Interested Article - Копное право

Копное право — это совокупность народных юридических норм и обычаев, мирское самоуправление, форма прямой демократии . Копа́ ( копна́, скоп народа, укр. круг, мир, сходка, громада ) — собрание сходатаев для решения вопросов, связанных с жизнью общины . Копной суд считается некоторыми историками одним из древнейших коллегиальных судебных органов на территории славянских государств . Согласно определению общинного права как обычного права , определяющего взаимные отношения людей в общине, применяемого общиной самостоятельно без участия государства — копное право является формой общинного права.

Этимология

Слово «копа» («купа») — являет собой древний славянский корень, встречающийся в таких словах как «скопом», «совокупность», «скопище», «копна», «копить», «копать» и т. д. В южнославянских языках синонимом слова «собрание» (сборщина) по-прежнему является слово « скупщина », именно скупщиной именуются парламенты в некоторых республиках бывшей Югославии . «В актах XVII века слово копа исчезает и употребляется везде слово громада ».

Копа собиралась для совещания, то есть на вече . Новгородское вече — это разновидность городского копного права.

История изучения

Исследованием копного права занимался в середине XIX века Николай Дмитриевич Иванишев , ректор Киевского Университета им. Св. Владимира. Он является автором книги «О древних сельских общинах юга России», где рассказал об основных принципах копного права, опираясь на примеры актовых книг XVI и XVII веков.

Николай Павлович Павлов-Сильванский рассмотрел мирское самоуправление в книге «Феодализм в Древней Руси» (издательство Брокгауз-Ефрон, 1907 год), где разделил мирское самоуправление и общинное землевладение, а также указал на разрушение общинного права с приходом крупного землевладения.

Понятие

Функции

Копа могла открывать и преследовать преступников, судить и наказывать их, присуждать и доставлять обиженному вознаграждение и, наконец, не допускать нарушения законов копы. На скопище (собрании) устанавливалась, согласно праву копы, круговая порука, когда вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришельцев. При уголовном деле копа вела «расспрос», а также искала преступника, устанавливала его «лик» (от этого происходит слово «улика»).

Состав

Численность копы могла колебаться от 100 до 300 человек. «Копа собиралась в центральном месте сельской общины, которое называлось коповище или копище, и занималась исследованием и решением дел под открытым небом. Для исследования дел уголовных копа собиралась на месте преступления: в дубраве, в бору, под горою. Если нужно было решить спор о поземельной собственности, то копа собиралась на спорной земле; а когда в округе общины оказывался труп убитого человека, то копа собиралась в том месте, где находился труп или его разрозненные члены». Собиралась копа под звон била, колокола, также на копу созывали подачей светового сигнала — костра.

Одно многолюдное селение могло составлять отдельную общину. Такую общину составляло, например, село Богуринское в Луцком повете ( Волынское воеводство ), принадлежавшее нескольким помещикам. Но общины, состоящие из одного селения, встречались редко; большей частью они включали в себя несколько (от четырёх до десяти) соседних близлежащих весей (сёл), сходатаи которых собирались в особом месте («местечке») . Откуда до сих пор сохранилось название главного села (теперь районного центра) — «мисто». Со временем главное село могло перерасти в город, который сохранял в своём управлении копное право, а его жители назывались мищанами (мещанами).

Правом прийти на копу пользовались лишь домохозяева, женатые мужчины, имевшие кроме собственности и постоянную оседлость. Это были старейшины — главы родов . Их ещё называли сходатаи, судьи копные, мужеве, обчие, то есть общинные мужи. Сыновья и братья, не имевшие отдельных хозяйств, а также женщины являлись в собрание только по особому требованию копы, как правило, для свидетельских показаний.

Присутствовали на копе и старцы, мнение которых спрашивали в тех случаях, когда нужно было вынести приговор на основании давнишних решений копы. Однако, старцы и сходатаи — это не одно и то же. Старцы не имели права голоса на копе, но их советы играли решающую роль.

Присутствовал на копе и священник, он приводил подсудимых к присяге.

Правовые принципы

Копное право основывалось на правиле единогласия — прихода к единому мнению всех собравшихся сходатаев.

На копе поощрялось индивидуальное прощение пострадавшим обидчику, а также искренне всенародное раскаяние преступника. Обязательно учитывалось прощение смертельно раненного и его последняя воля.

Ведению копного суда подлежали все лица простого сословия, имевшие оседлость в округе сельской общины, как, например, крестьяне, свободные поселенцы и мещане городов, не пользовавшихся магдебургским правом . В некоторых случаях власть копы простиралась и на самих помещиков: последние могли добровольно представлять копе решение возникавших между ними споров; но копа могла производить и следствие над помещиком, имевшим, впрочем, право требовать, чтобы дальнейшее исследование дела было предоставлено .

В порядке судопроизводства копа следовала своим древним обычаям; совокупность их называлась в памятниках копным правом; некоторые обычаи этого права вошли в состав литовского статута . По началам копного права, обиженному самому предоставлялось отыскивать своего шкодника (обидчика), собирать доказательства и т. д., что называлось обыском; если истец не мог отыскать шкодника, то он требовал собрания копы. Неявившееся селение по приговору копного суда должно было удовлетворить истца, а само могло искать виноватого.

По установившемуся обычаю, копа всякое дело старалась закончить в три собрания; на первом, если ей нужно было по горячим следам открывать преступление, она называлась горячей, а с третьего — завитою или головною. До завитой копы доходили лишь запутанные дела. Для разъяснения обстоятельств преступления и для открытия виновного копа употребляла два способа: опыт, то есть расспрос на копе сходатаев и других лиц, и лик, то есть исследование улик.

Истец мог объявить, кого он считает преступником, а также мог изъявить подозрение, что кто-нибудь знает преступника, но не хочет его выдать; обвиняемый или подозреваемый должен был дать вывод, то есть очистить себя от подозрения; истец мог требовать, чтобы обвиняемый был подвергнут пытке.

Если после трёх сходок копа объявляла, что не знает ни о преступлении, ни о преступнике, то истец мог выбрать нескольких мужей и потребовать от них присяги в том, что они ничего не знают; если избранный отказывался от присяги, он должен был удовлетворить истца.

Если преступником были оставлены следы, истец, собрав копу, гнал след; каждое селение обязано было отвести след от своих земель; если селение отказывалось отвести след, то должно было удовлетворить истца за причиненный преступником вред. Если истец, производя обыск, отыскивал своего шкодника в каком-нибудь селении, то обращался к сельской громаде, которая, выслушав жалобу истца, обязана была выдать преступника; последний препровождался на место преступления и предавался копному суду; приговорённый к смертной казни тотчас передавался в руки палача.

Когда ответчик отказывался исполнить приговор копного суда, то сходатаи приглашали возного, излагали ему дело и вместе с ним отправляли от себя посланцев в уряд гродский для записи приговора в актовые книги. Постановления свои, или декреты, копный суд большею частью объявлял в словесной форме, но иногда излагал на бумаге .

Решения копного суда исполнялись немедленно, и обжаловать их было практически невозможно.

Разложение общинного права в эпоху феодализма

Мирское общинное самоуправление было присуще германским народам. Но с началом христианизации, и заменой общинно-родового уклада на феодальный, она начинает вытесняться сначала из Западной Европы, а потом и с территории Руси. При Ярославе Мудром на Руси появилась « Русская Правда » — первый писаный уголовно-правовой феодальный кодекс нашей древности. Его аналоги давно уже существовали в Западной Европе. Первоначально государство существовало как надстройка над мирским самоуправлением, однако затем произошла постепенная узурпация общинных функций аристократией и крупными землевладельцами. По словам Милюкова « центральная политическая власть закрепила под собой военно-служилый класс, занявший место отсутствовавшей—или слишком слабой—местной земельной аристократии, а этот служилый класс закрепил под собой крестьянство ».

Следы общинных судов находятся уже в Русской Правде. Ясные и определённые указания о существовании сельских общин с народными копными судами и с древним обычным правом в первый раз находятся в литовском статуте всех трёх редакций. По статуту сельская община является уже стародавним установлением, и копа производит суд и расправу по стародавним обычаям. Третий литовский статут, 1588 г. , распространил копные суды., существовавшие в юго-западной Руси, на некоторые другие области, входившие в состав польского королевства. Тем не менее в XVI и XVII вв. копные суды находятся уже в упадке, а в середине XVIII в. совершенно исчезают, главным образом вследствие усиления власти помещиков. Копное право становится неподвижным и основывается только на старине и давности, вследствие чего перестаёт соответствовать новым условиям общественной жизни.

Наибольшего развития копные суды достигли в западной и юго-западной Руси; но имеются сведения о существовании их, с одной стороны — в Жмуди , с другой — в левобережной Украине , ещё в XVIII веке .

На Русь с Запада активно начало наступать писаное, посполитное (польское) право, а также Магдебургское право для больших городов. Принявшие такое «право» жители городов на копу больше не являлись, а управлялись уже по другим законам. Окрестные сёла произвольно приписывались к такому городу и назывались «околичными». Вместе с Магдебургским правом на сельские общины начала распространяться и власть помещиков. Поначалу помещик владел землями лишь формально; он собирал налоги, а власть принадлежала копе. Но под натиском крепостного права копа перерождается постепенно в сельский суд, на который приглашаются от каждого села по одному сходатаю, а помещик со священником, урядником и несколькими своими приятелями вершат дела так, как им нужно. С 1557 г. помещики получают право даже казнить своих крестьян. Иначе говоря, теперь «характер её функций определялся волей владельца: допускал ли он выборность мирских управителей, как им определялись границы их прав, насколько он стремился поставить под контроль повседневную жизнь крестьян и т. д.»

К XVI в. копной суд сохранился как окружной коллегиальный суд широкой компетенции для простолюдинов, состоявший из непостоянного количества копных мужей и старцев, в зависимости от важности дела легитимный копной суд мог состоять из 10-20 человек. Феодалы часто возбуждали дела именно в копном суде, поскольку его приговор (решение) можно было исполнить немедленно.

В некоторых местах копа, будучи всё ещё жизнеспособной, сохранялась, хотя и в ослабленном виде в структурах нового управления. Но сходатаи уже не могли доказать справедливость своих требований, кроме как давностью своего права. Всё чаще помещик говорил: «Я на голое слово мужицкое платить не приказываю». Иногда помещики просто уводили своих крестьян с копы, а в XVII веке некоторые помещики и вовсе запретили своим крестьянам «принимать участие в общинных судах».

См. также

Примечания

  1. .
  2. , с. 10–11.
  3. Безлюдова М. М. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine М. : Гармония, 2005—279 с.
  4. История государства и права Беларуси : Пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов, В. А. Шелкопляс. — Мн. : Тесей, 2004. — 318, [1] с. — (История государства и права). 2000 экз. ISBN 985-463-090-0
  5. Трофанчук, Г. И. История государства и права Украины: учебное пособие // Великое княжество Литовско-Русское (середина XIV — вторая половина XVI в) // Судебная система и судопроизводство Киев, Юринком Интер. 2011. — 384 с.
  6. Pavel Kostogryzov. // Костогрызов П.И. Общинное право // Антиномии, 2019. Т. 19, вып. 2, с. 67–86.. 11 июня 2020 года.
  7. .
  8. , с. 3.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  10. , с. 47.
  11. Бузин B.C. Этнография русских: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.— 421 с.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Копное право