Лейхтенбергский, Николай Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Лейх ( нем. Leich , мн. ж. Leichs ) — жанр и крупная текстомузыкальная форма в творчестве миннезингеров , специфически немецкая разновидность лэ . Большинство сохранившихся лейхов датируются XIII — первой половиной XIV века.
По мнению большинства исследователей, лейх является немецким эквивалентом французского лэ . Несмотря на то, что слово leich отмечается как «музыкальный термин» уже в X веке , а Ноткер Немецкий (ум. в 1022) указывает на различие слов lied и leich , первые образцы лейхов регистрируются не ранее 1190 года, доминируют в течение XIII века и сходят на нет в XIV веке. Таким образом, хронология жанра в целом совпадает с хронологией труверского лэ.
Родство лэ и лейха обнаруживается не только в родственно звучащих терминах, но и в тематике, форме, технике композиции. В тематике выделяются лейх о любви к Прекрасной даме ( Minneleich , см. ; сюда же входят лейхи о Деве Марии) и лейх о Крестовом походе ( Kreuzleich ; содержит призывы к битве с неверными во имя Господа и сюзерена ). Некоторые лейхи близки плачам в стилистике (например, Kreuzleich Генриха фон Ругге оплакивает кончину Фридриха I Барбароссы ).
В форме различают секвенционный и эстампидный типы. В лейхе секвенционного типа пара двухстиховых строф одинаковой метрической структуры распевается на одну и ту же мелодию наподобие строфической григорианской секвенции ; следующая пара строф другой метрической структуры распевается на другую мелодию, таким образом, ни стихи, ни музыка не повторяются. В эстампидном типе стих с его мелодией неоднократно возвращается, наподобие рефрена , как во французском рондо и в эстампиде . Как и лэ у труверов , лейх — самая крупная форма в творчестве миннезингеров. Крупнейший по объёму лейх охватывает более 900 стихов; крупнейший у Фрауэнлоба Лейх о Марии ( Marienleich ) содержит 508 стихов .
Всего сохранилось около 45 лейхов, из которых только четверть — с музыкальной нотацией . Среди известных по имени авторов лейхов: Генрих фон Ругге (сохранился один лейх), Фридрих фон Хаузен и Гартман фон Ауэ (музыка и стихи у двух последних не сохранились), Вальтер фон дер Фогельвейде (1), Рейнмар фон Цветер (1), (5), Тангейзер (6), Отто фон Ботенлаубен (1), Конрад Вюрцбургский (2), Александр Дикий ( ; 1), (3), Фрауэнлоб (3). Из этого списка только у Фрауэнлоба наряду со стихами сохранилась музыка. Как и в других жанрах миннезанга, музыкальный склад лейхов монодический . Высота звука считывается уверенно благодаря диастематическому расположению невм и ключевой линейке (см. иллюстрацию), однако ритм не нотирован. В транскрипциях первой половины XX века преобладали модальные расшифровки ритма. Аутентисты начиная с последней четверти XX века и поныне интерпретируют ритм, как правило, в свободной манере (преобладают иррациональные отношения длительностей соседних уровней), ориентируясь на просодию текста.