Interested Article - Королевский национальный театр

Королевский национальный театр ( англ. Royal National Theatre ), также известный как Национальный театр и Национальный театр Великобритании — один из трёх наиболее известных в качестве финансируемых за счёт публичных средств театров Великобритании (вместе с Королевской шекспировской компанией и Королевской оперой ).

Со дня своего основания в 1963 году до 1976 года труппа давала представления в театре Олд Вик . Нынешнее здание театра располагается на набережной Темзы , рядом с мостом Ватерлоо , Лондон . Помимо спектаклей в самом здании театра, труппа постоянно проводит турне по другим городам Великобритании .

С 1988 года театру была пожалована приставка «Королевский» , но полное название используется редко. Театр представляет разнообразную программу, которая включает в себя как Шекспира и других всемирных классиков, так и новые пьесы современных авторов. Наличие трёх залов позволяет увеличить количество одновременно показываемых спектаклей, что даёт возможность значительно расширить репертуар на сезон.

В июне 2009 года театр запустил программу « Национальный театр в прямом эфире » ( англ. National Theatre Live , NT Live) — проект трансляций спектаклей театра в кинотеатрах сначала по стране, а затем и по всему миру. На сегодняшний день трансляции проходят более чем в 2000 кинотеатров в 50 странах мира .

В марте 2022 года новым королевским покровителем театра стала Камилла, герцогиня Корнуолльская . Королева Елизавета II была патроном Национального театра с 1974 по 2019 год, когда этот статус был передан Меган Маркл , которая сохраняла его до отказа от всех королевских регалий в 2020 году.

Основание

Вопрос об основании Национального театра впервые был поднят в середине XIX века, когда в Лондоне основными театральным развлечениями были мелодрамы и варьете . Потребность в «серьезном театре» возрастала, а когда в 1879 году Комеди Франсез обосновался в театре «Гэйети», было принято решение о создании «образцового театра», который будет постоянно отдавать должное Шекспиру , в котором будет лучшая британская труппа и школа актёрского мастерства .

Шекспировский мемориальный театр был открыт в городе Стратфорд-апон-Эйвон 23 апреля 1879 года. Его труппу составляла Новая шекспировская компания (теперь Королевская шекспировская компания ). В 1904 году сэр Герберт Бирбом Три основал Королевскую академию драматического искусства при Театре Её Величества . Таким образом, столица всё ещё оставалась без национального театра. Лондонская шекспировская лига, основанная в 1902 году для продвижения Шекспировского национального театра (проект прекратил свое существование в 1916 году), в 1913 году даже приобрела в лондонском районе Блумсбери землю под здание. Работы были приостановлены в связи с началом Первой мировой войны . В 1910 году Джордж Бернард Шоу написал короткую комедию «Смуглая леди» ( англ. The Dark Lady of the Sonnets ), в которой Шекспир хотел встретиться со Смуглой леди, а вместо этого встречает королеву Елизавету I и пытается уговорить её построить национальный театр, чтобы ставить его пьесы. Комедия была частью кампании по продвижению Национального театра.

Наконец, в 1948 году Городской совет Лондона предложил для строительства место рядом с (англ.) (район Саут-Банк ). В 1949 году обеспечивающий материальную поддержку «Закон о Национальном театре» был одобрен Парламентом .

Терраса Национального театра. Вход от моста Ватерлоо

Краеугольный камень был заложен в 1951 году , а десять лет спустя Правительство объявило, что нация не может позволить себе Национальный театр. Правительство действовало жёсткими методами, чтобы сохранить деньги — попытками слить три существовавшие на общественном финансировании в то время компании. В ответ на это Городской совет отказался от арендной платы на землю и оплатил половину стоимости строительства .

В июле 1962 года соглашение было достигнуто, был создан совет по надзору за строительством и отдельный совет по управлению труппой Национального театра и арендой театра « Олд Вик ». 22 октября 1963 года труппа Национального театра сыграла свой первый спектакль, « Гамлет ». Официально труппа оставалась в « Олд Вик » до 1977 года, когда было закончено строительство последнего зала .

Здание

Здание театра было спроектировано архитекторами сэром , Питером Софтли и фирмой Flint & Neill . Строительные работы выполнялись компанией Sir Robert McAlpine .

Уже во время строительства проект вызывал неоднозначные впечатления у окружающих. Историк архитектуры Марк Гироурд описал его как «эстетику сломанных форм». Сэр Николас Певснер , в свою очередь, нашёл бетонные конструкции внутри и снаружи слишком тяжеловесными. Принц Чарльз в 1988 году язвительно заметил, что был найден «хитрый способ построить атомную станцию в центре Лондона так, чтобы никто не возражал». А вот сэр Джон Бетчеман , не будучи любителем брутализма в архитектуре, написал Лэсдану восторженное письмо, в котором описал здание как «неизбежное и законченное» .

«Эстетика сломанных форм»

Несмотря на противоречия, здание театра в 1994 году было внесено в Список зданий, представляющих особую архитектурную или историческую ценность с присвоенным 2-м уровнем (важные здания, представляющие особый интерес) .

В сентябре 2007 года около здания открыли статую Лоренса Оливье в роли Гамлета в честь 100-летия со дня рождения первого художественного руководителя Национального .

Внутри театр представляет собой большой комплекс залов, технических помещений, репетиционных, кинозалов. Войти в Национальный театр можно с набережной через центральный вход и через террасу с моста Ватерлоо . Театр открыт для посетителей с 10 утра до 19:30 вечера, когда начинаются спектакли. Всё время для посетителей доступны рестораны, книжный и сувенирный магазины, туры за кулисы, обучающие программы и познавательные лекции. Современные холлы театра часто используются для перформансов студентов театральных школ Лондона, а в летние месяцы перед зданием на набережной проводятся многочисленные представления на открытом воздухе. В здании располагаются не одна, а целых три сцены (театра) .

Интересной особенностью театра является устроение гримёрных комнат актёров. Они расположены вокруг внутренней воздушной и световой шахты так, что их окна обращены друг на друга. За долгие годы существования театра это породило особую традицию. В «вечер открытия» (обычно не официальная премьера, а предварительный показ для прессы) когда на сцену вызываются «открывающие» (актёры, занятые в первой сцене), остальные актёры подходят к окнам и громко стучат в стекло ладонью, таким образом выражая поддержку и желая удачи тем, кто появится на сцене раньше остальных .

Театр Оливье

Названная в честь первого художественного руководителя Лоренса Оливье, основная сцена Национального построена в форме амфитеатра : полукруглый, поднимающийся под углом зал на 1100 человек обрамляет открытую сцену, обеспечивая отличный обзор с любой точки. К тому же при такой планировке актёр, находящийся на авансцене , может видеть весь зрительный зал. В центре сцены — вращающийся пяти-секционный круг, уходящий на 8 метров вниз под уровень сцены, что позволяет реализовывать любые идеи режиссёров и обеспечивает быструю смену декораций в драматические моменты быстрого развития сюжета. Такая сцена и «полётная» система над ней изначально вызывали много противоречий, и потребовалось почти 10 лет согласований для одобрения проекта .

Ночная подсветка делает здание театра заметной достопримечательностью

Театр Литтлтон

Сцена, названная в честь Оливера Литтлтона , первого председателя Совета Национального театра, построена в форме просцениум и вмещает в себя 890 зрителей.

Театр Дорфман

Дорфман — «самая маленькая, обнажённая и наиболее благоприятная для перестройки из сцен Национального театра» вместимостью 400 человек . До своего закрытия на ремонт в 2013 году сцена носила имя Барона Коттесло , председателя совета Театров Саут-Банк. После ремонта в 2014 году театр переименовали в честь Ллойда Дорфмана, председателя Travelex Group , который пожертвовал Национальному театру 10 млн фунтов .

Художественные руководители

Лоренс Оливье , 1939 год
  • Лоренс Оливье (1963—1973) — наиболее востребованный и успешный британский театральный и киноактёр своего времени, он фактически создал труппу Национального театра, объединив труппы «Олд Вик» и Чичестерского фестивального театров. Помимо режиссуры, Оливье появлялся на сцене во многих успешных постановках. В 1970 году он получил пожизненное пэрство за заслуги перед театром, в 1973 году сложил с себя полномочия.
  • Питер Холл (1973—1988) — принял на себя руководство, чтобы управлять переездом театра в здание на Саут-Банк . До Национального театра Холл был руководителем Мемориального шекспировского театра в Стратфорде, заложил основы Королевской шекспировской компании. Под его руководством Национальный продолжал ставить классические произведения с большим успехом.
  • Ричард Эйр (1988—1997) — до того как занять главный пост долгое время был заместителем Холла.
  • Тревор Нанн (1997—2003) — пришёл в Национальный из Королевской шекспировской компании . Он принес в репертуар театра популистские нотки, впервые поставив на его сцене музыкальные спектакли.
  • Николас Хайтнер (2003—2015) — был заместителем Ричарда Эйра на посту художественного руководителя. Некоторые его успешные постановки послужили основой для фильмов. Среди нововведений Хайтнера были проект обновления театра NT Future , организация проекта NT Live , а также схема, позволяющая посетителям моложе 26 лет покупать входные билеты по 5 фунтов на любой спектакль.
  • Руфус Норрис (2015-) — с 2011 года был заместителем руководителя Национального, поставил ряд успешных спектаклей. Примечательно, что он первый со времён Лоренса Оливье художественный руководитель Национального театра, не имеющий образования университета системы Оксбридж .

Национальный театр в прямом эфире

«Национальный театр в прямом эфире» — проект трансляций лучших спектаклей британских театров в прямом эфире и в записи в кинотеатрах по всему миру. Инициатором проекта выступил художественный руководитель Национального театра Николас Хайтнер.

Я вырос в Манчестере в 60-е годы. Если бы у меня была возможность смотреть [постановки] театра Оливье Национального театра в местном кинотеатре, я бы не вылезал оттуда.

Николас Хайтнер

Проект стартовал в июне 2009 года трансляцией « Федры » Жана Расина с Хелен Миррен , которую в почти в 300 кинотеатрах увидели более 50 тыс. зрителей по всему миру . Сезон продолжили « Всё хорошо, что хорошо кончается » (Шекспир), «Нация» (по роману Терри Пратчетта ) и «Лондонская страховка» Дайена Бусико .

«Национальный театр в прямом эфире» продолжает расширять ареал трансляций и количество доступных к просмотру пьес. Для сезона 2016—2017 годов их число составило 14. Успех проекта доказывают цифры статистики: 15 октября 2015 года трансляцию « Гамлета » театра Барбикан с Бенедиктом Камбербэтчем в заглавной роли показывали 87 % кинотеатров Великобритании . Общее количество зрителей по всему миру превысило 550 тысяч, на сегодняшний день это рекорд для трансляций спектаклей .

Значимые постановки

Год Спектакль Режиссер В главных ролях Примечание
1963 Гамлет ( У. Шекспир ) Лоренс Оливье Питер О'Тул , Майкл Редгрейв Первая постановка труппы Национального на сцене Олд Вик
1964 Королевская охота за солнцем ( П. Шеффер ) Джон Декстер Первая мировая премьера Национального театра
1967 Розенкранц и Гильденстерн мертвы ( Т. Стоппард ) Дерек Голдби Мировая премьера
1971 Долгий день уходит в ночь ( Ю. О’Нил ) Майкл Блэкмор Лоренс Оливье , Констанция Каммингс
1972 Прыгуны ( Т. Стоппард ) Питер Вуд Майкл Хордерн, Дайана Ригг Мировая премьера
1974 Буря ( У. Шекспир ) Питер Холл Джон Гилгуд
1975 Ничья земля ( Г. Пинтер ) Питер Холл Джон Гилгуд , Ральф Ричардсон Мировая премьера
1979 Амадей ( П. Шеффер ) Питер Холл Пол Скофилд , Саймон Кэллоу Мировая премьера
1982 Парни и куколки Ричард Эйр Боб Хоскинс , Джули Маккензи Первый мюзикл, поставленный в Национальном театре
1983 Гленгэрри Глен Росс ( Д. Мэмет ) Бил Брайден Дерек Ньюарк, Карл Джонсон Мировая премьера,
Премия Лоренса Оливье за лучшую новую драму
1987 Антоний и Клеопатра ( У. Шекспир ) Питер Холл Энтони Хопкинс , Джуди Денч Премия Лоренса Оливье за лучшую женскую роль
1990 Воскресенье в парке с Джорджем ( С. Сондхайм ) Стивен Пимлот (англ.) , Мария Фридман Британская премьера,
Премия Лоренса Оливье за лучший новый мюзикл ,
Премия Лоренса Оливье за лучшую мужскую роль в мюзикле
1991 Безумие Георга III ( А. Беннетт ) Николас Хайтнер Найджел Хоторн Мировая премьера,
Премия Лоренса Оливье за лучшую мужскую роль
1993 Аркадия ( Т. Стоппард ) Тревор Нанн Руфус Сьюэлл , Билл Найи Премия Лоренса Оливье за лучшую новую пьесу
1998 Копенгаген Майкл Блэкмор Премия газеты Evening Standard за лучшую пьесу
1998 Оклахома! ( Р. Роджерс , О. Хаммерстайн ) Тревор Нанн Хью Джекман , Морин Липман Премия Лоренса Оливье за лучший возобновленный мюзикл
1999 Honk! (Э.Дрю) Премия Лоренса Оливье за лучший новый мюзикл
2000 Голубой/Оранжевый (Дж. Пенхолл) Роджер Мичелл Чиветел Эджиофор , Билл Найи , Эндрю Линкольн Мировая Премьера,
Премия Лоренса Оливье за лучшую новую пьесу
2002 Берег утопии ( Т. Стоппард ) Тревор Нанн Стивен Диллэйн , Ив Бест Мировая премьера
2003 Опера Джерри Спрингера ( С. Ли ) Мировая премьера,
Премия Лоренса Оливье за лучший новый мюзикл
2003 Тёмные начала (Н.Райт, адаптация романа Ф. Пулмана ) Николас Хайтнер Доминик Купер , Анна Максвелл Мартин , Бен Уишоу Мировая премьера,
Премии Лоренса Оливье за лучшие декорации и лучшую постановку света
2004 Любители истории ( А. Беннетт ) Николас Хайтнер Доминик Купер , Ричард Гриффитс , Френсис де ла Тур Мировая премьера,
Премия Лоренса Оливье за лучшую новую пьесу ,
Премия Лоренса Оливье за лучшую мужскую роль
2009 Федра ( Ж. Расин ) Николас Хайтнер Хелен Миррен , Доминик Купер , Маргарет Тайзек Первый спектакль проекта « Национальный театр в прямом эфире » ( NTLive )
2011 Франкенштейн (Н. Дир, адаптация романа Мэри Шелли ) Дэнни Бойл Бенедикт Камбербэтч , Джонни Ли Миллер , Наоми Харрис Мировая премьера,
Премия Лоренса Оливье за лучшую мужскую роль ,
NTLive
2011 Один слуга, два господина (Ричард Бин) Николас Хайтнер Джеймс Корден , Оливер Крис NTLive
2011 Лондон-роуд (А. Блайт) Руфус Норрис
2012 Загадочное ночное убийство собаки (С. Стивенс) (англ.) Люк Тредэвэй , Никола Уокер Мировая премьера,
Премия Лоренса Оливье за лучшую новую пьесу ,
Премия Лоренса Оливье за лучшую мужскую роль ,
NTLive
2013 «Национальный театр: 50 лет на сцене» — большой спектакль, включивший в себя отрывки из самых популярных постановок и выступлений известных актеров. Николас Хайтнер Рори Киннир , Хелен Миррен , Джоан Плаурайт , Алекс Дженнингс , Джуди Денч и другие NTLive
2014 Король Лир ( У. Шекспир ) Сэм Мендес Саймон Расселл Бил , Анна Максвелл Мартин NTLive
2016 Трехгрошовая опера ( К. Вайль , Б. Брехт ) Руфус Норрис Рори Киннир , Хейдн Гуинн
2017 Гедда Габлер ( Г. Ибсен ) Иво ван Хове Рут Уилсон NTLive
2017 Ангелы в Америке ( Т. Кушнер ) (англ.) Эндрю Гарфилд , Дениз Гоф , Рассел Тови NTLive , Премия Лоренса Ольвие за лучший возобновлённый спектакль
2017 Follies ( Стивен Сондхайм ) Доминик Кук Имельда Стонтон , Джени Ди, Филип Куаст NTLive , Премия Лоренса Оливье за лучший возобновлённый мюзикл
2018 Телесеть (по фильму Сидни Люмета ) Иво ван Хове Брайан Крэнстон , Мишель Докери Премия Лоренса Оливье за лучшую мужскую роль

Примечания

  1. (англ.) . Theguardian.com . The Guardian (7 апреля 2013). Дата обращения: 15 марта 2017. 16 февраля 2017 года.
  2. . Royal National Theatre. Дата обращения: 20 января 2015. 3 февраля 2015 года.
  3. . Дата обращения: 14 мая 2017. 3 августа 2016 года.
  4. . Дата обращения: 19 марта 2017. 27 мая 2018 года.
  5. . Дата обращения: 20 марта 2022. 21 марта 2022 года.
  6. . Дата обращения: 20 февраля 2019. 21 февраля 2019 года.
  7. . BBC . Дата обращения: 20 февраля 2015. 20 марта 2021 года.
  8. Woodfield, James. English Theatre in Transition, 1881–1914: 1881–1914 (англ.) . — Rowman & Littlefield , 1984. — P. 95—107. — ISBN 0-389-20483-8 .
  9. . Дата обращения: 19 марта 2017. 6 июня 2017 года.
  10. Findlater, Richard от 26 марта 2017 на Wayback Machine (1977), also in Callow. Retrieved 1 July 2008.
  11. Theatre Council of Great Britain. Sixteenth annual report 1960-1961. — Лондон : The Arts Council of Great Britain, 1961. — С. 15—17.
  12. . History of the NT . Royal National Theatre. Дата обращения: 1 октября 2009. 22 июля 2010 года.
  13. . Sir Robert McAlpine. Дата обращения: 24 апреля 2016. 8 мая 2016 года.
  14. Pearman, Hugh. (21 января 2001). Дата обращения: 25 апреля 2008. Архивировано из 5 марта 2012 года.
  15. . Дата обращения: 19 марта 2017. 10 марта 2016 года.
  16. . Дата обращения: 14 мая 2017. 26 декабря 2017 года.
  17. Olivia Mull. (англ.) . dezeen.com (6 октября 2014). Дата обращения: 14 мая 2017. 2 июля 2017 года.
  18. Lithgow, John . The New York Times AR7 (13 января 2013). Дата обращения: 19 марта 2017. 20 марта 2021 года.
  19. . 30 декабря 2010 года. at National Theatre website
  20. от 9 июля 2014 на Wayback Machine . Retrieved 29 August 2014
  21. Mark Brown. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (23 октября 2010). Дата обращения: 15 марта 2017. 20 марта 2021 года.
  22. Michael Quinn. . thestage.co.uk (2 июля 2014). Дата обращения: 15 марта 2017.
  23. Darlington W. A. Laurence Olivier. — London: Morgan Grampian, 1968. — С. 90. — ISBN 978-0-249-43970-0 .
  24. Charles Spencer (2005-11-20). "A Titan who Transformed Theatre". The Daily Telegraph .
  25. Andrew Dickson. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (18 ноября 2011). Дата обращения: 14 мая 2017. 2 сентября 2017 года.
  26. Fiachra Gibbons. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (26 сентября 2003). Дата обращения: 17 апреля 2017. 12 марта 2017 года.
  27. Rachel Cooke. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (31 июля 2016). Дата обращения: 17 апреля 2017. 25 апреля 2017 года.
  28. , с. 1027.
  29. Michael Billington. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (26 июня 2009). Дата обращения: 14 мая 2017. 23 июня 2018 года.
  30. Lyn Gardner. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (16 октября 2015). Дата обращения: 15 марта 2017. 18 марта 2017 года.
  31. Maev Kennedy. (англ.) . theguardian.com . The Guardian (6 июня 2016). Дата обращения: 17 мая 2017. 7 июня 2016 года.
  32. Amnon Kabatchnik. Blood on the Stage, 1975-2000: Milestone Plays of Crime, Mystery, and Detection. — Scarecrow Press, 2012. — С. 344—345. — 646 с. — ISBN 978-0-8108-8355-0 .
  33. , с. 297.
  34. , с. 405.
  35. , с. 527.
  36. , с. 613.
  37. , с. 771.
  38. , с. 796.
  39. , с. 937.
  40. , с. 1034.
  41. , с. 1062.

Литература

  • Daniel Rosenthal. . — London: Oberon Books Ltd., 2013. — 1492 с. — ISBN 9781849439435 .

Ссылки

Источник —

Same as Королевский национальный театр