Interested Article - Малый септаккорд

Ма́лый септакко́рд , иначе малый уменьшённый септаккорд , малый с уменьшённой квинтой , малый с уменьшённым трезвучием и др. — септаккорд , содержащий в тесном расположении (то есть будучи расположен по терциям) уменьшённое трезвучие в основании и малую септиму между крайними звуками . По-другому описывается как аккорд, содержащий две малых и одну большую терции , уменьшённую и чистую квинты, уменьшённое и большое трезвучия . В мажорно-минорной тональности чаще всего функционирует как аккорд субдоминантовой группы (см.статью Септаккорд второй ступени ).

Терминология

Термин «малый септаккорд» для описываемого созвучия зафиксирован в качестве нормативного в специализированных музыкальных справочниках и универсальных российских энциклопедиях XX—XXI веков . Эта же норма используется в неоднократно переиздававшихся учебных пособиях по элементарной теории музыки И. В. Способина и В. А. Вахромеева , а также в популярном российском пособии по джазовой гармонии Ю. Н. Чугунова .

В российской учебной литературые отмечаются и другие наименования. Тот же аккорд называется малым с уменьшённым трезвучием в пособии Л. Красинской и В. Уткина (1991) , малым с уменьшённой квинтой — в пособии Б. Алексеева и А. Мясоедова (1986) , малым уменьшённым — в пособии для музучилищ «Теория музыки» под общей редакцией Т. С. Бершадской (2003) .

В англоязычном музыковедении структура часто именуется «полууменьшённым септаккордом» ( англ. half-diminished seventh chord ).

Основной вид и обращения аккорда

Обращение Название аккорда Состав
\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} {
< c' es' ges' bes' >1
< es' ges' bes' c'' >1
< ges' bes' c'' es'' >1
< bes' c'' es'' ges'' >1 }
Основной вид Малый септаккорд м. 3 + м. 3 + б. 3
Первое Малый квинтсекстаккорд м. 3 + б. 3 + б. 2
Второе Малый терцквартаккорд б. 3 + б. 2 + м. 3
Третье Малый секундаккорд б. 2 + м. 3 + м. 3

Обращениями малого септаккорда (как и любого другого септаккорда) являются квинтсекстаккорд , терцквартаккорд и секундаккорд .

Например, малый септаккорд от ноты ля ( Am7-5 ) и его обращения состоят из нот ля , до , ми - бемоль и соль , и звучат как одновременно взятые уменьшённое трезвучие от ноты ля и малое трезвучие от ноты до .

Джазовая цифровка

Малый септаккорд от звука до

В эстрадной цифровке (в литературе, опирающейся на англоязычную традицию) полууменьшённый септаккорд обозначается как минорный с добавлением символа пониженной V ступени (-5 или 5). Например, полууменьшённый септаккорд от ноты ля обозначается Am7-5 или Am7 5. Ещё одним распространённым обозначением поуменьшённого септаккорда является круг, перечёркнутый диагональной линией, например C ø . Так как Adim обозначает уменьшённое трезвучие, а A7 — малый мажорный септаккорд, ожидаемым обозначением Adim7 было бы уменьшённое трезвучие с малой септимой. На самом деле Adim7 обозначает уменьшённое трезвучие с уменьшённой септимой ( уменьшённый септаккорд ), поэтому и был введён особый символ «ø».

Примечания

  1. Способин И.В. Элементарная теория музыки. М., 1963, с.81.
  2. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. М., 1962, с. 159.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь . М., 1990, с.22.
  4. Аккорд // Большая российская энциклопедия . Т.1. М., 2005, с.342.
  5. Чугунов Ю. Н. Гармония в джазе. М.: Советский композитор, 1988, с. 8.
  6. Коллектив авторов. Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ / Общая редакция Т. С. Бершадской. — Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2003. — С. 69. — ISBN 5-7379-0177-7 .
  7. Вахромеева Т. А. Глава четвертая АККОРДЫ // Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. — М. : Музыка, 2004. — С. 32—33. — 88 с. — 3000 экз. ISBN 5-7140-0661-5 .
  8. Алексеев Б., Мясоедов А. // Элементарная теория музыки. — Москва: Издательство «Музыка», 1986. — С. 144. — 240 с. — 38 000 экз.
  9. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1965, с. 211.
  10. от 1 апреля 2018 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018); Дата обращения: 30.05.2019.
  11. Способин И. В. Элементарная теория музыки. М., 1963, с. 81.
  12. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. М., 1962, с. 159.
  13. Л. Красинская, В. Уткин. Элементарная теория музыки. — 4-е издание, дополненное. — Москва: „Музыка“, 1991. — С. 190. — 334 с. — 30 000 экз.
Источник —

Same as Малый септаккорд