Interested Article - Чуриков, Иван Алексеевич


- 2020-03-13
- 1
Ива́н Алексе́евич Чу́риков (известен также как Братец Иоанн или Иоанн Самарский ; 15 января 1861 , деревня Александро-Гайская волость, Новоузенский уезд , Самарская губерния — 8 октября 1933 ) — основатель российского религиозного движения, известного как чуриковцы .
Биография
С 7 до 14 лет Чуриков жил в Самаре , где воспитывался и был в услужении у своего дяди Николая, который торговал рыбой и бакалейными товарами.
В детстве и юности Чуриков неоднократно участвовал в «беседах» — религиозных собраниях крестьян в праздничные дни (в то время в Поволжье было распространено такое религиозное направление как ). Впоследствии такие беседы стали прообразом его собственных собраний.
Чуриков женился, стал содержателем трактира , но его жена психически заболела, а сам он практически разорился. Чуриков решил, что это Божье наказание, в 1889 году он распродал остатки имущества, раздал вырученные деньги нищим и отправился странствовать. В 1892 году он стал носить вериги .
В 1884 году Чуриков поселился в Санкт-Петербурге , где в помещении башмачной мастерской на Лиговке начал проповедовать среди городской бедноты, причём главным мотивом этих проповедей был вред пьянства. У Чурикова появилось множество приверженцев.
С лета 1893 года Чуриков около года жил в Кронштадте , где его, возможно, благословил Иоанн Кронштадтский (по крайней мере, так утверждают последователи Чурикова).
Чуриков неоднократно задерживался полицией, которая требовала от него прекратить проповеди. В феврале 1897 года Чуриков был выслан на родину «за устройство бесед, противных духу православного вероучения», а также за выступления против проводившейся в то время всеобщей переписи населения (Чуриков говорил, что «всякая перепись приносит народу бедствия, как то было во времена ветхозаветные при Давиде и во время явления Спасителя при Ироде »).
После высылки из Петербурга Чуриков поселился в Новоузенске , где у него также появились последователи. Его вновь задержала полиция, он был допрошен самарским губернатором, а затем по рекомендации митрополита Санкт-Петербургского Палладия его отправили в Самарскую больницу для душевнобольных , где он пробыл почти полгода, но после освидетельствования местными врачами был признан ими «чистейшим жуликом и шарлатаном» и выписан.
После этого Чуриков вернулся в Петербург, где вместе с юристами попытался создать «Общество ревнителей Православной веры». Но при попытке регистрации общества 10 мая 1900 года Чуриков был арестован и на четыре месяца заключён в тюрьму Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале по обвинению в сектантстве. Он был освобожден из заключения по указу императора благодаря заступничеству либерально настроенных петербуржцев и священника Спасо-Преображенской церкви на Петроградской стороне о. Василия Лебедева.
После освобождения Чуриков пошёл работать сиделкой в приют, где занялся проповедями среди его обитателей. Петербургские купцы помогли ему приобрести дом на Петровском острове , где по воскресениям устраивались массовые (до 2000 человек) трезвеннические собрания. Затем Чуриков организовал строительство двухэтажного особняка в Обухове , который был назван «Молитвенный дом братца Ивана Чурикова». Врачи отмечали эффект от деятельности Чурикова, доктор С. Тривус даже отсылал своих неизлечимых пациентов-алкоголиков к Чурикову.
В 1905 году Чуриков купил надел земли в распродаваемом имении Ново-Петровское близ Вырицы для создания колонии трезвенников. В 1908 г. колония была зарегистрирована как «Общество взаимной помощи». Это было хорошо организованное товарное хозяйство по производству мясных и молочных продуктов, половина земли использовалась для выращивания хлебов. Колонией даже был приобретён первый в Петербургской губернии трактор. В 1910 году чуриковцы стали вегетарианцами . 8 января 1911 года министр внутренних дел Пётр Столыпин утвердил устав «Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников».

В октябре 1912 года Чуриковым была открыта школа, просуществовавшая год, однако в 1913 году петербургский градоначальник запретил ему вести религиозные беседы. В марте 1913 года миссионерский совет объявил Чурикову, что если сроком до 1-го августа он не покается в заблуждениях, то будет лишён причастия. 27-го апреля 1913 года состоялась застенографированная беседа епископа Никодима [ какого? ] с Чуриковым. В 1914 году был издан указ Петроградской духовной консистории о признании Чурикова сектантом.
После Февральской революции 1917 года Временное правительство разрешило Чурикову продолжать беседы и проповеди в его доме в Обухове. В 1918 году «Общество трезвенников» было преобразовано в официально зарегистрированную исполкомом Петросовета сельскохозяйственную «Трудовую Коммуну трезвенников Братца Иоанна Чурикова».
В сентябре 1923 года обновленческие лидеры А. И. Введенский и А. И. Боярский начали переговоры с Чуриковым. В декабре 1923 года Чуриков и его сторонники присоединились к обновленческой церкви. Однако вскоре Чуриков разочаровался в обновленчестве и прервал контакты с представителями всех православных церковных структур.
На областной сельскохозяйственной выставке 1924 года коммуна чуриковцев была награждена дипломом за свои достижения. Когда в январе 1924 года умер В. И. Ленин , то в общине чуриковцев была прервана проповедь, и Иван Чуриков почтил речью память ушедшего вождя, а затем все дружно спели усопшему «Вечную память».
В 1928 году дом общины в Обухове был закрыт и опечатан милицией, а земли и инвентарь коммуны были переданы новообразованному совхозу «Красный семеновод». Чуриков и оставшиеся его последователи были вынуждены снова переселиться в Вырицу.
Проповеди Чурикова в Вырице продолжались до апреля 1929 года, когда он был арестован ОГПУ . В сентябре 1929 года он был приговорен Особым Совещанием при коллегии ОГПУ к трём годам заключения по обвинению в контрреволюционной агитации и помещён в Ярославский политизолятор . 7 марта 1932 года срок заключения ему был продлён ещё на три года.
По официальным сведениям, Чуриков скончался 8 октября 1933 года при отправке в Бутырскую тюрьму . Место его захоронения неизвестно.
Литература
- Краснов-Левитин А. Э. , . — М. : Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. — 672 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 9).
- Паламодов С. Ю. «Имя мое грешное помяните…». — СПб. : Алетейя, 2011. — 212 с. — ISBN 978-5-91419-448-9 .
- Апостол трезвости. Иоанн Алексеевич Чуриков / авт.-сост. М. П. Комков, В. В. Плотникова. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2014. — 239 с. — ISBN 978-5-91419-994-1 .
- Иванов В. А., Колошинская Н. В. // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. — 2015. — № 21 . — С. 119—140 .
- Шинкевич С. М. Иван Чуриков и созданное им движение народных трезвенников // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. — 2016. — № 17. — С. 81-95.
- Егоров В. А. Трезвенническое движение в России на примере деятельности Братца Иоанна Чурикова (Самарского) // Modernity: человек и культура : Сборник материалов XXII межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 19-20 декабря 2019 года. — Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия, 2020. — С. 191—199.
Ссылки

- 2020-03-13
- 1