Interested Article - Надар

Нада́р ( фр. Nadar ; настоящее имя — Гаспар-Феликс Турнашон , фр. Gaspard-Félix Tournachon ; 6 апреля 1820 года — 21 марта 1910 года) — французский фотограф , карикатурист , писатель- романист , журналист и воздухоплаватель .

Биография

Надар родился в Париже в 1820 году. В 1853 году начал делать первые фотографии , в 1858-м году сделал первую в мире фотографию с воздуха, поднявшись над Парижем на воздушном шаре . Им сделаны фотографии Шарля Бодлера , Гюстава Курбе , Сары Бернар , Эрнеста Шеклтона и других. По просьбе великого французского художника-классициста Энгра Надар снимал портреты тех, чью фотографию хотел иметь художник. По свидетельству его биографа, Э. де Мирекура , по этим фотографиям Энгр рисовал свои портреты, не испытывая необходимости в том, чтобы ему позировали. Надара называли « Тицианом фотографии».

Оноре Домье . Надар, поднимающий фотографию на уровень искусства

Надар обратился к фотокамере благодаря театру — он был театральным драматургом. Как художник, он был уважаемым портретистом. Как журналист, он работал с Домье в качестве карикатуриста в журнале « Шаривари ». В 1850 году в возрасте 30 лет Надар был любимцем бульваров, известным своим остроумием, но ни театр, ни , ни журнал не давали ему достаточно средств к жизни. В 1852 году он стал совладельцем фотостудии своего брата Адриена (Надара Молодого), но это партнёрство вскоре окончилось судебным разбирательством.

В 1854 году Надар выпустил в свет « », огромную литографию , составленную из 240 карикатур, первую из запланированных четырёх подборок. Он планировал сначала фотографировать своих клиентов, а потом рисовать карикатуры. Он писал: «Фотография — замечательное открытие… Теория может быть изучена за час, основы техники за день… Но чему нельзя научить — это чувству света. То, как свет падает на лицо, вы должны уловить сами. Чтобы получить сходство, а не банальный портрет, вы должны вступить в союз с позирующим, почувствовать его мысли и сам его характер». Стиль его портретов был простым и строгим. Как правило, он снимал людей стоя́щими, использовал только верхний свет и однотонные фоны. Основное внимание уделял лицу, жестам, позе, стараясь выявить индивидуальные особенности модели. Позже он снимал свои фотографии при электрическом свете. Надар создал серию снимков о катакомбах Парижа .

Гондола аэростата «Гиганта» после аварии.
Надар, автопортрет начала XX века.

Надар активно занимался также и аэронавтикой. Он запатентовал в 1858 году идею фотографирования с воздушного шара, которую сам и воплощал, снимая Париж. В 1861 году он сконструировал аэростат «Гигант» и несколько раз поднимался на нём над Парижем. За самым первым подъёмом аэростата с Марсова поля следили около восьмидесяти тысяч человек. Двухъярусная корзина была размером с небольшой дом, и в ней было всё необходимое, включая кухню. Во время одного из полётов в октябре 1863 года аэростат унесло сильным ветром в сторону Германии и неподалёку от Ганновера «Гигант» потерпел крушение, в результате чего сам Надар и его жена Эрнестина получили травмы. В 1864 году он выпустил книгу об этих полётах «Воспоминания „Гиганта“».

Во время осады Парижа германскими войсками в 1870 году Надар организовал рекогносцировки передвижений неприятельской армии с помощью воздушных шаров. События Парижской коммуны заметно расстроили финансовое положение Надара. Фотограф переехал в местечко Сенар в сорока километрах от Парижа. Оттуда он занимался организацией художественных выставок, а также писал книги.

Несмотря на признание и награды, финансовое состояние семьи Надара оставалось сложным. Он продолжал писать для разных журналов, даже продаёт часть своих коллекций, но денег всё равно не хватало, и он переехал к сыну Полю. Через какое-то время Надар передал все дела Полю и уехал в Марсель , где устроил свою студию. В 1900 году работы Надара демонстрировались на Всемирной выставке в Париже . Последние годы своей жизни фотограф прожил в Париже, где дописал воспоминания о Бодлере . Ателье Надара просуществовало до самой смерти Поля в 1939 году.

В 1900 году Надар выпустил книгу воспоминаний о фотографии «Когда я был фотографом» . Он умер 21 марта 1910 года, не дожив две недели до 90 лет, похоронен на кладбище Пер-Лашез .

Экспрессии Пьеро

Надар. Фотография из серии Экспрессии Пьеро , 1854 , Музей Орсе
Писатель Александр Дюма . Надар, 1855
Русский биолог И.И.Мечников . Надар, начало XX века.

Одним из самых необычных проектов Надара (и ранней фотографии в целом) является серия Экспрессии Пьеро . Она представляет собой серию мимических портретов, где лицо героя выражает радикальные гротескные эмоции. Серия выполнена Надаром в 1854 году и представляет парижского актёра Шарля Дебюро в образе Пьеро .

Конфликтный и пограничный образ Пьеро был поддержан Надаром — он скорее подразумевает сложный и отчуждённый психологический портрет, чем ориентируется на традиционных персонажей Комедии дель арте . Фотографическая серия Экспрессии Пьеро была продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже в 1855 году , где получила золотую медаль.

Надар в исследованиях Розалинды Краусс

Фотографии Надара стали одной из центральных тем исследований крупнейшего американского теоретика современного искусства Розалинды Краусс — в частности, её работы «По следам Надара» . Тексты Краусс изменили устоявшийся взгляд на работы фотографа, которого раньше воспринимали как мастера пафосного психологического портрета или естествоиспытателя, снимавшего Париж с воздушного шара. В работах Краусс фотографии Надара представлены в сложном контексте: метафизика Сведенборга , посмертные портреты Гюго , идеи Канта , суеверия Бальзака , физиогномика Лафатера . Исследования Краусс изменили взгляд на снимки Надара, который, благодаря её наблюдениям, стал восприниматься как представитель иррационального взгляда на природу искусства и фотографии .

Тексты Надара

  • Felix Nadar. My Life as a Photographer (1900) // October, vol. 5, Photography, Summer 1978, pp. 2-28
  • Надар. Когда я был фотографом. СПб: Клаудберри, 2019

См. также

Примечания

  1. (англ.)
  2. Дата обращения: 5 октября 2021. 5 октября 2021 года.
  3. Felix Nadar. My Life as a Photographer (1900) // October, vol. 5, Photography, Summer 1978, pp. 2-28
  4. Краусс Р. По следам Надара // Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. М. «Ad Marginem», 2014, с. 13-26
  5. Рыков А. В. Проблемы скульптуры в теории искусства Розалинд Краусс // Искусство скульптуры в XX веке: проблемы, тенденции, мастера. Очерки. М.: Галарт, 2010. С. 430—439.
  6. Сосна Н. Фотография и образ: философский анализ концепций Р. Краусс, М.-Ж. Мондзэн и В. Флюссера. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М.: Институт философии РАН, 2005

Литература

  • Власов В. Г. Надар // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 96. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
  • Краусс Р. По следам Надара // Краусс Р. Фотографическое: опыт теории расхождений. М. «Ad Marginem», 2014, с. 13–26
  • Якимович Е. . Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Москва, Московский государственный университет, 2001
  • Bailly-Herzberg J. : [ фр. ] : publié avec le concours du Centre National des Lettres / Janine Bailly-Herzberg; préface de Michel Melot. — Paris : Arts et métiers graphiques; Flammarion, 1985. — P. . — 384 p. — ISBN 2-08-012013-1 . — LCCN . — OCLC .
  • Hambourg M. M., Heilbrun F., Néagu P. Nadar. Exhibition catalogue. New York: Metropolitan Museum of Art, 1994—272 p.
  • Krauss R. от 2 декабря 2020 на Wayback Machine // October, Vol. 5, Photography. (Summer, 1978), pp. 29-47

Ссылки

  • от 20 декабря 2019 на Wayback Machine (рус.)
  • Daniel, Malcolm. . New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000 (англ.)
Источник —

Same as Надар