Школа Чистой земли
- 1 year ago
- 0
- 0
«Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» ( нем. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie , 1913 ), или «Идеи I» , — философский трактат Э. Гуссерля , наиболее полное и последовательное изложение основ его феноменологического учения.
Полное название книги — « Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию »; она также часто упоминается под названием «Идеи I».
Книга была впервые опубликована в 1913 году , в первом номере «Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям» и одновременно отдельным изданием в издательстве Макса Нимейера.
Гуссерлем были задуманы и готовились ещё две книги «Идей», «Идеи II» даже были дважды подготовлены к печати ассистентами Гуссерля, но обе эти редакции не удовлетворили Гуссерля; «Идеи II» и «Идеи III» были опубликованы лишь посмертно, в . Они известны значительно меньше, чем «Идеи I».
Хотя «Идеи I» вызревали у Гуссерля в течение более десятилятия, сам текст был написан, по его собственным словам, «в течение 6 недель, без набросков, которые послужили бы основой, словно бы в трансе» .
Первый перевод книги — на английский язык — был выполнен в 1931 году.
Часть учеников Гуссерля расценила его новые концепции, сформулированные в книге, как отход от принципов, высказанных им ранее в «Логических исследованиях» . Роман Ингарден вспоминал о впечатлении, произведённом выходом «Идей I»: «На семинаре 1913/1914 гг. мы читали их вместе с Гуссерлем и слушали его комментарии к этой книге. И там, на семинаре, возникло определенное удивление. Это было не то, что мы ожидали. Вдруг мы читаем такие положения: „Если мы вычеркиваем чистое сознание, то мы вычеркиваем мир“ (!); „Если нет чистого сознания, то нет и мира“ (!). Гуссерль многие годы учил нас: назад, к вещам, к конкретному, не к абстрактному, не к теориям и т. д.! Ближе к конкретному! — таков был лозунг». Вместо этого в «Идеях I» разворачивается учение о трансцендентальной редукции , выводящей к чистому сознанию и чистому Я .
Основное содержание «Идей I» составляют: