Interested Article - Убиение святого Петра Мученика (картина Тициана)

Убиение святого Петра Мученика или Смерть Петра Мученика ( итал. Martirio di san Pietro da Verona ) — утраченный алтарный образ , выполненный Тицианом в 1528—1530 годах для базилики Санти-Джованни-э-Паоло , Венеция , Италия . Был уничтожен пожаром 16 августа 1867 года. В настоящее время на его месте находится копия XVII века работы Иоганна Карла Лота .

История

В 1526 году венецианская скуола святого Петра Мученика приняла решение заказать алтарную картину для церкви Санти-Джованни-э-Паоло взамен более раннего алтаря, предположительно работы Якобелло дель Фьоре . Согласно биографам, описывавшим события много лет спустя, заказ был получен Тицианом в результате конкурса, в котором его соперниками были такие знаменитые живописцы как Пальма Старший и Порденоне . Однако современные исследователи не находят этому подтверждения и считают, что братство выбрало Тициана как ведущего художника города, заслужившего широкую известность своей « Ассунтой » и алтарем Пезаро в базилике Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари . Тициан, привлеченный возможностью создать алтарь для главного доминиканского храма Венеции, принял заказ, согласившись на сравнительно небольшую плату в 100 дукатов . При этом контракт не был оформлен должным образом, что впоследствии привело к многолетней тяжбе между художником и скуолой .

Гравюра работы , около 1560 г.

Тициан передал законченную работу 27 апреля 1530 года, за два дня до праздника Святого мученика Петра . Хотя впоследствии картина вызывала всеобщее восхищение, поначалу новаторская композиция и беспрецедентная для того времени экспрессия картины не встретила понимания заказчиков и привела к необходимости требовать оплаты через суд .

Картина была выставлена в алтаре братства Святого Петра Мученика и находилась в церкви Санти-Джованни-э-Паоло до 1797 года, когда после захвата Венеции Наполеоном она была вывезена в Париж . Здесь картина была переведена с дерева на холст . После возвращения в Венецию в 1816 году картина была помещена в капелле Розария той же церкви Санти-Джованни-э-Паоло. 16 августа 1867 года произошёл пожар, который уничтожил картину и всё убранство капеллы .

На протяжении более трех веков своего существования картина вызывала восхищение знатоков и служила образцом для многих поколений живописцев. Сохранилось множество копий картины. В настоящее время на её месте помещена копия конца XVII века работы Иоганна Карла Лота , заказанная в 1691 году для великого принца Тосканы Фердинандо Медичи .

Сюжет и художественные особенности картины

Родившийся в Вероне в начале XIII века святой Пётр был инквизитором Ломбардии и непримиримым борцом с ересями . В 1252 году миланские катары организовали покушение на Петра, которое было совершено нанятым ими убийцей по имени . Карино подстерёг Петра и его спутника Доменико, когда они возвращались из монастыря в Комо , напал на них сзади и несколько раз ударил Петра тесаком по голове. Испуганный Доменико бросился бежать, но был настигнут. Карино нанёс ему семь ударов, вернулся к Петру и поразил его ударом в грудь. Наблюдавшие сцену издали свидетели поспешили на помощь и смогли задержать Карино. Булла о канонизации повествует, что Пётр скончался, произнося первые слова Кредо . Карино впоследствии раскаялся, присоединился к доминиканскому ордену и даже был канонизирован католической церковью .

Доминиканцы считали необходимым проповедовать на примере Петра Мученика борьбу против ереси, что было весьма актуально в Венеции XVI века с её значительной немецкой общиной и угрозой распространения протестантизма .

Композиция алтаря Петра мученика включала в себя три фигуры в натуральную величину, которые были расположены в нижней части картины на переднем плане. В центре — распростёртый на земле святой. Над ним — фигура убийцы, устремлённая вперёд в динамичном выпаде. Линию движения продолжает бегущая фигура Доменико слева. Пространство переднего плана заполнено тремя главными фигурами, включёнными в поток единого движения. В верхней половине композиции, наоборот, кроны деревьев открываются в бесконечное пространство с ангелами, символизируя царство покоя и света.

Простертый на земле окровавленный Пётр протягивает руку к небесам. Его глаза и глаза зрителя устремлены вверх к ангелам и лучам небесного света, которые мерцают сквозь листву деревьев.

Мощная атлетическая фигура убийцы изображена в стремительном движении, его вытянутая по диагонали правая рука готова вонзить меч в тело святого. Несомненно, трактовка сцены представляла собой сложную проблему, поскольку убийца раскаялся в содеянном, встал на путь добродетели и впоследствии был причислен к лику блаженных. Тициан решил эту задачу, соотнеся физическую красоту тела Карино с ужасом его преступления. Пётр, с другой стороны, с христианским смирением ожидает момента своей смерти, не делая попыток сопротивления. Он лишь взывает к вышним силам и, в конечном счете, оказывается победителем в битве за истину и вечную жизнь .

Картина стала самым знаменитым произведением Тициана при его жизни. Никогда прежде алтарь не был столь наполнен драматизмом, динамикой и реализмом. Поначалу не получивший признания заказчиков, он впоследствии изменил традицию и всю дальнейшую траекторию развития венецианского искусства. Критики, ученики и исследователи превозносили, копировали и описывали его на протяжении трёх веков вплоть до гибели во время пожара .

Джорджо Вазари , высоко оценивший картину, оставил её краткое описание:

Однако, возвращаясь к произведениям Тициана, надо сказать, что он написал алтарный образ св. Петра-мученика в церкви Сан Джованни э Паоло, на котором этот святой мученик, изображенный более чем в натуральную величину, среди огромных деревьев, повержен на землю неистовством некоего солдата, который поразил его в голову таким образом, что святой, уже чуть живой, выражает на своем лице ужас смерти, тогда как в другом монахе, который бросился бежать по направлению к зрителю, виден испуг и страх перед смертью; в воздухе же появляются два обнаженных ангела в небесном сиянии, которое освещает прекраснейший пейзаж и всю композицию в целом; эта композиция — самая завершенная, самая прославленная, наиболее грандиозно и лучше всего задуманная и выполненная из всего того, что когда-либо было сделано Тицианом за всю его жизнь .

См. также

Примечания

  1. , p. 315.
  2. , pp. 82—89.
  3. , pp. 315—316.
  4. Charles Hope. . — New York : Harper & Row, Publishers, 1980. — 250 с. — P. 68—69. — ISBN 978-0-06-433375-7 , 978-0-906379-09-7.
  5. , pp. 253—254.
  6. , pp. 254, 279.
  7. , pp. 279.
  8. , pp. 277.
  9. . — New York: Hawthorn Books, 1960. — 218 с. — P. 104.
  10. , pp. 199.
  11. (англ.) . Save Venice Inc. | Dedicated to preserving the artistic heritage of Venice . Дата обращения: 3 декабря 2022. 25 ноября 2022 года.
  12. , с. 69—70.
  13. , с. 71.
  14. , p. 78.
  15. , с. 112—113.
  16. , с. 1.
  17. . www.vostlit.info . Дата обращения: 27 ноября 2022. 27 ноября 2022 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Убиение святого Петра Мученика (картина Тициана)