Торжественная месса (Бетховен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Маленькая торжественная месса ( фр. Petite Messe solennelle ) — сочинение Джоакино Россини . Существует в двух версиях – камерной (1863) и оркестровой (1867).
Маленькая торжественная месса была написана в Пасси спустя более чем 20 лет после его предыдущей крупной работы, « Stabat mater », и почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры.
Структура произведения основана на традиционном тексте католической мессы , в который композитором позднее (вероятно, в 1866 году ) был добавлен гимн O salutaris hostia на слова Фомы Аквинского :
Общая продолжительность звучания около 90 минут.
Оригинальная версия написана Россини для подчёркнуто камерного состава: 12 певцов (согласно ремарке композитора, по числу апостолов ) — восемь хористов и четыре вокалиста ( сопрано , меццо-сопрано , тенор и баритон ), обязанные в свободное от собственного соло время петь хоровые партии, а также удвоенная партия фортепиано и фисгармония (работы А. Ф. Дебена ). На титульном листе композитор написал:
Боже милосердный, вот она и закончена, эта бедная маленькая месса. Благословенная ли у меня получилась музыка или про́клятая? Ты ведь знаешь, я рождён для оперы-буфф ! Немного уменья, чуть-чуть души — всё тут. Будь же прославлен и ниспошли мне рай.
Оригинальный текст (фр.)Bon Dieu; la voilà terminée, cette pauvre petite messe. Est-ce bien de la musique sacrée que je viens de faire, ou bien de la sacré musique ? J'étais né pour l'opera buffa, tu le sais bien ! Peu de science, un peu de cœur, tout est là. Sois donc béni et accorde-moi le Paradis.
По мнению специалистов, на обращение Россини к духовной музыке повлияло его сближение и сотрудничество в Париже с Луи Нидермайером , руководителем Школы церковной музыки, умершим в 1861 году ; Россини даже вставил в своё сочинение прямую цитату из мессы Нидермайера. Отмечается также, что первое исполнение Маленькой торжественной мессы состоялось день в день спустя три года после смерти Нидермайера .
В 1866 — 1867 гг. Россини оркестровал свою мессу — по собственному признанию композитора, из опасений, что это сделают за него и не в соответствии с его собственным вкусом:
Как только найдут её в моём наследии, явится господин Сакс со своим саксофоном или господин Берлиоз с другими великанами современного оркестра, захотят инструментовать мою мессу и убьют этим несколько моих вокальных голосов, а заодно благополучно прикончат и меня самого. Ибо я всего лишь бедный мелодист! Вот потому я и занимаюсь тем, что пишу к моим хорам и ариям сопровождение в органной манере, то есть для струнного квартета и нескольких скромно выступающих духовых инструментов, которые не заглушат моих бедных певцов .
Первое исполнение первоначальной редакции состоялось 14 марта 1864 года в домашней часовне графов Пийе-Виль (графине Луизе Пийе-Виль месса была посвящена); композитор, накануне посетивший генеральную репетицию, отсутствовал. Солировали Карлотта и Барбара Маркизио, и Луиджи Аньези ; партию первого фортепиано исполнял Жорж Матиа , второго — Андреа Перуцци, партию фисгармонии — 18-летний Альбер Лавиньяк ; хор в действительности состоял из 15 (а не восьми) студентов Парижской консерватории , руководил им Жюль Коэн . В узком кругу слушателей присутствовали видные французские композиторы: Амбруаз Тома , Даниэль Обер и Джакомо Мейербер , последний сразу же после премьеры направил Россини восторженное письмо со словами:
Дай вам Бог дожить до ста лет, чтобы вы могли создать еще несколько подобных шедевров, и дал бы Он мне тоже прожить столько же, чтобы я мог восхититься этими новыми произведениями вашего бессмертного гения!
Итальянский музыкальной критик Филиппо Филиппи отмечал: «Россини превзошёл самого себя… Фуга достойна Баха по своей изощрённости» . В то же время широко распространилась шутка, приписываемая Наполеону III и гласившая, что Маленькая торжественная месса и не мала, и не торжественна, и не слишком месса (то есть не годится для литургических целей: в католицизме действовал запрет на пение женщин в церкви) .
Оркестрованная версия была впервые исполнена уже после смерти композитора, 28 февраля 1869 года , и приурочена ко дню рождения Россини. Импресарио Морис Стракош , приобретший у вдовы Россини права на исполнение мессы, не только организовал этот концерт, но и в самом скором времени провёз произведение по многим европейским городам.