Interested Article - Буркхардт, Якоб

Якоб Буркхардт ( нем. Jacob Christoph Burckhardt ; 25 мая 1818 , Базель 8 августа 1897 , там же) — швейцарский историк культуры , стоявший у истоков культурологии как самостоятельной дисциплины.

Профессор в Базеле (1858—1893). Классический труд Буркхардта « » (1860) принёс ему общеевропейскую славу.

По мнению некоторых исследователей, не Мишле , а именно Буркхардт «открыл Возрождение » для исторической науки (несмотря на то, что первый является автором самого понятия « Ренессанс », в современном культурно-историческом смысле этого термина).

Биография

Семья Буркхардтов, разбогатевшая на производстве шёлка и торговле с соседними странами, на протяжении трёх столетий была одной из самых влиятельных в Базеле. Состоятельность родителей позволила Якобу получить блестящее частное образование с упором на изучение древнегреческого языка . Предполагалось, что юноша вслед за отцом и дедом пойдёт по теологической стезе, однако Якоб, не афишируя свою религиозную позицию, довольно скоро стал тяготиться узкими рамками протестантской догматики.

В 1839 году Буркхардт окончательно решил связать свою судьбу с изучением истории и поступил в Берлинский университет , где читали лекции самые знаменитые немецкие историки того времени — Леопольд фон Ранке и Франц Куглер . С Ранке он расходился почти по всем вопросам. В отличие от учителя, в истории его привлекали не столько законы, политика и дипломатия, сколько искусство и архитектура. Не разделял он и увлечения Ранке прусской государственностью и милитаризмом.

Несмотря на заманчивую перспективу преподавательской карьеры в Берлине, Буркхардт предпочёл в середине 1840-х годов удалиться в считавшийся провинциальным Боннский университет , где его больше всего привлекало общество историка искусства Готфрида Кинкеля . Революционные события 1848—1849 годов укрепили его преклонение перед прошлым и окончательно оттолкнули от современности, которая казалась ему мелкой и пошлой. Революция совпала с личным кризисом: единственная женщина, которую любил этот убеждённый холостяк, предпочла ему базельского банкира.

С 1837 года, когда Буркхардт пешком пересёк Альпы и посетил Апеннины , Италия стала его страстью. Редкий год он не посещал старинных городов и художественных музеев этой «сокровищницы человеческого духа». Множество изданий выдержал его путеводитель по художественным памятникам Италии. В 1858—1893 годах он преподавал в тихом Базельском университете , где число его слушателей исчислялось несколькими десятками. До 1886 года он читал курс по европейской истории от Древней Греции до Французской революции, однако в последние годы сосредоточился на истории искусства. Буркхардт вышел в отставку за четыре года до смерти. Почти никого не признававший Фридрих Ницше писал, что немецкоязычному высшему образованию не хватает профессоров-воспитателей, «которые сами получили воспитание, высшие, отборные умы, что видно из каждого их взгляда, из каждого слова и даже молчания… Одним из таких в высшей степени редких исключений является мой глубокоуважаемый друг, Якоб Буркхардт в Базеле» .

Научные взгляды

История

В центре интересов Буркхардта находилась история культуры, в связи с чем его школу иногда называют « ». Исторические эпохи рассматривались им под углом тех «стилей жизни», которые придавали каждой из них неповторимость. Творцами этих стилей жизни были люди искусства — выдающиеся личности. Даже к государству он подходил с эстетической точки зрения и расценивал его как «произведение искусства». Тотальная эстетизация прошлого, глубоко уходившая корнями в эпоху романтизма , вызывала неприятие многих современников Буркхардта, находившихся на позициях позитивизма .

В первом крупном произведении — «Век Константина Великого» (1853) — Буркхардт с горечью и сожалением живописал гибель античного мира под напором христианства [ уточнить ] . В своём самом знаменитом произведении — «Культура итальянского ренессанса» (1860) — он обратился к теме возрождения античности и становления современного мировоззрения, основной чертой которого он считал индивидуализм . Об искусстве Возрождения он планировал рассказать в отдельной книге, которая так и не была написана (отчасти этот пробел восполнил любимый ученик Буркхардта — Генрих Вёльфлин ).

Посмертно вышли из печати философские размышления Буркхардта о соотношении в истории свободы и насилия, а также четыре тома, посвящённые различным аспектам древнегреческой цивилизации.

«Мы вообще должны были бы попытаться исключить из жизни народов выражение „счастье“ и заменить его другим, в то время как. выражение „несчастье“ мы сохраняем» , — писал Буркхардт .

Государство как произведение искусства

Хотя Буркхардт считал, что философии истории не существует, поскольку в ней отсутствует система («любая система не исторична») и говорил о Гегеле , что не понимает соответствующих идей последнего, он сам стремился выявить в деятельности государств периода Ренессанса «плодотворную политическую концепцию», как он написал в первой главе книги «Культура Возрождения в Италии: Опыт [исследования]».

Название концепции «Государство как произведение искусства» ( Der Staat als Kunstwerk ) совпадает с названием указанной главы, которую кембриджский профессор Питер Берк считает одной из центральных в книге, поскольку она иллюстрирует «влияние культуры на политику» и концентрируется на «подъеме новой самодостаточной концепции государства» . Буркхардт представляет ренессансную концепцию Государства как произведения искусства в качестве альтернативы современному государству: «В государствах того времени впервые проявляется дух современного европейского государства, поглощенного собственными интересами, демонстрирующего свой ужасный и ничем не ограниченный эгоизм, ставящего себя выше права и подавляющего в зародыше любое здоровое начинание; но там, где эта тенденция преодолевается или как-то уравновешивается, на исторической сцене появляется нечто новое: государство как рассчитанное и продуманное творение, государство как произведение искусства».

Он также пишет в следующей главе: «В средние века обе стороны сознания — обращенного человеком к миру и к своей внутренней жизни — пребывали как бы под неким общим покровом, в грезе и полудремоте. Этот покров был соткан из веры, детской робости и иллюзии; сквозь него мир и история представали в странной окраске, а человек познавал себя только как часть расы, народа, партии, корпорации, семьи или какой-либо другой формы общности. В Италии этот покров впервые развеивается; пробуждается объективное видение государства и объективное к нему отношение, как и ко всему миру вообще; вместе с этим с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым».

В посмертно опубликованных записях лекций периода 1868—1871 годов Буркхардт утверждал, что существуют три главные власти: государство, культура и религия, находящиеся в постоянном взаимодействии. Он говорил, что «существуют первичные политические и религиозные эпохи и завершающие эпохи, которые живут для великих целей культуры», при этом древние Египет, Мексика и Перу представляют примеры «культуры, определяемой государством», исламские страны — «культуры, определяемой религией», а городские полисы Древней Греции демонстрировали «государство, определяемое культурой». Ренессанс был после городов-государств античной Греции ещё одной из эпох, которая жила «для великих целей культуры». Отсюда может быть сформулирована интерпретация Буркхардтом ренессансной концепции: «Государство как произведение искусства — это государство, определяемое культурой». В России эти идеи развивал Николай Рерих .

Эстетическая концепция государственности Якоба Буркхардта сохраняет свою актуальность и стала предметом дискуссии в связи со стопятидесятилетним юбилеем публикации его книги . Его идеи имеют значение для формирования российской доктрины правового государства [ значимость? ] .

Признание

Изображён на купюре достоинством 1000 швейцарских франков.

Список произведений

  • Работы бельгийских городов = . — Дюссельдорф: Julius Buddeus, 1842. — 168 p.
  • Несколько вопросов, которые иллюстрируют историю Карла Мартелла = . — Базель: J. J. Mast, 1843. — 32 p.
  • Конрад фон Гохштаден, епископ кёльнский 1238-1261 = . — Бонн: T. Habicht, 1843. — 157 p.
  • Архиепископ Андрей Ямометич и последнее согласие в Базеле = . — Базель: Schweighauser, 1852. — 106 p.
  • Век Константина Великого = . — Базель: Schweighauser, 1853. — 512 p.
    • Век Константина Великого. — М. : Центрполиграф, 2003. — 368 с. — 7000 экз. — ISBN 5-9524-0395-6 .
  • Чичероне: руководство, чтобы насладиться искусством Италии = . — Базель: Schweighauser, 1855. — XV, 1122 p.
  • . — Basel: Schweighauser, 1860. — 576 p.
    • Культура Италии в эпоху Возрождения / пер. со 2-го нем. изд. -СПб.: тип. М-ва путей сообщ. (А. Бенке), 1876.
    • Культура Италии в эпоху Возрождения / пер. С. Брилианта с 8-го нем. изд., перераб. Людвигом Гейгером . — СПб: типо-лит. Герольд, 1904—1906. — Т. , 2.
    • Культура Возрождения в Италии: Опыт исследования. — М. : Юристъ, 1996. — 591 с. — (Лики культуры). — 5000 экз. — ISBN 5-7357-0020-0 .
    • Культура Италии в эпоху Возрождения. — Интрада, 2001. — 544 с. — 1000 экз. — ISBN 5-87604-050-9 .
    • . — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 285 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10959-7 .
  • История Возрождения в Италии = . — Штутгарт: Ebner & Seubert, 1868. — 332 p.
  • Вспоминая Рубенса = Erinnerungen aus Rubens. — Базель: Lendorff, 1898.
    • Рубенс. — Академический Проект, 2000. — 240 с. — (Мир искусств). — 3000 экз. — ISBN 5-7331-0210-1 .
  • История греческой культуры: в 4 томах = . — Берлин, Штутгарт: W. Spemann, 1898—1902.
  • Размышления о всемирной истории = Weltgeschichtliche Betrachtungen. — Берлин, Штутгарт: W. Spemann, 1905. — 294 p.
    • Размышления о всемирной истории. — 2-е изд. — М. СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 560 с. — (Книга света). — 1000 экз. — ISBN 978-5-98712-112-2 .

Примечания

  1. (фр.) — , 2011.
  2. Jacob Burckhardt // (нидерл.)
  3. (нем.) / Hrsg.: — Berlin. — Vol. 2, 1897. — S. 54—75.
  4. ↑ .
  5. Фридрих Ницше Падение кумиров. — СПб.: Азбука-Классика, 2008. — С.66-67 . ISBN 978-5-91181-364-2
  6. Peter Burke . Introduction // Jakob Burkchardt, (англ.) ( — London, 2004. — P. 5
  7. Баренбойм П., Захаров А. . — М.: Летний сад, 2010. (PDF-версия)
  8. . — М.: Летний сад, 2010. — С. 293. ISBN 978-5-98856-119-4
  9. Баренбойм П. Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства» // Законодательство и экономика. — 2010. — № 9.

Литература

  • Баренбойм П. Д. Государство как произведение искусства и Конституционная экономика // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2010. — № 4 .
  • Якоб Буркхардт. Жизнь и творчество // Володарский В. М. Культура Возрождения в Италии. — М. , 1996.
  • Халфина Ю. Л. / Автореф. дис. … канд. … наук. — Томск, 2000.

Ссылки

[[Категория:Похороненные на кладбище Ам Хёрнли]

Same as Буркхардт, Якоб