Азерская, Елизавета Григорьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Елизавета Григорьевна Мамонтова (урожд. Сапожникова ) ( 1 (13) сентября 1847 — 25 октября ( 7 ноября ) 1908 , Москва ) — культурный и общественный деятель, благотворительница, одна из основательниц Абрамцевского художественного кружка , собирательница предметов народного искусства, супруга Саввы Ивановича Мамонтова , мать Веры Саввичны Мамонтовой , знаменитой « Девочки с персиками ».
Будущая благотворительница родилась 1 сентября 1847 года в семье известного московского купца-шелкоторговца Григория Григорьевича Сапожникова (1810—1847), сооснователя торгово-промышленного дома « А. и В. Сапожниковы » и его супруги Веры Владимировны (в девичестве Алексеевой ), родной тётки Константина Сергеевича Станиславского , семья которой также владела текстильным производством. Крёстными родителями Елизаветы стали московский купец 2-й гильдии Михаил Яковлевич Маслов и её родная бабушка, московская купчиха 1-й гильдии Елизавета Александровна Алексеева.
Лиза получила хорошее образование, с юности увлекалась музыкой и поэзией. В 1864 году она совершила своё первое путешествие по Европе, побывала в Германии, Франции и Италии. Известно, что она брала уроки у Клары Шуман-Вик, жены знаменитого композитора Роберта Шумана . Во время этой поездки семнадцатилетняя Елизавета познакомилась со своим будущим мужем Саввой Ивановичем Мамонтовым .
Савва Иванович Мамонтов и Елизавета Григорьевна Сапожникова обвенчались 24 апреля 1865 года в храме Сергея Радонежского в усадьбе Мамонтовых . Летом они уехали в свадебное путешествие, а вернувшись, поселились в Москве в собственном особняке по адресу Садово-Спасская, 6 , который приобрел для молодых отец жениха .
Вместе c мужем Елизавета Григорьевна неоднократно бывала за границей. В Италии она встречалась со скульпторами Марком Матвеевичем Антокольским , Михаилом Петровичем Поповым , Матвеем Афанасьевичем Чижовым , историком искусства Адрианом Викторовичем Праховым , художниками Алексеем Петровичем Боголюбовым и Фёдором Андреевичем Бронниковым . Общаясь с ними, она познакомилась со многими памятниками архитектуры, галереями, музеями. Здесь окончательно сформировались её жизненные интересы, определился круг друзей . Особенно доверительные отношения сложились у неё с русскими художниками — Михаилом Васильевичем Нестеровым , Ильёй Семёновичем Остроуховым , Виктором Михайловичем Васнецовым и Василием Дмитриевичем Поленовым . Валентин Александрович Серов , привезённый в Абрамцево ребёнком, воспринимал Мамонтову как вторую мать .
В браке с Мамонтовым родила пятерых детей, всех их назвали по буквам имени отца — САВВА: Сергей , Андрей (1869—1891), Всеволод , Вера , Александра (1875—1952) .
Весной 1870 года Мамонтовы приобрели имение Абрамцево — усадьбу, где часто бывали и творили Илья Ефимович Репин , Виктор Михайлович Васнецов , Аполлинарий Михайлович Васнецов , Василий Дмитриевич Поленов , Елена Дмитриевна Поленова , Павел Петрович Трубецкой , Илья Семёнович Остроухов , Михаил Александрович Врубель , Михаил Васильевич Нестеров , Константин Алексеевич Коровин , Исаак Ильич Левитан , Александр Терентьевич Матвеев и другие .
Здесь вокруг семьи Мамонтовых сложился особый Абрамцевский кружок из представителей литературы и искусства, которых объединяло общее стремление к развитию русского национального искусства, опирающегося на народное творчество и его художественные традиции. Члены кружка считали необходимым ввести художество в повседневную жизнь.
Творчеству в Абрамцеве способствовали не только материальная поддержка Саввы Ивановича и прекрасная русская природа, но и уют домашнего очага, который создавала хозяйка усадьбы — Елизавета Григорьевна Мамонтова .
Вспоминая о своем пребывании в Абрамцеве, художник Михаил Васильевич Нестеров писал:
Величайший житейский такт, мудрость жизни, неусыпная мысль к доброму деланию, скромность, простота. Религиозность без ханжества. Христианка в самом живом деятельном проявлении. Чудная мать, заботливая хозяйка… друг меньшой братии с прекрасной инициативой в области просвещения и прикладных искусств. При всем том обаятельная в обращении с людьми, с привлекательным лицом, тихими, немного прищуренными глазами и несколько печальной, приятной улыбкой» .
«В Абрамцеве меня пленял не столько сам великолепный Савва Иванович, сколько его супруга Елизавета Григорьевна и та обстановка жизни, которая создавалась вокруг нее. Там было чему поучиться, и я жадно впитывал все то, что давала жизнь в Абрамцеве» .
Абрамцево, там иная жизнь... Жизнь, с одной стороны, трудовая, постоянные наезды Елизаветы Дмитриевны Поленовой, заботы о школе, об Абрамцевской мастерской, которая тогда только что начинала свое существование, занятия самой Елизаветы Григорьевны все это мне нравилось, я всматривался во все это и говорил себе: «Вот как надо устроить свою жизнь. Вот где ищи правды, ищи такой красоты»... Любовался церковкой, избушкой на курьих ножках, любовался портретом Верушки Мамонтовой. С другой стороны — приезды великолепного Саввы Ивановича, его затеи, бросание денег, пикники, кавалькады, праздность, его окружение художниками, разными артистами - все это так разнилось от первого. И любил я это первое, к нему тянулся и боялся, дичился второго. К нему не мог привыкнуть никогда... Два быта, две жизни открылись моим глазам .
Начало коллекционированию русской старины было положено летом 1881 года. Когда во время прогулки Елизаветы Григорьевны в компании художников Ильи Репина, Поленова и Васнецова в соседнее село Репихово , их внимание привлекла резная доска на одном из домов, украшенная изящным растительным орнаментом. Не долго думая, она была выкуплена у хозяина дома и принесена в Абрамцево. С этого времени члены кружка стали регулярно обследовать окрестности усадьбы, а молва о скупке в Абрамцеве старинных вещей распространилась по всей округе.
Жена Василия Дмитриевича Поленова Наталья Васильевна вспоминала:
Осенью того же года, Поленов привез из имения брата, Саратовской губернии, три деревянных валька, покрытых тончайшей геометрической резьбой, сделанных мельником в свободное от работы время, и подарил их Елизавете Григорьевне. Этими приобретениями было положено начало Абрамцевскому собранию предметов крестьянского обихода и остальных украшений построек .
Через четыре года, в мае 1885 года, в Абрамцево по инициативе Елизаветы Григорьевны был открыт музей русского народного искусства — один из первых музеев такого рода в России. В его собрание вошли предметы домашнего быта: резные и расписные прялки (ярославские, архангельские, городецкие, владимирские, вологодские, костромские), посуда (ковши, солонки, братины, ендовы, туеса, бураки), пряничные доски, рубели, образцы народной одежды (старинные рубахи, понёвы , сарафаны , фартуки, пояса), вышивка, образцы русской набойки, игрушки, мебель, детали крестьянского жилища (карнизы, пилястры, наличники), старинные изразцы. Первоначально предметы были выставлены в рабочем кабинете Саввы Мамонтова, расположенном в мезонине главного усадебного дома, затем переместились в большую столовую усадьбы .
Посетителями музея не раз становились знаменитые гости Абрамцева. Так, летом 1887 года в нём побывал российский фольклорист, академик Фёдор Иванович Буслаев , снимавший дачу в близлежащей Ахтырке . К коллекции музея обращалась, работая над иллюстрациями к русским сказкам, Елизавета Дмитриевна Поленова. Костюмным отделом музея не раз пользовался Виктор Васнецов. Под воздействием собирательского опыта Елизаветы Мамонтовой формировались интересы таких коллекционеров, как Илья Семёнович Остроухов , Виктор Михайлович Васнецов и Василий Дмитриевич Поленов .
Интерес к народной культуре побудил Мамонтову и Поленову к созданию серии иллюстрированных книжек — житий святых, а также сказок «Маша и Ваня», « », « Сынко Филипко ».
Предметы старины сыграли свою роль и в создании декораций для постановок, осуществлявшихся на домашней абрамцевской сцене. В 1882 году при постановке пьесы Александра Николаевича Островского « Снегурочка » хор и некоторые солисты были одеты в «настоящее русское платье, образцы которого хранились в Абрамцевском музее» .
Большое значение собрание народного искусства имела для деятельности кустарных мастерских, созданных Елизаветой Мамонтовой в 1876 году — столярной, керамической и женских рукоделий. Верным её помощником и художественным руководителем мастерских стала художница Елизавета Дмитриевна Поленова , младшая сестра Василия Дмитриевича Поленова . Об этой инициативе Елизавета Григорьевна Мамонтова писала художественному критику Владимиру Васильевичу Стасову следующие строки:
В это время моя столярная мастерская уже существовала, но работали в ней простые вещи, не по художественным образцам. Елене Дмитриевне первой пришла мысль ввести резьбу и искать образцы по избам. С этой целью мы начали обходить деревни в Дмитровском и Подольском уездах, а затем ездили не раз в Ярославскую губернию, где лучшие вещи нашли около Ростова в селе Богородском».
Первые образцы мебели заказывались Елизаветой Григорьевной в Москве, в Абрамцеве их только расписывали. Первым опытом Елены Дмитриевны был шкаф, расписанный ею совместно с Виктором Васнецовым. Затем она стала разрабатывать новые эскизы резной мебели и утвари, которые абрамцевские мастера воплощали в жизнь . Деятельность мастерской легла в основу создания самобытной школы абрамцево-кудринской резьбы .
«Наша цель — подхватить еще живущее народное творчество и дать народу возможность развить его. Резьба, как искусство, такое родное, такое свое дело для мальчика, взятого из крестьянской семьи, что он ее чувствует сам собой и превосходно исполняет. С нами был такой случай: во время одной из поездок мы увидели у одной старухи очень красивый резной валек, хотели его купить, нам говорят, что продать его могут с удовольствием, но что его сделал Иван Кошелев, тот самый малый, который учится теперь столярничать в Абрамцевской мастерской… А резал он его до поступления в мастерскую…»
— писала Елена Поленова Владимиру Васильевичу Стасову .
К работе в столярной мастерской со временем были привлечены художницы Мария Фёдоровна Якунчикова и .
Столярная мастерская изготавливала предметы народных промыслов и мебель для продажи в Москве, работая по заказам частных лиц. Среди заказчиков мебели были московские помещики — граф Сергей Дмитриевич Шереметьев , купец , семья Вогау и другие .
Продукция керамической мастерской и мастерской женских рукоделий продавалась в Москве: в магазине при Кустарном музее Московского земства , на «Складе резных по дереву вещей учеников столярной мастерской сельца Абрамцева» на Поварской улице, а затем — с 1890 года в «Магазине русских работ» на Петровке .
Опыт Абрамцевских мастерских был положен в основу идеи искусствоведа Адриана Викторовича Прахова о создании школ кустарного ученичества .
В 1898 году Елена Дмитриевна Поленова умерла. Её смерть во многом отразилась на художественной стороне абрамцевских изделий: резьба, совершенствуясь технически, теряла красоту, появились подражания. В 1905 году в мастерской было уже 4 мастера и 24 подмастерья, однако первоначальный характер мастерская утратила. Она давала крупный заработок кустарям, но уже не имела прежнего воспитательного значения для округи .
Впоследствии эти мастерские положили начало Абрамцевскому художественно-промышленному колледжу имени Виктора Михайловича Васнецова, отметившему недавно 140-летие .
Елизавета Григорьевна активно занималась благотворительной деятельностью. Заботясь о просвещении и здоровье крестьян, она организовала на границе имения «культурный посёлок». В 1873 году была организована лечебница для крестьян окрестных деревень. В больнице работала фельдшерица, а по воскресеньям стал приезжать доктор. Елизавета Григорьевна выдавала лекарства и следила за ходом болезни . В 1874 году открылась школа для детей. С 1876 года при школе и была основана столярно-резчицкая мастерская, где изготавливали предметы народных промыслов и мебель для продажи в Москве. В 1894 году в Хотьково была открыта народная читальня, в 1897 году её перевели в Абрамцево. В 1898 году в Ахтырке открыли школу для девочек.
Усадьба, задуманная и используема владельцами как культурный центр, не исключала достаточно развитого частного хозяйства.
В последние годы жила в Москве на Спиридоновке , д. 18, в доме своего зятя Александра Дмитриевича Самарина .
Пережила двоих своих детей. В 1891 году, простудившись при работе во Владимирском соборе в Киеве , умер сын Андрей. В 1907 году, после трёх дней воспаления лёгких, умерла дочь Вера , мать троих маленьких детей. Её детский портрет, знаменитая « Девочка с персиками » работы молодого Валентина Александровича Серова, подаренный Елизавете Григорьевне, вплоть до 1914 года находился в столовой Абрамцевского усадебного дома, где и был написан в 1887 году. Через 10 месяцев после смерти дочери, 25 октября 1908 года, Елизаветы Григорьевны не стало. Она была похоронена в Абрамцеве возле Спасской церкви, рядом с мужем и дочерью.
Внучка Мамонтовых Елизавета, будучи на похоронах бабушки совсем ребёнком, рассказывала в мемуарах, что "ярче всех запечатлелся в её памяти художник Валентин Александрович Серов , горько плакавший над гробом Елизаветы Григорьевны. Когда его попросили нарисовать её в гробу, он долго всматривался в её лицо и потом сказал сокрушенно: «Нет, не могу» .