Мария Кристина Амелия Бурбон-Сицилийская
- 1 year ago
- 0
- 0
Сицилийская школа поэзии ( итал. La Scuola Siciliana ) — условное название группы поэтов, писавших стихи на народном языке (volgare) при дворе римско-германского императора и сицилийского короля Фридриха II , примерно с начала 1230-х по 1250-е годы. Сицилийские поэты одними из первых в Италии начали писать стихи не на латыни, а на вольгаре , положив тем самым начало итальянской национальной поэзии.
Термин «сицилийская школа» возник в работах ученых романтического направления, для которых понятие школа имело отрицательный смысл, будучи синонимом искусственности, недостатка свежести и приверженности средневековых поэтов застывшим формам. Этот термин не означает наличия какого-то общего литературного учения, но показывает лишь принадлежность к одной литературной традиции . Сицилийцами же создателей ранней итальянской лирики называл еще Данте , писавший, что:
сицилийская народная речь явно притязает на преимущественную перед другими честь, потому что всякое стихотворение, сочиняемое итальянцами, именуется «сицилийским», и потому что мы знаем, что многие досточтимые уроженцы Сицилии умели петь в высоком стиле, как, например, в их канцонах «Anchor che l’aigua per lo focho lassi» и «Amor, che lungiamente m'ài menato»
— Данте . О народном красноречии . I. XII, 2
В Италии авторитет латыни был сильнее, чем где-либо в Европе, поэтому литература на местном наречии появилась позднее, чем во Франции или Германии. Сказывалось также отсутствие признанного политического и культурного центра. И хотя отдельные попытки писать по-итальянски предпринимались и раньше, например, «Гимн брату Солнцу» Франциска Ассизского , но только с началом деятельности поэтов-сицилийцев этот язык становится языком поэзии.
Поскольку никакого подготовительного периода в становлении сицилийского поэтического языка выявлено не было, существует прямое предположение, что лирика сицилийцев возникла не по собственной инициативе её авторов, а по личному указанию императора, широко образованного человека, который и сам писал стихи. За образец была взята провансальская поэзия и разработанная трубадурами концепция куртуазной любви .
Возникновение сицилийской школы относится к началу 1230-х годов, периоду, когда Фридрих в достаточной степени укрепил свою власть в королевстве и смог приступить к выполнению культурной программы, призванной прославить его правление.
Сохранились имена почти тридцати поэтов и около двух сотен произведений. Основа этого литературного кружка состояла из образованных придворных. Своеобразным главой школы принято считать Джакомо да Лентини , придворного нотария и королевского посланника. Его поэтическое наследие превосходит по объёму сочинения других поэтов и насчитывает один дескорт , более десяти канцон и канцонетт , и два десятка сонетов. Пьер делла Винья (в русской традиции также — Пьетро ), главный нотарий и логофет , королевский секретарь, автор трёх или четырёх канцон и нескольких сонетов, оставил также латинские сочинения.
Уроженцами Сицилии были всего десять поэтов: Джакомо да Лентини , Руджероне да Палермо, Гвидо и , Якопо Мостаччи , , Томмазо ди Сассо , , Маццео ди Рикко и . Остальные происходили или с континентального юга ( Пьер делла Винья из Капуи, Ринальдо и из Кампании, Фолько из Калабрии, из Апулии) или из других областей Италии: Персиваль Дориа был генуэзцем, , , Тиберто Галлициани — тосканцы, аббат Тиволийский из Лация. Кроме этого к школе относят самого Фридриха II, его сыновей Гейнца ( Энцо ), короля Сардинии, и Манфреда , а также испанца Арриго Кастильского . Все эти люди были либо придворными, либо в то или иное время находились в окружении императора.
После смерти в 1250 Фридриха II и начала политической борьбы в королевстве многие поэты покинули Сицилию. Часть перебралась в Тоскану, оказав влияние на формирование местной поэтической школы , в частности, на Гвиттоне д’Ареццо . Отдельные поэты продолжали писать при дворе короля Манфреда , иногда их даже называют вторым поколением сицилийских поэтов .
В отличие от трубадуров, поэты сицилийской школы сочиняли исключительно лирику, воздерживаясь от написания политических стихов, очевидно, потому, что император им таковых не заказывал .
Жанровое разнообразие невелико: в основном канцоны и канцонетты, несколько дескортов , несколько баллат , один контрасто (любовный спор) и два десятка сонетов. Зато были заимствованные из фольклорного репертуара прощальные песни (например, канцонетта Dolze mio drudo, е vatene («Вот ты и уходишь, мой милый друг») Фридриха II), песни крестовых походов и так называемые «женские песни» .
Выяснение языковых особенностей затруднено тем, что произведения сицилийской школы дошли до нас в рукописях, созданных в Тоскане, и при этом местные переписчики постарались всюду, где было возможно, заменить сицилийский диалект тосканским . Предполагают, что и Данте познакомился с произведениями сицилийцев уже в переработанном виде.
Сам великий флорентиец, хотя и был человеком суровым и злоязычным, тем не менее, признавал за сицилийскими поэтами некоторые достоинства, заметив, что «многие тамошние мастера пели возвышенно» и были славой тринакрийской земли . Особенно Данте выделяет канцоны Гвидо делле Колонне «Аmor, che lungiamento m'ài menato» (Как долго был Амором я влеком) и «Anchor che l’aigua per lo focho lassi» (Хотя вода теряет от огня) . Последнюю (ныне её склонны приписывать авторству Якопо да Лентини ) Данте считал образцовой по строению:
Аnсоr che l’aigua per lo foco lassi
|
Вода природе огненной чужда.
|
При том, что поэзия сицилийцев в целом была всего лишь подражанием провансальской, и безнадёжно уступала последней в богатстве форм, образности и количестве жанров, следует отметить несколько достижений, благодаря которым она приобретает самостоятельное значение.
Первое: использование народного языка, который постарались очистить от вульгаризмов, облагородить провансальскими и латинскими заимствованиями, создав своего рода койне (siciliano illustre) , и приблизив его к тому, что позднее назовут литературным языком .
Второе: окончательное отделение поэзии от музыки: если трубадуры , труверы и миннезингеры сочиняли песни, и многие дошли до нас вместе с нотной записью, то стихи сицилийцев изначально были рассчитаны не на пение, а на декламацию. Это привело к изменению в структуре канцоны и появлению одиннадцатисложника , ставшего позднее основным размером итальянской поэзии.
Третье и главное: отказ от музыки вызвал необходимость поиска новых выразительных средств в самом стихе. К тому же поэзию стесняла жанровая заданность канцоны. В результате поэтических экспериментов сицилийцами (по-видимому, Якопо да Лентини) был создан сонет — первая твёрдая форма в западной поэзии .
В отличие от поэзии трубадуров, замечательной именно обилием формальных приемов, изысканной игрой словами и замысловатой версификацией, но при этом использующей стандартный набор смысловых клише, в том числе и при описании любовного чувства , сицилийская поэзия, в лучших своих образцах (особенно в сонетах Якопо да Лентини) не довольствуется «обобщённо-безличной концепцией куртуазной любви, (…) выдвигая на первый план индивидуальное, личное восприятие любви» . От этого, разумеется, ещё очень далеко до настоящего психологизма, но именно сицилийская лирика положила начало тому пути, который найдет завершение в поэзии Петрарки .
Современные исследователи пересматривают идею якобы окончательного «отделения поэзии от музыки» (divorzio tra musica e poesia), которой долгое время держались как основной, рассматривая создание и рецепцию средневековой итальянской лирики. показывает на примерах лирики трубадуров (которая служила моделью для Сицилийской школы), что письменная фиксация музыки — в отличие от фиксации стихов — была совершенно необязательной (puramente opzionale). Дело в том, что один и тот же поэтический текст, как доказывают примеры в различных рукописях (тех традиций, которые хорошо сохранились), поэты могли распевать на совершенно разные мелодии. Таким образом, стихи итальянского (и иберийского) происхождения точно так же распевались, как и (сохранившиеся с музыкальной нотацией) французские, хотя и не факт, что сочинителями мелодий были те же люди, которые сочиняли стихи . Ей вторит исследовательница старинной итальянской музыки и литературы Алессандра Фьори, которая полагает, что настаивать на «разводе» (divorzio) музыки и поэзии у сицилийцев, по меньшей мере, странно, учитывая, что сами термины «канцона» и «сонет» — очевидно музыкального происхождения .
Оценка той или иной литературной школы во многом зависит от господствующих политических взглядов и художественных вкусов эпохи. Высокомерный XIX век вынес сицилийцам суровый приговор. Один из первых исследователей, А. Гаспари, писал: «Поэтическое достоинство старейшей итальянской лирики при отсутствии оригинальности не могло быть значительным» . Сходного мнения придерживался Дж. Кардуччи , а автор популярной (до сих пор) «Истории итальянской литературы» Ф. де Санктис , видный деятель Рисорджименто , ещё и упрекал создателей рыцарской лирики в элитарности и том, что слишком далеки они были от народа .
Изменившееся время по иному расставило акценты и к концу XX века литературоведение, не столь озабоченное мелочным национализмом и классовой борьбой, даёт более взвешенную оценку, не считая рафинированность и тонкий аристократизм сицилийской школы недостатком.