Interested Article - Нагловская, Мария Дмитриевна

Мари́я Дми́триевна Нагло́вская , известная также как Софиалия Мария де Нагловска ( фр. Sophialie Maria de Naglowska ; 15 августа 1883 , Санкт-Петербург , Российская империя 17 апреля 1936 , Цюрих , Швейцария ) — русская и французская писательница, мистик и оккультист, деятель французского сюрреализма . Известна как автор ряда книг, в которых описывала явление « сексуальной магии »; отстаивала идею о женском начале Святого Духа в христианстве. Председатель парижского оккультного «Братства Золотой Стрелы» ( фр. Confrerie de la Flèche d'Or ).

Биография

Ранние годы

Родилась в 1883 году в семье генерал-губернатора Казани Дмитрия Станиславовича Нагловского и дворянки Екатерины Комаровой. Русская по национальности, православная по вероисповеданию. Отец участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов и был отмечен наградами; скончался, когда дочери было 7 лет (по некоторым данным, он был отравлен нигилистом-другом семьи) . Осиротела в возрасте 12 лет, была передана своей тёте . Позже училась в Смольном институте благородных девиц , который успешно окончила с отличием . Посещала Высшую школу Санкт-Петербурга .

Жизнь в Швейцарии

Во время революционных событий 1904—1905 годов Мария стала посещать различные закрытые собрания мистиков и революционеров. Некоторые утверждают, что Нагловская была знакома с Распутиным и сектой «хлыстов» . На одном из концертов она встретилась со скрипачом Моисеем (Мойшей) Хопенко ( англ. Moshe Hopenko ), в которого влюбилась, из-за чего пережила разрыв с семьёй, поскольку подобный брак был неприемлем. Она уехала сначала в Берлин, а затем в Женеву, где и вышла замуж за Хопенко. От брака с Хопенко у Марии родилось трое детей — Александр, Мария (Эстер) и Андрей. Мария училась в Женевском университете и параллельно создавала курсы для русских студентов, которые не владели французским языком, составляя курсовые работы. Моисей же закончил консерваторию и стал виртуозом-скрипачом .

В связи с тем, что Мария и Моисей исповедовали революционные взгляды, русская эмиграция позже прекратила оказывать им финансовую поддержку. Мария преподавала в частных школах, а Хопенко вскоре бросил Марию, уехал в Палестину и стал музыкальным директором , оставив свою бывшую супругу с детьми. Мария сумела восстановить отношения с русской общиной в Женеве и крестить в православие детей Александра и Марию. Тем не менее, финансовую помощь она не получала, а стиль жизни и её убеждения критиковались. Дети обучались благодаря гувернантке из Марселя и получили прекрасное образование. Мария работала школьной учительницей и публиковала различные журналистские материалы, выступая на пресс-конференциях. После публикации книги «Мир» и посвященной ей пресс-конференции в афинском зале в Женеве Марию арестовали и выдворили из города за шпионаж и антигосударственную деятельность. Ей пришлось уехать в Берн, а детей поместили в немецкий пансион в Интерлакене, но вскоре Мария переехала в Баль, а младших детей отдала в приют (старший сын, Александр, уехал к отцу в Палестину) .

Жизнь в Италии

Мария благодаря польскому паспорту уехала в Италию и в 1920 году поселилась в Риме на квартире у друга из Женевы, работая учительницей французского и редактором журнала «Италия» . Она забрала дочь Марию и сына Андрея, но её друг из Женевы потом вернулся в Швейцарию, где совершил суицид. Мария была уволена с работы и съехала с квартиры, а Андрей был исключён из колледжа и вынужден был работать в отеле. Позже её восстановили в журнале; Мария-младшая выучилась на сиделку, а Александр в Израиле увлёкся разведением лошадей . Дочь Нагловской переболела тифом во время эпидемии в Риме и провела два года и три месяца в монастырской больнице, а после ухода к мирской жизни стала работать медсестрой у дантиста. Позже Андрей уехал также в Тель-Авив к отцу и брату Александру, учившемуся в сельскохозяйственной школе .

Мария сблизилась с группой писателей-оккультистов, посещая эзотерические собрания. Она познакомилась с неким эмигрантом из России, который много лет провёл в монастыре, расположенном близ Байкала, а также путешествовал по Европе, Азии и Америке; он же ей якобы рассказал о своём толковании христианской Троицы . Также она встречалась с мистиком, писателем и идеологом « третьего пути » Юлиусом Эволой . Позже она переехала в Александрию, где встретилась с бывшим мужем и детьми: Моисей женился на музыкантше, однако рассорился с новой супругой. В Египте Мария участвовала в пресс-конференциях и диспутах Александрийского теософского общества, публиковалась в журнале «Bourse égyptienne». Дочь Марии вышла за швейцарского инженера, директора центральной электрической станции трамвайных путей Александрии .

Деятельность во Франции

В 1930 году Александр женился и занялся налаживанием своего быта. Мария-младшая и её муж уехали в Швейцарию, а Андрей вернулся в Тель-Авив к отцу. Мария переехала в Париж, где долго не могла получить разрешение на работу. Это время она провела в парижском районе Монпарнас , где собирались писатели, художники и философы. Она проводила оккультные семинары для всех желающих (собиралось до 40 человек на одном семинаре), где рассказывала о сексуальной магии. Среди участников семинара были писатели-авангардисты и художники: Юлиус Эвола, Уильям Сибрук , Ман Рэй и Андре Бретон . Встречи проводились в кафе « Куполь » ( фр. Coupole ), где любили собираться оккультисты. Сын Андрей переехал в Париж, где, не получив с первого раза гражданство и разрешение на работу, устроился разносчиком газет и журналов . Благодаря стараниям Марии было создано оккультное Братство Золотой Стрелы в Париже . В 1935 году Нагловская выступила с речью в Фобургском клубе, где её в Братстве признали «Высшей жрицей Любви Храма Третьей эпохи»: речь Марии была посвящена магии и сексуальным контактам. Общество попытались закрыть за пропаганду аморальных идей, однако в итоге суд не смог запретить деятельность Братства .

Собрания Братства проводили в студии Распай на улице Вовэн. Мария выпускала газету «La Flèche» (с фр. «Стрела»), где публиковались статьи ряда оккультистов (в том числе Эволы). Всего газета просуществовала три года, вышло около 20 выпусков. В 1931 году Марией были переведены несколько книг американца Паскаля Беверли Рэндольфа на тему сексуальной магии и использовании зеркал в практике. Благодаря переводам литература Рэндольфа обрела высокую популярность в Европе . В книгу Мария также включила то, что называла «устными учениями» Рэндольфа . Сама Мария, помимо русского, владела английским, немецким, французским, итальянским, идишем, чешским, польским и испанским языками, немного знала арабский, иврит и латынь .

В 1932 году выпущен рассказ на основе биографии Марии «Священный ритуал волшебной любви» ( фр. Le Rite Sacré de l'amour magique ) и «Свет секса» ( фр. La Lumière du sexe ), последняя книга предлагалась всем желающим вступить в Братство Золотой Стрелы. Позже была опубликована книга «Тайна повешения» ( фр. Le mystère de la pendaison ), посвящённая идеологическим убеждениям Марии о Третьей эпохе Троицы и духовному преобразованию сексуальной силы, а также практике подвешивания в сексе, которая была нередкой на собраниях Нагловской . Также Нагловская оказала влияние на движение сюрреалистов: в 1959 году на Международной выставке сюрреалистов в Париже был упомянут «Краткий словарь эротизма», где говорилось о влиянии Нагловской . Автором подробного жизнеописания Нагловской стал сюрреалист (англ.) .

Прекращение деятельности

В 1935 году Нагловская прекратила деятельность Братства, заявив, что выполнила свою миссию и скоро умрёт . Нагловская утверждала, что для того, чтобы её идеологическая доктрина восторжествовала, должны будут пройти несколько поколений, которые переживут глобальные политические и социальные катаклизмы и потрясения, которым предстоит изменить основу человеческой цивилизации . Она уехала из Парижа в Цюрих к дочери, где и скончалась 17 апреля 1936 года . В 2011 и 2012 годах работы Нагловской были переведены на английский Дональдом Тракслером и опубликованы издательством (англ.) с предисловием (англ.) .

Влияние

Сатанистская символика

Юлиус Эвола в книге «Эрос и загадки любви: метафизика секса» утверждал, что Нагловская специально пыталась шокировать читателя и делала акцент на сатанизме, чтобы привлечь внимание . Она часто использовала риторику и атрибуты сатанистов, называя даже себя «сатанистской женщиной», но непонятно, для какой цели: только для того, чтобы создать провокационный и скандальный эффект, или чтобы составить символическую иллюстрацию в своём послании. Сама она говорила, что представляет дьявола не столько в качестве всеразрушающего злого начала, сколько в качестве могущественной силы или олицетворения мужской жажды наслаждения и свободы .

Ритуальные практики

Во время проведения ритуалов Нагловская всегда использовала некие символические изображения, связанные с сексуальными контактами . В ритуалов посвящения Нагловская ложилась в обнажённом виде на алтарь, в то время как посвящаемый-мужчина возлагал чашу на её половые органы и произносил некую клятву, обязываясь следовать наставлениям Нагловской, а затем выпивал вино из чаши и участвовал в оргии . При клятве он признавал «доктрину Третьей Эпохи Троицы», заявляя, что более не следует заветам иудаизма и христианства, а также отрекаясь от матриархата . Учение о грядущем «третьем Завете» восходит к философскому учению Д.С. Мережковского . Другие ритуалы также предусматривали сексуальные контакты, но во время всех подобных практик царило легкомысленное настроение, сопровождавшееся шутками, весельем и употреблением шампанского .

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. от 3 июня 2019 на Wayback Machine (рус.)
  3. . Дата обращения: 24 октября 2021. 24 октября 2021 года.
  4. Hakl, Hans Thomas. Maria De Naglowska and the Confrérie de la Flèche D'Or (неопр.) // Politica Hermetica - L'ésotérisme au féminin: L'Âge dHomme. — 2006. — С. 113 .
  5. Hakl, Hans Thomas. The Theory and Practice of Sexual Magic Exemplified by Four Magical Groups in the Early Twentieth Century (англ.) // Hidden Intercourse: Eros and Sexuality in the History of Western Esotericism : journal. — 2010. — Vol. Fordham University Press . — P. 465 . — ISBN 978-0823233410 .
  6. Traxler, William. The Reconciliation of the Light and Dark Forces", the Introduction to The Light of Sex by Maria de Naglowska (англ.) . — (англ.) , 2011. — P. 4—8.
  7. Sowerwine, Charles. (англ.) . — Palgrave MacMillan , 2001. — P. . — ISBN 9780333658369 .
  8. (англ.) . The Occult in Nineteenth Century America (неопр.) / Gutierrez, Cathy. — Aurora, CO: The Davies Group, 2005. — С. 29. — ISBN 1-888570-83-0 .
  9. Deveney, John Patrick. (англ.) . — State University of New York Press, 1997. — P. .
  10. Rosemont, Penelope. Surrealist Women: An International Anthology (англ.) . — Athlone Press , 1998. — P. lvi and xlii. — ISBN 9780485300888 .
  11. Alexandrian, Sarane. Les Libérateurs de l'amour (неопр.) . — 1977. — С. 185—206.
  12. Traxler. Introduction to the Light of Sex (неопр.) . — С. 6.
  13. Evola, Julius. (англ.) . — (англ.) , 1991. — P. . — ISBN 978-0892813155 .
  14. Naglowska, Maria de. Advanced Sex Magic: The Hanging Mystery Initiation (англ.) . — (англ.) , 2011. — P. 81. — ISBN 978-1594774164 .
  15. Medway, Gareth J. (англ.) . — New York University Press , 2001. — P. . — ISBN 978-0814756454 .
  16. М.Д. Нагловская. Сакральный эрос Третьего завета. М., 2022. 288 с.

Литература

Список произведений

  • Беседа с русскими матерями о русских детях и женевских школах . — СПб. : Тип. т-ва М. О. Вольф, 1913. — 45 с.
  • Свет секса // Нагловская М. Сакральный эрос Третьего Завета . — М. : Клуб Касталия, 2013. — С. 20—96. — 264 с.
  • Священный ритуал магической любви. Церемония слова и плоти // Нагловская М. Сакральный эрос Третьего Завета . — М. : Клуб Касталия, 2013. — С. 97—170. — 264 с.
  • Продвинутая сексуальная магия // Нагловская М. Сакральный эрос Третьего Завета . — М. : Клуб Касталия, 2013. — С. 171—242. — 264 с.

Переводы

  • Гранжан Ф. Революция в философии: Учение Анри Бергсона = Une révolution dans la philosophie: La doctrine de M. Henri Bergson / Пер. М. Д. Нагловской. — М. : Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1913. — 132, II с.

Библиография

  • Мария де Нагловская и женский сатанизм // Нагловская М. Сакральный эрос Третьего Завета . — М. : Клуб Касталия, 2013. — С. 257—286. — 264 с.
  • Завет Марии Нагловской. Свет секса // Нагловская М. Сакральный эрос Третьего Завета . — М. : Клуб Касталия, 2013. — С. 243—256. — 264 с.
  • Пикколо Л. Нагловская Мария Дмитриевна // Русское присутствие в Италии в первой половине XX века: энциклопедия / Ред.-сост. А. д’Амелия, Д. Рицци. — М. : РОССПЭН, 2019. — С. 460. — 863 с. — ISBN 978-5-8243-2316-0 .
  • Трэкслер Д. Примирение сил Света и Тьмы // Нагловская М. Сакральный эрос Третьего Завета . — М. : Клуб Касталия, 2013. — С. 14—19. — 264 с.
  • Мария Нагловская: Главная героиня сексуальной магии в начале двадцатого века // Нагловская М. Сакральный эрос Третьего Завета . — М. : Клуб Касталия, 2013. — С. 7—11. — 264 с.
  • Эвола Ю. «Свет пола» и «телемский закон» // = Métaphysique du sexe. — М. : Беловодье, 1996. — С. —386. — 448 с. — 3,500 экз. ISBN 5-88901-006-9 .
  • Maria de Naglowska and the Confrérie de la Flèche d'or // L'ésotérisme au féminin (англ.) . — l'Age d'homme, 2006. — P. 113—123. — 198 p. — (Politica hermetica). — ISBN 978-2-8251-3714-7 .
  • Introvigne M. A Real «Élue du Dragon»: Maria de Naglowska // Satanism: A Social History (англ.) . — Brill, 2016. — P. 265—277. — 448 p. — ISBN 978-90-04-28828-7 .
  • West M. W. Maria de Naglowska (1883—1936) // Sex Magicians (англ.) . — Destiny Books, 2021. — P. 65—75. — 256 p. — ISBN 978-16-44-11163-5 .
Источник —

Same as Нагловская, Мария Дмитриевна