Interested Article - Званцев, Николай Николаевич
- 2020-06-09
- 1
Николай Николаевич Званцев (наст. фам. Званцов; сценический псевдоним Званцев-Неволин или Неволин; 6 [18] июня 1870 , Нижний Новгород — 18 мая 1923 или 1925 , Москва) — оперный певец ( бас-баритон ), драматический актёр, режиссёр и вокальный педагог.
Биография
Родился в городе Нижний Новгород в дворянской семье.
Учёба: Московская консерватория ; педагоги: класс пения — Л. Джиральдони , класс скрипки — И. Гржимали , класс композиции — А. С. Аренский и С. И. Танеев ; в 1895 году окончил и в том же году уехал на совершенствование в Европу: Милан (педагог Мартин Петц ) и Париж .
Вернувшись в Россию, в 1897 году поступил в оперную антрепризу певца Н. Унковского , с которой работал в различных городах: Курске, Орле, Ельце и др.
В 1898—1900 — в Тифлисе.
В 1900—2002 — в Товариществе Московской частной русской оперы С. Мамонтова . Там же начал режиссёрскую деятельность, поставив в 1902 оперу П. Чайковского « Черевички ». Пружанский А. М. пишет, что певец «обладал голосом неприятного тембра, но „всегда давал умную и тонкую обработку музыкальной и сценической стороны любой партии“» , эти природные данные и привели его на режиссёрское поприще.
В 1902 (или 1903) — 1911 гг. — режиссёр в Московском Художественном театре .
В 1911/12 — режиссёр в петербургском Мариинском театре .
В 1913—1919 — режиссёр московского театра К. Н. Незлобина , где поставил несколько десятков пьес.
В 1920—1923 — вернулся в МХТ и работал в режиссёрском управлении и репертуарной комиссии Художественного театра.
Одновременно работал в Опере С. Зимина , где был заведующим художественной частью и в качестве режиссёра поставил несколько опер в 1922 году: « Мазепа » П. Чайковского, « Гугеноты » Дж. Мейербера и « Царская невеста » Н. Римского-Корсакова.
Как театральный режиссёр помогал в освоении партий своей жене, выдающейся оперной певице Вере Петровой-Званцевой .
Перевёл на русский язык либретто нескольких опер, в том числе « Вертера » Ж. Массне . Кроме того, Н. Званцев сочинял стихи — преимущественно шутливые на злобу дня . По воспоминаниям художника Мстислава Добужинского , Н. Званцев был очень остроумным собеседником, принимавшим участие в актёрских капустниках и домашних вечеринках . Вместе с женой В. Петровой-Званцевой сотрудничали в « Летучей мыши », созданной их близким приятелем Никитой Балиевым ; Званцев сочинил там немало скетчей и пародий, с которым сам неоднократно выступал .
Преподавал в Московской консерватории.
Семья
Жена: оперная певица В. Н. Петрова-Званцева .
Дети :
- Евгения (1897—1974) — служащая завода грамзаписи,
- Татьяна (1913—1994) — замужем за Г. В. Логвиновичем (доктор технических наук, академик АН Украины; академик РАЕН (1994); начальник отдела гидродинамики НИЦ ЦАГИ, заместитель председателя Научного совета РАН по механике )
- София
Репертуар
- 1900 — «Вильям Ратклиф» Ц. Кюи — Том (впервые в Москве)
- 1902 — «Горюша» А. Рубинштейна — Боярин Полтев (впервые в Москве)
- 1902 — «Сарацин» Ц. Кюи — Раймонд (впервые в Москве).
- « Борис Годунов » М. Мусоргского — Рангони
- « Князь Игорь » А. Бородина — Скула
- « Черевички » П. Чайковского — Чуб
- « Русалка » А. Даргомыжского — Сват
- « Князь Игорь » А. Бородина — Князь Игорь и Владимир Галицкий
- « Демон » А. Рубинштейна — Демон
- « Мазепа » П. Чайковского — Мазепа
- « Евгений Онегин » П. Чайковского — Евгений Онегин
- « Пиковая дама » П. Чайковского — Князь Елецкий
- « Рогнеда » А. Серова — Красное солнышко
- « Фауст » Ш. Гуно — Валентин
- « Кармен » Ж. Бизе — Эскамилио
- « Севильский цирюльник » Дж. Россини — Фигаро
- « Травиата » Дж. Верди — Жорж Жермон
- « Трубадур » Дж. Верди — Граф ди Луна
- « Аида » Дж. Верди — Амонасро
- « Джоконда » А. Понкьелли — Барнаб
- « Сельская честь » П. Масканьи — Альфио
- « Паяцы » Р. Леонкавалло — Сильвио и Тонио
Драматические роли
На сцене МХТ исполнял драматические роли:
- « Борис Годунов » А. Пушкина — Пимен
- « Месяц в деревне » И. Тургенева — Шааф
Режиссёрские постановки
- 1902 — « Черевички » П. Чайковского (частная опера С. Мамонтова )
- 1908 — «Демон» П. Бларамберга (первая постановка);
- 1911 — «Летучий голландец» Р. Вагнера (Мариинский театр)
- 1912 — «Призрак» М. Данилевской (Мариинский театр)
- 1913 (?) — « Горячее сердце » А. Н. Островского ( Театр Незлобина )
- 1921 — « Кот в сапогах » Ц. Кюи (впервые в Москве);
- 1922 — « Мазепа » П. Чайковского ( Опера Зимина )
- 1922 — « Гугеноты » Дж. Мейербера (Опера Зимина)
- 1922 — « Царская невеста » Н. Римского-Корсакова (Опера Зимина).
Педагогическая работа
В 1903—1911 и 1912—1923 — педагог Московской консерватории , с 1915 — профессор; вначале преподавал дикцию и декламацию, затем работал режиссёром оперного класса .
Преподавал также в оперной студии Виноградова и Е. Цертелевой и студии им. Ф. И. Шаляпина .
Среди учеников: В. В. Барсова , , А. К. Кончевский , , , В. И. Садовников .
Примечания
- ↑ Званцев Николай Николаевич // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- ↑ Званцев Николай Николаевич // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994.
- Петрова-Званцева Вера Николаевна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- . Дата обращения: 3 марта 2011. 6 июля 2013 года.
- от 23 марта 2011 на Wayback Machine
- от 23 июня 2011 на Wayback Machine
- 2020-06-09
- 1