Interested Article - Неаполитанский аккорд
- 2021-02-01
- 1
Неаполитанский аккорд , неаполитанская гармония ― мажорный аккорд, который строится на второй низкой ступени мажорного или минорного звукоряда. В музыке используется чаще всего в виде секстаккорда, отсюда термин «неаполитанский секстаккорд».
Краткая характеристика
В европейской классической музыке неаполитанский аккорд чаще всего встречается в виде секстаккорда , построенного на субдоминанте. Например, в тональностях до мажор и до минор неаполитанский секстаккорд будет включать в себя ноты фа, ля-бемоль и ре-бемоль.
Многие учёные связывают происхождение неаполитанской гармонии с фригийским ладом , когда-то составлявшим единое целое с другими модальными ладами, в данном случае, с эолийским (предшественником минора) или ионийским (предшественником мажора). В разных языках бытуют названия, связанные с модальным её генезисом: «фригийский секстаккорд», «фригийское трезвучие», «фригийский аккорд», «фригийская субдоминанта» и т.п. Неаполитанская гармония практически никогда не возникает альтерационным путём , а прямо сопоставляется с диатоническими аккордами минора. Ю. Н. Холопов считает альтерационную трактовку неаполитанской гармонии «давней теоретической ошибкой» .
В аналитической разметке неаполитанская гармония может обозначаться как S n или N (где n/N = «неаполитанский»), либо более традиционно: ♭II (для трезвучия), ♭II 6 (для секстаккорда). Неаполитанская гармония используется преимущественно в минорном ладу, так как благодаря своему мажорному звучанию она контрастирует с другими аккордами. Обычно разрешается в доминантовое трезвучие или в доминантсептаккорд .
Неаполитанский аккорд вошёл в употребление в эпоху барокко, начиная с Алессандро Скарлатти (отсюда «неаполитанский»). Им широко пользуются А. Вивальди (например, в цикле скрипичных концертов « Времена года » ) и И. С. Бах (« Страсти по Матфею », Kyrie из Мессы h-moll , Прелюдия es-moll из I тома ХТК , кульминация Пассакалии c-moll, BWV 582 и мн. др.). Неаполитанский секстаккорд встречается в музыке венских классиков (например, в « Лунной сонате » Л. ван Бетховена ), западноевропейских романтиков ( Ф. Лист . Годы странствий II: Мыслитель [в коде]), русских композиторов XIX века.
Примечания
- Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. СПб., 2003. С. 324.
- Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. СПб., 2003, там же.
- Everett, P. (1996, p.83) Vivaldi: The Four Seasons and other Concertos . Cambridge University Press.
- Mellers, Wilfrid. (1983, p.77) Beethoven and the Voice of God . London, Faber.
Литература
- Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. СПб., 2003. С. 322–328.
- Amon R. Neapolitanischer Sextakkord // Amon R. Lexikon der Harmonielehre. 2te Aufl. Wien, 2015. S. 204–206.
- 2021-02-01
- 1