Ви́лли Де́ккер
(
Декер
) (
нем.
Willy Decker
;
8 сентября
1950
,
Пульхайм
,
Германия
) — немецкий оперный режиссёр и постановщик, автор многих выдающихся оперных спектаклей, в том числе сенсационной постановки
Травиаты
на
Зальцбургском фестивале
в
2005 году
.
Творческая биография
Вилли Деккер получил образование в Рейнском музыкальном училище в
Кёльне
по классу скрипки, а затем в
Кёльнском университете
и
Кёльнской высшей школе музыки
, где изучал философию, театральное искусство, музыку и вокал. Его педагогом по вокалу был
. Двадцатидвухлетний Деккер начал профессиональную деятельность в качестве ассистента режиссёра в Кёльнской опере и периодически исполнял обязанности художественного руководителя. Международной известности достиг к середине 80-х годов, благодаря нескольким удачным постановкам в разных театрах
. Деккера многократно приглашали для осуществления постановок в крупнейшие оперные театры Европы и мира
.
Среди работ Вилли Деккера — мировые премьеры опер «Мальчик-с-пальчик»
Ханса Хенце
(
Монтепульчано
, 1980), «Макбет»
(
Осло
, 1990), «Замок»
Ариберта Раймана
(Берлин, 1992). В 1997 году в
Опера Гарнье
поставил «
Милосердие Тита
»
Моцарта
.
На Зальцбургском фестивале режиссёр дебютировал в 2004 году с постановкой оперы
Корнгольда
«Мёртвый город»
, а в 2005 поставил «Травиату» с участием
Анны Нетребко
и
Роландо Вильясона
, имевшую огромный успех и многократно повторённую на мировой оперной сцене, в том числе в 2013 году в
Метрополитен-опера
. Об этой постановке «
Коммерсантъ
» писал
:
«Травиата» Деккера разошлась каким-то немыслимым тиражом, став предметом культа и сделав для трансатлантической славы русской певицы столько, что дива, вероятно, до конца своих дней останется перед режиссёром в неоплатном долгу. В какой-то момент спектакль, популярность которого с каждым годом лишь возрастала, продолжил жизнь без своей главной героини: публика по всему миру жаждала смотреть «Травиату» исключительно в режиссуре Деккера — пускай и без Анны Нетребко.
Певцы и критики называют режиссёрский стиль Деккера минималистическим, его изобразительный ряд немногословен, даже визуально аскетичен, пространство органично. Костюмы, декорации, мизансцены продуманы до мельчайших деталей и осмыслены. Его постановки метофоричны, иногда почти шокирующи, могут идти «вразрез со словесным текстом, но никогда — с музыкальным»
.
Деккер поставил
вагнеровских
«
Летучего голландца
» в
Париже
(
Опера Бастилии
, 2010) и «
Тристана и Изольду
» в Гонконге (2010), «
Кольцо Нибелунга
» в Дрезденской опере
и затем в
Мадриде
(Опера Реал, 2004)
, «
Бориса Годунова
»
М. П. Мусоргского
в
Амстердаме
(2001)
, «
Евгения Онегина
»
П. И. Чайковского
в Париже (2010)
оперу
Б. Бриттена
«
Билли Бадд
» в Вене (2001) и затем в Санкт-Петербурге (
Михайловский театр
, 2013)
.
С 2005 года Вилли Деккер — почётный профессор режиссуры музыкального театра
Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера
, с 2009 года является художественным руководителем фестиваля
Рур Триеннале
. Исповедует
дзен-буддизм
.
Награды
Избранная видеография
-
Дж. Верди
, «
Дон Карлос
» — Нидерландская опера (Вильясон,
Ллойд
, Рукрофт,
Урмана
, Крофт, дир.
Шайи
) — Opus Arte, 2004
-
Дж. Верди, «Травиата» — Зальцбургский фестиваль (Нетребко, Вильясон,
Хэмпсон
, дир. Рицци) — DG Unitel, 2006
-
М. П. Мусоргский
, «
Борис Годунов
» — Театр Лисео, Барселона (
Салминен
, Ленгридж, Хальфварсон,
Кочерга
, дир. Вайгле) — TDK, 2004
-
Дж. Верди, «
Отелло
» — Театр «
Лисео
», Барселона (
Кура
, Стоянова, Атанели, дир. Рос-Марба) — Opus Arte, 2006
Избранная видеография приведена по данным «
Хроники мировой оперы
»
Примечания
-
Willy Decker //
(нем.)
/ Hrsg.:
Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus
,
-
Willy Decker //
(нем.)
-
.
Frankfurt and after: from Neuenfels to Decker
//
. — Princeton University Press, 2014. — P. 402-412. — 480 p. —
ISBN 9781400864508
.
-
(англ.)
. medici.tv. Дата обращения: 30 сентября 2014.
25 ноября 2013 года.
-
(польск.)
. Teatr Wielki Opera Narodowa. Дата обращения: 30 сентября 2014.
6 октября 2014 года.
-
(неопр.)
. Интермеццо (7 ноября 2012). Дата обращения: 4 декабря 2013.
24 октября 2014 года.
-
Ю. Монтэль.
(неопр.)
. OperaNews.ru (2 октября 2011). Дата обращения: 4 декабря 2013.
9 января 2014 года.
-
Е. Бирюкова.
(неопр.)
. Известия (1 сентября 2004). Дата обращения: 4 декабря 2013.
6 октября 2014 года.
-
Zachary Woolfe.
(англ.)
.
The New York Observer
(1 мая 2011). Дата обращения: 4 декабря 2013.
6 октября 2014 года.
-
Anthony Tommasini.
(англ.)
.
The New York Times
(1 января 2011). Дата обращения: 4 декабря 2013.
21 марта 2013 года.
-
Д. Ренанский.
(неопр.)
. Коммерсант.ru WEEKEND (13 апреля 2012). Дата обращения: 4 декабря 2013.
24 октября 2014 года.
-
А Курмачёв.
(неопр.)
. OperaNews (1 апреля 2012). Дата обращения: 25 октября 2014.
2 ноября 2014 года.
-
Потапова Н.
// Петербургский театральный журнал. —
СПб.
, 2005. —
Вып. ноябрь
.
25 октября 2014 года.
-
А. Мокроусов.
//
Ведомости
: газета. — 2014. —
Вып. 19 июня
,
№ 108 (3612)
.
31 октября 2014 года.
-
С. Элькин.
(неопр.)
. OperaNews (19 мая 2013). Дата обращения: 25 октября 2014.
2 ноября 2014 года.
-
Родни Милнз.; пер. К. Городецкий.:
(неопр.)
. OperaNews (3 мая 2002). — по материалам журнала «Opera», февраль 2002. Дата обращения: 25 октября 2014.
2 ноября 2014 года.
-
Е. Бирюкова.
(неопр.)
.
Известия
(3 марта 2004). Дата обращения: 4 декабря 2013.
6 октября 2014 года.
-
(неопр.)
. OperaNews (30 ноября 2001). — По материалам журнала «Opera». Дата обращения: 25 октября 2014.
2 ноября 2014 года.
-
Р. Должанский.
// Коммерсантъ : газета. — Коммерсантъ, 2010. —
Вып. 1 октября
. —
С. 14
.
25 октября 2014 года.
-
(неопр.)
. РБК daily (19 января 2013). Дата обращения: 4 декабря 2013.
6 октября 2014 года.
-
В. Гиренко.
(неопр.)
. Искусство ТВ (24 января 2013). Дата обращения: 4 декабря 2013. Архивировано из
2 февраля 2013 года.
-
О. Кармунин.
(неопр.)
. Известия (27 января 2013). Дата обращения: 4 декабря 2013.
6 октября 2014 года.
-
Володина Э.
(неопр.)
. DW.de (14 августа 2009). Дата обращения: 25 октября 2014.
-
Дудин В.
(неопр.)
Российская газета (18 января 2013). Дата обращения: 30 сентября 2014.
6 октября 2014 года.
-
(неопр.)
. Oper Frankfurt. Дата обращения: 25 октября 2014. Архивировано из
25 октября 2014 года.
-
(нем.)
. Дата обращения: 25 октября 2014.
25 октября 2014 года.
-
Мугинштейн М. Л.
Хроника мировой оперы. 1600 – 2000. 400 лет – 400 опер – 400 интерпретаторов. — Екатеринбург: Антеверта, 2012. — Т. 2 (1851-1900). — 616 с. —
ISBN 978-5-905148-06-4
.
Литература
-
Cummings, David.
(англ.)
// International Who's who in Music and Musicians' Directory (Classical and Light Classical). — Routledge, 2000. —
No. 17th edition
. — P. 150. —
ISBN 0-948875-53-4
.
Ссылки
-
О. Кармунин.
(неопр.)
. Известия (27 января 2013). — Интервью. Дата обращения: 4 декабря 2013.
-
(англ.)
. Haydn Rawstron Ltd. — Страница режиссёра на сайте агентства. Дата обращения: 4 декабря 2013. Архивировано из
11 июля 2011 года.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|