Фильмы Сацуо Ямамото
- 1 year ago
- 0
- 0
Сацуо Ямамото ( яп. 山本薩夫 Ямамото Сацуо ). ( 15 июля 1910 , Кагосима , Япония — 11 августа 1983 , Токио , Япония ) — японский кинорежиссёр и сценарист . Общепризнанный социальный критик и полемист , длительное время связанный с японской компартией , считается ярким представителем так называемой «социалистической школы» . Ямамото провёл предвоенные годы в прогрессивной, ориентированной на Запад студии PCL (впоследствии « Тохо ») . В послевоенные годы был одним из зачинателей движения «независимых». С 1948 года был членом Коммунистической партии Японии . В его фильмах зачастую изображена жестокость японской военщины до и во время Второй мировой войны . Он также обращался к теме послевоенной коррупции в японских корпорациях и больницах.
Сацуо Ямамото родился в семье правительственного чиновника младшим из шести братьев. Когда мальчик был ещё совсем маленьким, семейство переехало в город Мацуяму , административный центр префектуры Эхиме , где с 1923 года Сацуо начал посещать среднюю школу (ныне это образовательное учреждение называется ). После того как старший брат уехал в Токио, где поступил в Токийский университет , Сацуо перебрался к брату, где продолжил получать образование . В 1929 году поступил в университет Васэда . Во время учёбы принимал активное участие в левом студенческом движении. Ещё студентом увлёкся театром, драматическим искусством . С группой студентов создал для (Союз пролетарского киноискусства) фильм «Спорт» (1931) . После полицейского ареста за участие в студенческой антивоенной акции Ямамото был отчислен из университета.
По рекомендации известного кинорежиссёра Дайскэ Ито в 1933 году трудоустроился в студию «Камата» кинокомпании «Сётику» , где на первых порах был ассистентом режиссёров Микио Нарусэ и Минору Сибуя . В 1937 году перешёл в новообразованную кинокомпанию PCL (впоследствии «Тохо») , где в том же году дебютировал самостоятельной постановкой фильма «Ваша дочь». Затем снял лирические мелодрамы «Пасторальная симфония» (1938) и «Дорога» (1939).
Во время войны, в 1943 году был постановщиком фильма «Знойный ветер», рассказывающем о людях, работающих в доменном цехе металлургического комбината . В том же году был мобилизован в армию, служил солдатом в Китае. Был репатриирован в июне 1946 года . В сентябре того же года Сацуо Ямамото вернулся в кинокомпанию «Тохо».
Вместе с режиссёром Фумио Камэи поставил антивоенный фильм « Война и мир » ( 1947 ), в котором показана группа штрейкбрехеров, однако фильм подвергся цензуре оккупационных американских властей . Весной 1948 года в «Тохо» начался конфликт между предпринимателями и профсоюзами из-за того, что компания отказалась продлевать коллективный договор и уволила часть сотрудников. Профсоюз объявил забастовку, которая продолжалась двести дней. Одним из руководителей забастовки был Сацуо Ямамото . Началась «чистка красных» и Ямамото был уволен . Уволенные кинематографисты стали объединяться в независимые компании. Вместе с Тадаси Имаи , Акирой Ивасаки и другими, Ямамото основал в 1950 году компанию «Синсэй эйга» , став одним из первых представителей независимой кинематографии в послевоенной Японии. В том же году на деньги профсоюзов поставил фильм « Улица насилия », в котором группа молодёжи выступает против босса мафии и коррумпированных полицейских. Остросоциальные фильмы Ямамото 1950-х годов « Зона пустоты » (по роману Хироси Нома , 1952 ) — об аморализме офицеров внутренних войск императорской армии, « Буря в горах Хаконэ » (по Тэру Такакура, 1952), « Улица без солнца » (по роману Сунао Токунага , 1954 ) — о бессердечных управляющих, пытавшихся перед войной сорвать рабочую стачку. В киноленте «Рёв тайфуна» ( 1956 ) политиканы пытаются незаконно получить страховку, добиваясь сноса якобы аварийного здания школы. « Песня тележки » (по повести Томоэ Ямасира, 1959 ) — история жизни одной крестьянки на протяжении шестидесяти лет. Все эти фильмы были сняты на деньги различных профсоюзных организаций и кооперативов. Для съёмок фильма «Улица без солнца» и некоторых других режиссёр прибегал к методу распространения через профсоюзы среди рабочих билетов на ещё не снятый фильм .
В начале 1960-х положение «независимых» компаний ухудшилось, вытесненные с рынка большими корпорациями, они стали распадаться. Ямамото был вынужден вернуться работать на крупных студиях, однако остался верен кинематографу социальной направленности. Его левые политические взгляды видны даже в костюмных исторических боевиках, традиционных « дзидайгэки » , снятых в 1960-е: «Ниндзя» ( 1962 , поставленный в расчёте на популярную звезду жанра ), «Ниндзя 2» ( 1963 ), « » ( 1967 ), « » ( 1968 ), « Кровавый конец » ( 1969 ). И всё же в 1960-е Ямамото найдёт возможности для реализации остросоциальных проблемных фильмов: « Борьба без оружия » ( 1960 ), «Дело Мацукава» ( 1961 ), « Большая белая башня » ( 1966 , премия Московского кинофестиваля 1967 года ), « Завод рабов » ( 1968 ).
К лучшим работам режиссёра 1970-х годов относятся эпопея « Война и люди » (по Дзюмпэй Гомикаве , в трёх частях — по две серии в каждой, 1970 - 1973 , специальная премия МКФ в Карловых Варах ), «Великолепное семейство» ( 1974 ), «Кольцеобразное затмение солнца» ( 1975 ), « Август без императора » ( 1978 ).
Ямамото продолжал работать вплоть до самой своей смерти: два из его последних фильмов « Перевал Номуги » ( 1979 ) и «Перевал Номуги 2» ( 1982 ) рассказывали о жёстком обращении к рабочим со стороны работодателей в период Мэйдзи .
После съёмок своего последнего фильма Сацуо Ямамото, узнав что смертельно болен, сел за написание автобиографии. Был госпитализирован 19 мая 1983 года и умер от рака поджелудочной железы 11 августа того же года в возрасте 73 лет . Автобиография режиссёра под названием «Мои фильмы — жизнь» была опубликована после его смерти.
Фильмография Сацуо Ямамото | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год | Русское название | Японское название | Название на ромадзи | Английское название в международном прокате | Кинокомпания |
1930-е годы | |||||
1937 | « » | お嬢さん | Ojosan | The Young Miss | P.S.L. |
« » (фильм в двух частях) | 母の曲 前篇 / 母の曲 後篇 | Haha no kyoku (Zenpen; Kohen) | Mother’ s Song (Parts l and 2) | Toho film Tokyo | |
1938 | « » | 田園交響曲 | Den' en kokyokyoku | Pastoral Symphony | Toho film Tokyo |
« » (фильм в двух частях) | 家庭日記 前篇 / 家庭日記 後篇 | Katei nikki (Zenpen; Kohen) | Family Diary (Parts 1 and 2) | Toho film Tokyo | |
1939 | « » | 新篇 丹下左膳 隻手篇 | Shinpen Tange Sazen: I-Iayate hen | Sazen Tange, New Version: Hayate Chapter | Toho film Tokyo |
« » | 美はしき出発 | Uruwashiki shuppatsu | Beautiful Departure | Toho film Tokyo | |
« » | 街 | Machi | The Street | Toho film Tokyo | |
« » | リボンを結ぶ夫人 | Ribon o musubu fujin | A Lady with a Ribbon | Toho film Tokyo | |
1940-е годы | |||||
1940 | « » | そよ風父と共に | Soyokaze chichi to tomo ni | In the Breeze, with Father | Toho film Tokyo |
« » | 姉妹の約束 | Kyodai no yakusoku | Sisters’ Promise | Toho film Tokyo | |
1941 | « » | 歌へば天国 | Utaeba tengoku | Heaven When I Sing | Toho film Tokyo |
1942 | « » | 翼の凱歌 | Tsubasa no gaika | Winged Victory | Toho film |
1943 | « » | 熱風 | Neppu | Hot Winds / Searing Wind | Toho film |
1947 | « Война и мир » (с режиссёром Фумио Камэи ) | 戦争と平和 | Senso to heiwa | War and Peace / Between War and Peace | Toho |
1949 | « » | こんな女が誰にした | Konna onna ni dare ga shita | Who Turned Me into This Kind of Woman? | Toyoko |
1950-е годы | |||||
1950 | « Улица насилия » | ペン偽らず 暴力の街 | Pen itsuwarazu: Boryoku no machi | Street of Violence | Daiei Motion Picture Company |
1952 | « Буря в горах Хаконэ » (с режиссёром Киёси Кусуда) | 箱根風雲録 | Hakone fuun roku | Storm Clouds Over Hakone | Shinsei Eiga |
« Зона пустоты » | 真空地帯 | Shinku chitai | Vacuum Zone | Shinsei Eiga | |
1954 | « На исходе дня » | 日の果て | Hi no hate | To the End of the Sun | Клуб молодых актёров |
« Улица без солнца » | 太陽のない街 | Taiyo no nai machi | The Sunless Street | Независимый фильм | |
1955 | « Когда любишь » (эпизод 3 — «Когда любишь») | 愛すればこそ 第三話 愛すればこそ | Ai sureba koso. dai san wa ai sureba koso | If You Love Me (segment 3 — If You Love Me) | Независимый фильм |
« » («История ряски») | 浮草日記 | Ukigusa nikki | Duckweed Story | Yamamoto Production | |
1956 | « » | 雪崩 | Nadare | Avalanche | Toei Tokyo |
« » | 台風騒動記 | Taifu sodoki | Trouble about a Typhoon | Yamamoto Production | |
1958 | « » | 赤い陣羽織 | Akai jinbaori | The Scarlet Cloak | Yamamoto Production |
1959 | « Песня тележки » | 荷車の歌 | Niguruma no uta | The Cart Song | Всеяпонская Ассоциация сельских фильмов |
« » | 人間の壁 | Ningen no kabe | The Human Wall | Yamamoto Production | |
1960-е годы | |||||
1960 | « Борьба без оружия » | 武器なき斗い | Buki naki tatakai | The War without Weapons / Battle without Arms | Дайто |
1961 | « » | 松川事件 | Matsukawa jiken | The Matsukawa Derailment Incident | Профсоюзы и общественные организации |
1962 | « » | 乳房を抱く娘たち | Chibusa o idaku musumetachi | The Girls Who Embrace Udders | Всеяпонская Ассоциация сельских фильмов |
« » («Банда убийц») | 忍びの者 | Shinobi no mono | Band of Assassins / The Ninja | Daiei Studios | |
1963 | « » | 赤い水 | Akai mizu | Red Water / The Red Tattoo | Daiei Studios |
« » («Банда убийц 2») | 続・忍びの者 | Zoku shinobi no mono | Band of Assassins 2 / The Ninja Part 2 | Daiei Studios | |
1964 | « » | 傷だらけの山河 | Kizudarake no sanga | The Public Benefactor / The Tycoon | Daiei Studios |
1965 | « » | にっぽん泥棒物語 | Nippon dorobo monogatari | The Burglar Story | Daiei Studios |
« » | 証人の椅子 | Shonin no isu | The Witness Chair | Yamamoto Production | |
« » | スパイ | Supai | The Spy | Yamamoto Production | |
1966 | « Точка замерзания » | 氷点 | Hyoten | Freezing Point | Daiei Studios |
« Большая белая башня » | 白い巨塔 | Shiroi Kyotô | The Great White Tower | Daiei Studios | |
1967 | « » | にせ刑事 | Nise keiji | The Bogus Policeman | Daiei Studios |
« » | 座頭市牢破り | Zatôichi rôyaburi | Zatoichi The Outlaw | Daiei Studios | |
1968 | « Завод рабов » | ドレイ工場 | Dorei kojo | Профсоюзы и общественные организации | |
« » («Невеста из ада») | 牡丹燈籠 | Botan-dôrô | A Tale of Peonies and Lanterns / The Bride from Hell | Daiei Studios | |
1969 | « » | ベトナム | Betonamu | Vietnam | Production Committee |
« Кровавый конец » | 天狗党 | Tengu-tô | Blood End | Daiei Studios | |
1970-е годы | |||||
1970 | « Война и люди. Часть 1: Увертюры судьбы » | 戦争と人間 第一部 運命の序曲 | Senso to ningen: Unmei no jokyoku | Men and War | Nikkatsu |
1971 | « Война и люди. Часть 2: Любви и печали гор и рек » | 戦争と人間 第二部 愛と悲しみの山河 | Senso to ningen II: Ai to kanashimino sanga | Men and War, Part Two | Nikkatsu |
1973 | « Война и люди. Часть 3: Окончание » | 戦争と人間 第三部 完結篇 | Senso to ningen III: Kanketsuhen | Man and War, Part III | Nikkatsu |
1974 | « » | 華麗なる一族 | Karei-naru ichizoku | The Family | Geiensha Company |
1975 | « » | 金環蝕 | Kinkanshoku | Annular Solar Eclipse | Daiei Motion Picture Company |
1976 | « » | 不毛地帯 | Fumô chitai | The Barren Zone | Geiensha Company |
« » | 天保水滸伝 大原幽学 | Tenpo suiko-den: ohara yugaku | Daiei Eiga | ||
1977 | « » | トンニャット・ベトナム | Tonnyatto betonamu | Nikkatsu | |
1978 | « Август без императора » | 皇帝のいない八月 | Kôtei no inai hachigatsu | August without Emperor | Shôchiku Eiga |
1979 | « Перевал Номуги » | あゝ野麦峠 | Ah! Nomugi toge | Oh! The Nomugi Pass | Shin Nihon Eiga |
1980-е годы | |||||
1981 | « » | アッシイたちの街 | Asshii-tachi no machi | Daiei Motion Picture Company | |
1982 | « » | あゝ野麦峠 新緑篇 | Ah! Nomugi toge — Shinryokuhen | Toho Company |