Interested Article - Отклонение (музыка)
- 2020-07-29
- 1
Отклоне́ние ( нем. Ausweichung , англ. transition ) в системе гармонической тональности — кратковременный переход из одной тональности в другую. Как правило, отклонение совершается путём введения побочных тональных функций ( доминанты , реже субдоминанты ) к какому-либо аккорду , который в гармонической логике целого трактуется (и воспринимается слухом) как местная тоника .
Отклонение трудно отличить от модуляции при увеличении формального масштаба раздела, представляющего субсистему основного тонального лада, особенно если в этой субсистеме тональные функции развёрнуты с той же степенью широты и детализации, как и в основной тональности музыкальной пьесы.
На русском языке термин «отклонение» утвердился в конце XIX в. В частности, отклонение от модуляции отличает Н. А. Римский-Корсаков в своём знаменитом «Практическом учебнике гармонии»:
Отклонением зовется такая модуляция, в которой последующий строй только слегка затрагивается, выражаясь иногда лишь в одном аккорде, и вновь покидается для возвращения в первоначальный или для нового отклонения в один из близких строев.
— Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. — СПб., 1886. — С. 59.
Большую роль в становлении понятия отклонения сыграли переводы с немецкого учебников по гармонии и «Музыкального словаря» Гуго Римана .
Примечания
- Т.е. последующая ладотональность (например, G-dur). Словой «строй» в русской теории музыки XIX века употреблялось в значении «лад», а не в смысле строя музыкального .
- См., например: Риман Г. Упрощенная гармония, или учение о тональных функциях аккордов. Перевод Ю. Д. Энгеля. М. — Лейпциг, 1896. — С. 185.
Литература
- Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. — Ч. 2. — М., 1925.
- Schroeder L. Harmonielehre. — 9 Auflage. — Köln 1958. — S. 125.
Ссылки
- 2020-07-29
- 1