .
  • Каждый из героев фильма является архетипом, олицетворяющее определённое мировоззрение: рыцарь Антониус — сомневающийся идеалист , а оруженосец Йонс — скептик и рационалист и т. д.
  • Образ игры со смертью пародируется в фильме « Новые приключения Билла и Теда », роль Смерти исполняет Уильям Сэдлер .
  • В фильме « Последний киногерой » во время ретроспективы «Седьмой печати» в кинотеатрах, Смерть, в исполнении Иэна Маккеллена , проникает в реальный мир.
  • Фильм эпизодически показан в 15 серии телесериала « Бригада » (Артур Лапшин в квартире Каверина смотрит начало фильма по телевизору).

Музыка

  • Hållas mellan rona. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Г. Бьёрнстранд.
  • Det sitter en duva. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Н. Поппе.
  • Ödet är en rackare. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Г. Бьёрнстранд.
  • Hästen sitter i trädet. Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняют Н. Поппе, Б. Андерссон
  • Dies iræ, dies illa (Vredens stora dag är nära). Текст — Томмазо да Челано (латинский), Северин Каваллин (шведский, 1882). Аранжировка — Йохан Бергман (аранжировка шведского текста, 1920), Натаниэль Бесков (аранжировка шведского текста, 1920).
  • Skats sång (Jag är en liten fågel lätt …). Композитор — Э. Нурдгрен (1957), текст — И. Бергман (1957). Исполняет Э. Стандмарк

Технические данные

  • Производство: .
  • Художественный фильм, чёрно-белый.
  • Первый показ в кинотеатре: 16.02.1956 (к/т «Реда Кварн»).

Награды

  • 1961
    • Приз «Серебряная лента» Национального Синдиката Итальянских Киножурналистов ( Sindacato Nazionale Giornalisti Cinematografici Italiani ) лучшему режиссёру.
  • 1962
    • Призы Circulo de Escritores Cinematográficos ( Испания ): лучшему зарубежному режиссёру и за лучший зарубежный фильм.
    • Приз Fotogramas de Plata (Испания) лучшему зарубежному исполнителю (Макс фон Сюдов).
    • Призы Sant Jordi (Испания): лучшему зарубежному режиссёру и за лучший фильм года

Примечания

  1. (швед.) Svenska Filminstitutet .
  2. Cinema: The Whole Story / Ph. Kemp, ed.. — London: Thames & Hudson, 2011. — P. 208. — ISBN 978-0-500-28947-1 .
  3. . КиноПоиск . Дата обращения: 9 января 2022.
  4. . Empire . Дата обращения: 9 января 2022. 23 ноября 2015 года.
  5. от 9 февраля 2023 на Wayback Machine (Дата обращения: 10 февраля 2023)
  6. (амер. англ.) . futurist.ru . Дата обращения: 3 октября 2020. 19 сентября 2020 года.
  7. . интернет-портал «МИР24» (21 февраля 2013). — Некролог. Дата обращения: 5 февраля 2019. 29 марта 2014 года.
  8. . КиноПоиск . Дата обращения: 3 октября 2020.
  9. . www.kinopoisk.ru . Дата обращения: 3 октября 2020.
  10. . www.kinopoisk.ru . Дата обращения: 3 октября 2020.
  11. . КиноПоиск . Дата обращения: 5 октября 2020.
  12. (англ.) . letterboxd.com . Дата обращения: 9 января 2022. 17 июля 2021 года.
  13. IMDb Users. . IMDb . Дата обращения: 1 октября 2020. 1 июня 2012 года.
  14. . Дата обращения: 27 августа 2020. 8 июня 2017 года.
  15. . Дата обращения: 30 сентября 2020. 8 июня 2017 года.

Литература

  • Бергман И. Картины / Перевод со шведского А. Афиногеновой. — М.- Таллин: Музей кино, Aleksandra, 1997. — 440 с. — ISBN 9985-827-27-9 .
  • Бергман И. // Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино. — М. : Радуга, 1985. — С. 272—318 .

Ссылки

  • (англ.) . Ingmar Bergman Face to Face . Ingmar Bergman Foundation. Дата обращения: 29 августа 2009. Архивировано из 5 февраля 2012 года.
Источник —

Same as Седьмая печать