Знаменский, Пётр Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Васи́льевич Зна́менский ( 1836 , Нижний Новгород — 1917 , Казань ) — русский историк , специалист по истории Русской церкви , член Совета и товарищ председателя Совета Казанского отдела Русского собрания .
Родился 27 марта 1836 года . Был старшим сыном в семье дьякона нижегородской Георгиевской церкви Василия Андреевича Знаменского (ум. в 1851 году). Братом его бабушки со стороны отца, Анны Михайловны, был протоиерей Иоанн Певницкий . Семья Знаменских имела в Нижнем Новгороде собственный дом на Ковалихинской улице .
Учился (с третьего класса) в Нижегородском духовном училище (1846—1850), затем — в Нижегородской духовной семинарии (1850—1856). На последних курсах семинарии заинтересовался философией, которую преподавал в то время , затем — П. И. Раев . Благоприятное влияние на него оказал дядя и крёстный Иван Андреевич, служивший в консистории .
В 1860 году Пётр Знаменский окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия ( диссертация называлась «Обозрение постановлений по церковным делам в России в начале XVII столетия»). В течение года был преподавателем логики и философии в Самарской духовной семинарии , потом вернулся в Казанскую духовную академию, в которой в течение года занимал кафедру математики, а 12 мая 1862 года был перемещён на кафедру русской церковной истории — бакалавром истории. С 1863 по 1866 год он преподавал русскую историю и курс всемирной истории в ; с 1864 по 1873 год читал лекции по общей и отечественной истории в казанском Родионовском институте благородных девиц . С 19 апреля 1865 года был библиотекарем в Казанской духовной семинарии. В 1866 году ему было присвоено звание экстраординарного , в спустя два года — ординарного профессора Казанской духовной академии.
В 1873 году Пётр Знаменский защитил докторскую диссертацию «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра». В 1873—1884 годах он был помощником ректора Казанской академии по церковно-историческому отделению; 22 августа 1886 года Знаменский был утверждён в должности заслуженного ординарного профессора.
В 1873—1879 годах он редактировал оригинальный отдел журнала « Православный собеседник », в 1886—1896 годах был членом редакционного комитета, а в 1896—1897 годах — редактором всего журнала. Одновременно был членом Казанского комитета духовной цензуры. В 1895—1896 годах Знаменский редактировал также неофициальную часть журнала «Известия по Казанской епархии».
В 1892 году был избран почётным членом Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности.
Умер 2 мая 1917 года . Был похоронен на кладбище казанского Преображенского монастыря ; могила не сохранилась.
Главным трудом Петра Знаменского является его сжатое, но полное (Казань, 1870; ) — вышло семь изданий при жизни автора. До этого в духовных школах сказывался недостаток учебных пособий по истории Русской церкви, которые отвечали бы нуждам времени, потому что труды Филарета (Гумилевского) и Макария (Булгакова) , несмотря на свои достоинства, были очень объёмны, а пособие Иннокентия (Смирнова) было не приспособлено для учебных целей. Поэтому появление труда Знаменского было очень своевременным и вскоре оценено научной общественностью. В 1870-х годах это учебное пособие было удостоено премии митрополита Макария . Как богослов , Знаменский через всю свою книгу неуклонно проводит определение церкви по православному учению: «Церковь есть собрание верующих, соединённых между собою верою в Бога, священноначалием и таинствами», как историк, он, вместе с тем, очень хорошо понимает, что собрание верующих, как всякое человеческое сообщество, собиралось постепенно, вырастало и созидалось под неизбежным взаимодействием исторических обстоятельств, благоприятных и неблагоприятных. Церковную жизнь и народные верования Знаменский не ставил в изолированное положение, отрешённое от всех остальных проявлений народной и общественной жизни. В 1896 году Знаменский переделал «Руководство к русской церковной истории» в «Учебное руководство по истории русской церкви» (СПб.: Синод. тип., 1896).
Докторская диссертация Знаменского «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (1873) являлась первой научной монографией по данному вопросу и рассказывала об изменениях в механизме формирования приходского клира и утверждении системы наследования в отношении приходских мест, о политике власти в отношении духовенства, о способах его материального обеспечения. Современный церковный историк Алексей Беглов отмечает: «Исключительно подробное повествование, основанное на самом широком круге опубликованных источников, стало классической работой, которая и сегодня не потеряла своей актуальности, поскольку ещё не появилось новых исследований, столь же масштабных <…> по поставленной задаче и фундаментальных по охвату материала». Вместе с тем, Беглов отмечает главный недостаток исследования: «вопросы приходского устройства поднимались лишь в связи с проблемами истории духовного чина» .
Не менее ценны и монографические исследования Знаменского, которые легли в основу его «Руководства»; каждое из них представляет содержательный этюд по истории русского общества и русской образованности. Знаменский опубликовал также «Историю Казанской духовной академии» (Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891—1892. — 3 т.: ; , ). Николай Лесков написал Знаменскому в одном из писем:
Вы сетуете на то, что вы не художник, а кто же после этого художник? Что же составляет не только силу, но и прелесть вашей истории? Вы большой и прекрасный художник. Лица Вами воспроизводимые живы, образны и всегда описаны с проникновением, а присущее Вам чувство меры и редкая прямота по честности суждения делают Вас совершенно единственным в своем роде
— Куницын Б. М. Молодые годы П. В. Знаменского… // Нижегородская старина. — 2014. — № 39-40. — С. 45.
С 1875 года Знаменский состоял председателем комиссии, составлявшей «Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии» (Т. I—II, Казань, 1881—1885; Т. III при «Православном собеседнике»), которое вышло под его редакцией. Им изданы также «Записки архиепископа Василия Лужинского » (Казань, 1885).