Interested Article - Мовсес Каганкатваци

Мовсе́с Каганкатваци́ ( арм. Մովսես Կաղանկատվացի ), Моисе́й Каланкату́йский, Мовсе́с Каланкатуаци́ — армянский историк VII века, автор «Истории страны Алуанк» — компилятивного сочинения, посвящённого средневековой истории Кавказской Албании . Ряд историков, не отрицая его принадлежности к армянской школе литературы и историографии, называют его, как автора истории Албании, также историком Албании (албанским историком) . Концепция азербайджанских историков, согласно которой Каганкатваци принадлежит не армянской, а отдельной албанской литературной и историографической традиции, подвергается критике . Вопрос об этническом происхождении Каганкатваци остаётся спорным .

Сочинение было продолжено в X веке Мовсесом Дасхуранци.

Биография

Киракос Гандзакеци . «История Армении», XIII век:
«Историографы армянского народа тоже оставили множество трудов. Например, дивный и проницательный Агатангелос… И вардапет Товма, историограф дома Арцрунидов. И Шапух Багратуни. И владыка Иованнес, католикос армян. И Мовсес Каганкатваци, историограф Агванка» .

Биографических данных не сохранилось . Из сообщения самого Мовсеса Каганкатваци известно, что он был уроженцем села Каланкатуйк в области Утик , от названия которого и происходит его имя. Как отмечает историк А. Шагинян , вопрос этнической принадлежности автора остаётся спорным . Мнение о неоднозначности происхождения Каганкатваци высказывала в одном из своих трудов советский историк К. Тревер , не отрицавшая при этом ни принадлежности Мовсеса к армянской историографии, ни его возможного армянского происхождения . В другой своей работе Тревер склонялась к версии об албанском происхождении Каганкатваци . Российский историк А. Аликберов вслед за Камиллой Тревер полагает, что Мовсес Каганкатваци мог быть армянином или арменизированным албаном, однако находит у Каганкатваци ряд признаков, позволяющих считать его политическую самоидентификацию в большей степени албанской. Я. Манандян , основываясь на ранней рукописи 1289 года из Эчмиадзина, называл его Моисеем Утийским . В. Бартольд считал Каганкатваци армянином .

Имел, по-видимому, церковное образование . Упоминания о Мовсесе Каганкатваци встречаются у армянских историков XII—XIV веков, таких как Мхитар Анеци , Киракос Гандзакаци и Мхитар Айриванеци .

История страны Алуанк

Первое издание оригинала «Истории страны Алуанк», 1860 год

Памятник региональной армянской историографии . По мнению А. П. Новосельцева , работа является частью древнеармянской литературы, но, поскольку труд посвящён Кавказской Албании, его нужно причислять и к памятникам албанской историографии, хотя определить его связь с полностью исчезнувшей литературой на албанском языке крайне трудно . Поскольку к VII в. значительная часть населения области Утик было арменизирована, свою работу Каганкатваци мог написать только на древнеармянском языке . Согласно , эта работа имеет большое значение как редкое свидетельство истории, не относящейся к армянскому народу, но написанной на армянском языке . Анализ языка автора, его слога и стиля позволил некоторым исследователям заключить, что III книга была целиком написана не Мовсесом из Каланкатуйка, а другим лицом, жившим на несколько столетий позже. Этим объясняется, почему в книге полностью отсутствуют сведения, относящиеся к событиям IX века, а также тот факт, что автор ссылается на армянских историков V—VII веков Фавста Бузанда , Агафангела , Егише , Мовсеса Хоренаци , Авраама Мамиконяна и Петроса Сюнеци и при этом ни разу не упоминает ни одного армянского автора, также писавшего об Албании в VII—X веках ( Иоанн Мамиконян , Шапух Багратуни , Ованес Драсханакертци , Себеос , Товма Арцруни ). Его литературные модели, очевидно, — Мовсес Хоренаци и Агафангел . Мовсеса Хоренаци автор называет «отцом нашей литературы» . Исходя из того, что Мовсес говорит о событиях VII века как очевидец, исследователи относят время его жизни к VII столетию. Другие исследователи, среди которых К. Патканов , М. Абегян , полагают, что Мовсес Каганкатваци жил в X веке и написал самостоятельно только III книгу «Истории страны Алуанк», а в I и II книгах он пересказал события VII века, основываясь на сведениях, заимствованных у Мовсеса Хоренаци , Егише , из армянской житийной литературы, посланий и канонов.

Труд иногда полностью приписывается Мовсесу Дасхуранци .

Впервые в русском переводе «История страны Алуанк» вышла в 1861 году под названием «История агван» в переводе армянского историка Керопа Патканова . По мнению С. Ш. Смбатяна , который издал новый перевод в 1983 году, Патканов превратил топонимическое название страны Алуанк ( арм. Աղուանք ) в этноним агван .

Мовсес Каганкатваци в азербайджанской историографии

В. А. Шнирельман отмечает, что со второй половины XX века азербайджанскими историками проводится «замена идентичности» деятелей Кавказской Албании , в том числе и Каганкатваци, который из армянского историка превращается в «албанского историка Моисея Каланкатуйского». Азербайджанские исследователи отрицают армянскую идентичность Каганкатваци, а его «Историю» полагают изначально написанной на кавказско-албанском , а потом переведённой на армянский язык (см. Ревизионистские концепции в азербайджанской историографии ). По этому поводу А. П. Новосельцев пишет :

Однако утверждение о существовании албанского оригинала труда Мовсеса Каланкатваци ничем не доказано. Так что мы имеем дело только с древнеармянским текстом этого источника.

Французский востоковед Жан-Пьер Маэ также отмечает, что нет никаких оснований считать памятник переводом с местного языка . Кавказские албаны , в отличие от соседних армян и грузин, так и не разработали свою собственную историографию . Это же пишет Яна Чехановец . Американский историк K. Максудян отмечает, что нет никаких доказательств того, что работа является переводом с кавказско-албанского языка .

См. также

Примечания

  1. (арм.) / под ред. Վ. Համբարձումյան , — 1974.
  2. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М. Л. , 1959.
  3. Артамонов М. И. / Под редакцией и с примечаниями Л. Н. Гумилёва . — Гос. Эрмитажа, 1962. 7 апреля 2013 года.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. . — М. : Сов. энциклопедия, 1987. 17 мая 2021 года.
  6. International Committee of Historical Sciences. Commission of the History of Historiography. Great historians from antiquity to 1800: an international dictionary / Edited by Lucian Boia. — Greenwood Press, 1989. — Т. 1. — С. 13.
  7. Jean-Pierre Mahé /Philologie et historiographie du Caucase chrétien L’historiographie arménienne de la conversion des Albaniens /Histoire et philologie des temps médiévaux 139 (2006-2007) p 32-35
  8. Dan Shapira. On the Relative Value of Armenian Sources for the Khazar Studies: The Case of the Siege of Tbilisi // Studies on Iran and The Caucasus: In Honour of Garnik Asatrian / Edited by Uwe Bläsing, Victoria Arakelova, Matthias Weinreich. — BRILL, 2015. — P. 51.
  9. Wolfgang Schulze . от 14 июня 2020 на Wayback Machine
  10. Албания Кавказская // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  11. — статья из Encyclopædia Iranica . M. Van Esbroeck
  12. Sergio La Porta. The Sense of an Ending: Eschatological Prophecy and the Armenian Historiographical Tradition (7th-10th c.) // Le Muséon. — 2016. — № Muséon 129.2-3 . — С. 367 .
  13. Магда Нейман. Армяне. — Ереван: «Литературная Армения», 1990. — С. 244. — 304 с.
  14. Миллер Б. В. // Известия Общества обследования и изучения Азербайджана. — Баку: Общество обследования и изучения Азербайджана, 1929. — Вып. 7 , № 8 . — С. 14 . 5 ноября 2022 года.
  15. Tchekhanovets Y. // Knowledge and Wisdom: Archaeological and Historical Essays in Honor of Leah Di Segni / Giovanni Claudio Bottini, Lesław Daniel Chrupcała, Joseph Patrich. — Milano, 2014. — P. 301.
  16. Robert Thomson. The Armenian People from Ancient to Modern Times / R. Hovannisian. — 1997. — Т. I. — С. 230.
  17. Robert W. Thomson. Rewriting Caucasian History. — CLARENDON PRESS OXFORD, 1996. — С. xxxiii.
  18. Новосельцев А. П. . — М. : Наука, 1990. — С. 31. 5 апреля 2013 года.
  19. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. (источники и литература). — М. Л. , 1959.
  20. Кляшторный С. Г. , Савинов Д. Г. . — СПб. , 2005. — С. 166. — (Исторические исследования). 14 июля 2014 года.
  21. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. — М. : Академкнига, 2003. — С. 202.
  22. Шагинян А.К. Армения и страны южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. — С-Петербург, 2011. — С. 11 .
  23. Гандзакеци К. от 18 февраля 2020 на Wayback Machine
  24. . Дата обращения: 14 октября 2009. 29 мая 2020 года.
  25. Тревер К. В. от 22 декабря 2018 на Wayback Machine
  26. Аликберов А. К. Народы и языки Кавказской Албании. О языковом континууме как альтернативе койне. Язык письменности и «язык базара» // Институт востоковедения РАН. — М. , 2015. — С. 81-116 .
  27. Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Издательство восточной литературы, 1963. — Т. II, часть 1. — С. 846.
  28. Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков . — М. : Издательство «Советская Энциклопедия» , 1966. — Т. 9. — С. 537.
  29. / Под ред. М.А. Аль-Бахит, Л. Базен, С.М. Сиссоко. — UNESCO, 2003. — Т. IV. — С. 260.
  30. Рыбаков, Б. А. Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III-IX в. в. // Очерки истории СССР / гл. ред. Н. М. Дружинин , А. Л. Сидоров . — М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. — С. 305.
  31. Tim Greenwood. . — Oxford University Press, 2017. — P. 99.
  32. Патканов К. П. Предисловие // История Агван Моисея Каланкатуйского.— СПб., 1861.— стр. XII.
  33. от 29 мая 2020 на Wayback Machine (в 3-х книгах) / Перевод с древнеармянского Ш. В. Смбатяна.— Ереван: Матенадаран, Институт древних рукописей им. Маштоца, 1984.
  34. Новосельцев, А. П. Мовсес Каланкатваци. История страны Алванк // История СССР . — 1985. — № 1. — С. 186—187.
  35. Mahé J.-P. // Annuaire de l'École pratique des hautes études (EPHE), Section des sciences historiques et philologiques. — 2008. — № 139 . — С. 32 . 26 января 2019 года.
  36. K. H. Maksoudian /MOVSES DASXURANC’I /«Great Historians from Antiquity to 1800: An International Dictionary» под ред. Lucian Boia / Greenwood Press, 1989 г. Том 1 p.13 (pp. 417)

Ссылки

  • . — 2. — Թիֆլիս, 1912.
  • (в 3-х книгах), Перевод с древнеармянского Ш. В. Смбатяна, Институт древних рукописей им. Маштоца — Матенадаран, Ереван, 1984 г.
Источник —

Same as Мовсес Каганкатваци