Interested Article - Срединный путь
- 2021-10-12
- 1
Срединный путь ( санскр. IAST : madhyamā pratipada ; пали IAST : majjhimā-paṭipadā ; тиб . དབུ་མའི་ལམ། Umaylam ; кит . 中道, пиньинь zhōngdào, палл . чжун дао ; яп . 中道 тюдо ) — восьмеричный путь , указанный Буддой и ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары с помощью аспектов мудрости, нравственности и духовной дисциплины. В более концептуальной форме
срединный путь — это буддийское понятие, заключающееся в стремлении воздерживаться от категоричных противоположных утверждений и в попытке найти «срединное решение» всех вопросов, которое принесёт наиболее благоприятные для буддиста результаты. Наиболее известным примером проявления срединного пути является поиск середины между страстями и наслаждениями с одной стороны и стремлением причинить себе вред и страдание с другой .
Суть понятия
Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между аскетизмом и наслаждениями, не впадая в крайности . В начальный период духовных поисков Будда следовал аскетической практике в её крайней форме, но затем признал ошибочность данного подхода, указав на необходимость поддержания здоровья тела с помощью регулярного принятия пищи и воды .
Тем не менее Будда не полностью отвергал аскетические практики, указывая, что решение о том, допускается ли применять подобные практики или нет, должно приниматься в зависимости от того, каким образом они воздействуют на сознание человека. Если омрачения частично исчезают, а состояние сознания становится более благоприятным (например, менее сонливым и более бодрым ), то подобные практики «должны применяться», отмечал Будда. Это связано с тем, что главной задачей срединного пути является уничтожение омрачений . Поэтому срединный путь также не является указанием на «умеренность в желаниях» в виде поиска баланса между религиозной и обычной жизнью. В учении Будды подобные желания также связаны с омрачениями .
Проявлением срединного пути также могут служить безответные вопросы , на которые Будда отказывался отвечать, и теория взаимозависимого возникновения в контексте перерождений . В последнем случае указывалось, что нет какой-либо неизменной души с одной стороны, но также ошибочна точка зрения и о том, что не существует какого-либо бытия после смерти с другой . Существовали и другие взгляды ( ), на ошибочность которых указывал Будда с помощью срединного пути .
Срединный путь не является предопределённым и догматическим, а поиск срединного пути не является лёгким и происходит у последователя со значительными усилиями. Часто внешние условия могут меняться, поэтому буддисту необходимо искать новый центр тяжести в каждой новой ситуации. Буддолог В. Г. Лысенко сравнивает подобный поиск с напряжённой попыткой пересечь минное поле, где предыдущий шаг не гарантирует правильность последующего .
В махаяне
В махаяне срединный путь трактуется в целом как середина между любыми двумя крайностями, полярными мнениями и как середина между каждыми парами «да» и «нет». В учении школы Нагарджуны это понимается как ошибочность противоположных утверждений «нечто есть» и «ничего нет». Это понимание является следствием осознания взаимозависимого возникновения , пустоты и отсутствия собственной природы у всех вещей . В качестве получившего известность «срединного пути восьми „не“» Нагарджуна подразумевал следующие отрицания: « Нет смерти, нет рождения, нет разрушения, нет постоянства, нет единственности, нет множественности, нет ухода и нет прихода ». Буддолог Д. Т. Судзуки видел явное сходство между данными восьми «не» и таковостью , также описываемой Ашвагхошей через ряд отрицаний . Также с помощью срединного пути в школе Нагарджуны указывалось на тождественность сансары и нирваны , которые формируют весь окружающий мир, содержащий в себе природу Будды .
В Махапаринирвана-сутре срединный путь описывается следующим образом :
Пустое — все рождения и смерти. Не-пустое — Великая Нирвана. Даже не-Я относится к рождениям и смертям. Я называется Великой Нирваной. Если постигаешь, что всё пусто, но не постигаешь не-пустоты, это не называется Срединным Путём. Даже если постигаешь не-Я всего сущего, но не постигаешь истинного Я, это тоже не называется Срединным Путем. Срединный Путь — это природа Будды.
В китайской школе Тяньтай срединный путь трактовался не как середина между двумя крайностями, а как их единство .
Шестой чаньский патриарх Хуэйнэн рассматривал процесс нахождения срединного пути с помощью снятия 36 пар оппозиций между различными противоположностями (например, « Если вас спросят о „профане“, то скажите что-нибудь о „святом“ и наоборот »). Так как многие оппозиции можно рассматривать и как производные оппозиции, основатель чаньской школы Линьцзи Линьцзи Исюань выражал процесс снятия всех оппозиций более коротко и решительно с помощью снятия одной корневой оппозиции: « Бей их обоих — и Будду и Мару ». Подобная рекомендация была также связана с «весьма радикальными и эффективными методами перестройки нормальных психических структур» в чаньской школе .
Упоминание в « Сутре запуска колеса дхармы »
Понятие «срединного пути» вводится в этой сутре в качестве идеологемы , наряду с « четырьмя благородными истинами », образующими каркас буддийского учения.
См. также
Примечания
- , с. 651—652.
- , с. 95.
- , с. 23.
- ↑ , с. 652.
- , с. 191—192.
- ↑ , с. 653.
- , с. 182—183, 193.
- , с. 343.
- Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны / Пер. с англ. С. В. Пахомова. — СПб. : Наука , 2002. — С. 116—117. — 382 с. — ISBN 5-02-026180-7 .
- Литвинцев О. С. Социальные аспекты «Махапаринирвана-сутры» // Буддийские тексты Китая, Тибета, Монголии и Бурятии (социально-философский аспект) / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет , 2012. — С. 31—32. — 176 с. — ISBN 978-5-9793-0469-4 .
- Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма / Отв. ред. М. Т. Степанянц , Абаев Н. В. . — Новосибирск: Наука . СО РАН , 1995. — С. 107. — 224 с. — ISBN 5-02-030757-2 .
- Абаев Н. В. Соотношение теории и практики в чань-буддизме: на материале «Линь-цзи лу» IX в. до н. э.: Диссерт. на соиск. уч. степени кандидата историч. наук / Научн. рук.: доктор исторических наук Н. Ц. Мункуев. — Академия наук СССР , Институт востоковедения . — М. , 1977. — С. 114—115. — 181 с.
Литература
- Анашина М. В. // Историко-философский ежегодник . — М. : ИФ РАН , 2010. — № 2009 . — С. 291—322 . — ISSN .
- Андросов В. П. Срединный путь // Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / ИВ РАН . — М. : Ориенталия, 2011. — С. 342—343. — 448 с. — (Самадхи). — ISBN 978-5-91994-007-4 .
- Андросов В. П. Учение Нагарджуны о Срединности: исследование и перевод с санскрита «Коренных строф о Срединности» («Мула-мадхьямака-карика»); перевод с тибетского «Толкования Коренных строф о Срединности, [называемого] Бесстрашным [опровержением догматических воззрений]» («Мула-мадхьямака-вритти Акутобхайя») / Отв. ред. Г. М. Бонгард-Левин . — М. : Восточная литература , 2006. — 846 с. — ISBN 5-02-018488-8 .
- Григорьева Т. П. Логика Срединного Пути; Дзэн и Срединный Путь // Япония: путь сердца. — М. : Новый Акрополь , 2008. — 392 с. — ISBN 978-5-901650-15-8 .
- Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. — М. : ЗАО Центрполиграф , 2003. — 317 с. — ISBN 5-9524-0208-9 .
- Корнев В. И. Восьмеричный (благородный) путь // / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской , А. Н. Игнатовича , В. И. Корнева . — М. : Республика , 1992. — С. . — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X .
- Лысенко В. Г. Срединный путь // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц ; ИФ РАН . — М. : Восточная литература , 2011. — С. 651—653. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
- Лысенко В. Г. Трудное дело середины: «срединность» (mesotes) Аристотеля и Срединный путь (majjhimä patipadä) Будды // . — М. : Восточная литература, 2004. — С. 182—198. — 319 с. — ISBN 5-02-018404-7 .
- Янгутов Л. Е. Чжун дао [срединный путь] // Китайский буддизм: Тексты, исследования, словарь. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет , 1998. — С. 145—146. — 160 с. — ISBN 5-85213-212-8 .
- 2021-10-12
- 1