На протяжении сорока шести лет, с 1973 по 2019 годы, художественным руководителем и главным режиссёром театра являлся
Марк Анатольевич Захаров
(13 октября 1933 — 28 сентября 2019)
.
3 октября 2019 года руководство театром принял
Марк Борисович Варшавер
. Он остался в должности директора театра, в которой при Марке Захарове проработал сорок лет, но с добавлением полномочий определять политику творческого коллектива во всех направлениях
.
21 ноября 2019 года театру «Ленком» присвоено имя
Марка Захарова
, и теперь театр официально называется «Московский государственный театр „Ленком Марка Захарова“»
.
Во время
Первой мировой войны
в помещениях клуба был организован
госпиталь
на 300 коек, часть комнат переоборудовали под операционные, перевязочные и приёмный покой. После
революции
здание занял политический клуб «Дом анархии». В это время часть имущества разграбили, а интерьер разрушили. Затем здание заняла Центральная школа партийной и советской работы, позже переименованная в
Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова
. 29 октября 1920 года в университете состоялся III Всероссийский съезд
коммунистического союза молодёжи
, на котором выступил
Владимир Ленин
. В 1923 году здание перешло кинотеатру
.
Становление театра
В 1927 году по инициативе Московского комсомола при
ЦК ВЛКСМ
был основан
Центральный Театр рабочей молодёжи
(ТРАМ). Открытие прошло 1 октября
. В него приняли участников заводских и районных театров, а также коллектив театральной мастерской при Московском комитете комсомола. Поначалу актёры совмещали работу на фабриках с актёрской игрой, но вскоре полностью перешли в театр. Премьера первого спектакля «Зелёные огни» состоялась 20 ноября 1928 года в бывшем помещении кинотеатра имени
Баумана
на
Спартаковской улице
, 26
. С 1928 по 1932 годы театром руководил рабочий совет, состоявший из
Ф. Ф. Кнорре
, П. И. Соколов,
Н. К. Чемберджи
,
Е. А. Кибрика
.
Летом 1934 года состоялись первые гастроли в
Ленинград
, где были показаны спектакли «Девушки нашей страны», «Чудесный сплав», «Продолжение следует». В 1935-м театр был переименован в Московский государственный центральный театр рабочей молодёжи
. В 1937 году ТРАМ объединили с театром-студией Рубена Симонова, директором объединения был назначен Александр Яковлевич Шумилин. Через год решением
Центрального комитета ВЛКСМ
театру присвоили профессиональный статус и новое имя — Московский государственный театр имени Ленинского комсомола. Главным режиссёром стал
Иван Берсенев
. При нём ставились спектакли «
Живой труп
» (1938)
Льва Толстого
, «Мой сын» (1939) Шандоря Гергеля и
Осафа Литовского
, «Моль» (1940)
Николая Погодина
и другие. В 1939-м должность директора заняла Варвара Сергеевна Шашкова
.
В
1977 году
Московский театр имени Ленинского комсомола был награждён
орденом Октябрьской революции
за заслуги в развитии советского театрального искусства
. В 1990 году решением Главного Управления культуры Исполкома Моссовета театр был переименован в Московский государственный театр «Ленком». В 1992-м его директором назначили
Марка Борисовича Варшавера
.
17 октября
2007 года
Государственное учреждение культуры города Москвы Московский государственный театр «Ленком» награждено Почётной грамотой Московской городской Думы за заслуги перед городским сообществом.
В 2017-м спектакль «
Юнона и Авось
» был показан в полуторатысячный раз
.
В августе 2023 года, из-за общественного давления и обращений ряда СМИ, были отменены гастроли «Ленком» в
Израиле
. Возможный приезд в Израиль театра вызвал волну критики из-за публичной поддержки театра и коллектива
российского вторжения на Украину
. Позднее театр выступил в «
Российской газете
» с анонимным заявлением, в котором обвинил в отмене гастролей русскоязычных израильтян, назвав их «распоясавшейся шпаной», «клоунами», «корчащимися в бессильной злобе израильскими Иванами, не помнящими родства», «защитниками Украины, сыто сидящими на государственных шеях различных стран» и «шариковыми, громко тявкающими и оскорбляющими простых соотечественников»
.
1942
— «Фронт», режиссёр Иван Берсенев; «Крылатое племя», режиссёры Серафима Бирман, Владимир Всеволодов
1943
— «Юность отцов», режиссёры Иван Берсенев, Наталья Николаевна Паркалаб; «День живых», режиссёр Софья Гиацинтова, Сергей Львович Штейн; «
Большие надежды
», режиссёр Иван Берсенев; «
Сирано де Бержерак
», режиссёр Серафима Бирман
1944
— «Месяц в деревне», режиссёр Софья Гиацинтова; «
Поединок
», «Так и будет», режиссёр Иван Берсенев; «Русский Вопрос», режиссёр Серафима Бирман
1945
— «Под каштанами Праги», «Семья Ферелли теряет покой», режиссёр Серафима Бирман; «Школьный товарищи», режиссёр
Аркадий Вовси
1946
— «
Наш общий друг
», режиссёр Иван Берсенев, «За тех кто в море!», режиссёр Иван Берсенев; «
Лесная песня
», режиссёры Софья Гиацинтова, Сергей Штейн
1947
— «Губернатор провинции», режиссёр Иван Берсенев; «Беспокойные люди», режиссёр Владимир Соловьёв;
1948
— «Цель жизни», режиссёры Иван Берсенев, В. Д. Брагин; «Жаркое лето», режиссёры Серафима Бирман, Сергей Штейн; «Не ждали», режиссёр Аркадий Вовси
1949
— «Клад», режиссёр Серафима Бирман; «Лена», «Женитьба», режиссёр Сергей Штейн; «Особняк в переулке», режиссёр Иван Берсенев; «В окнах горит свет», режиссёр Владимир Всеволодов; «Семья», режиссёр Софья Гиацинтова
1950
— «Дети „Авроры“», режиссёр Сергей Штейн; «
Богатые невесты
» режиссёр Наталья Паркалаб; «Вторая любовь», режиссёр Софья Гиацинтова
1951
— «Восходит солнце», режиссёры Иван Берсенев, Серафима Бирман; «Париж, улица Сталинграда», режиссёры Сергей Штейн, Иван Берсенев; «
Честь смолоду
», режиссёр Наталья Паркалаб
1952
— «Сыновья Москвы», режиссёры Софья Гиацинтова, Сергей Штейн; «Новые люди», режиссёр
Ирина Мурзаева
; «Алёша Пешков», режиссёр А. А. Муатов; «Полковник Фостер признаёт себя виновным», режиссёры Софья Гиацинтова, Сергей Штейн
1953
— «Солнечная сторона», режиссёр Наталья Паркалаб; «Твоё личное дело», режиссёр Владимир Всеволодов; «Чудесная встреча», режиссёр А. А. Муатов
1954
— «Годы странствий», режиссёры Софья Гиацинтова, Владимир Соловьёв; «Друзья-сочинители», режиссёр Сергей Штейн; «Доброе имя», режиссёры Софья Гиацинтова, Владимир Соловьёв; «
Вишнёвый сад
», режиссёр Софья Гиацинтова
1955
— «Колесо счастья», режиссёр Сергей Штейн; «Мужество», режиссёр А. А. Муатов; «В доме господина Драгомиреску», режиссёры Софья Гиацинтова, А. А. Рубб
1956
— «Утраченные иллюзии», режиссёр Сергей Штейн; «Первая симфония», режиссёры Софья Гиацинтова, А. А. Рубб; «Они встретились в поезде», режиссёр Сергей Штейн
1957
— «Первая конная», режиссёры Б. Н. Норд,
Александр Пелевин
; «Фабричная девчонка», режиссёр Владимир Эуфер; «Взрослые дети», режиссёры Софья Гиацинтова, Аркадий Вовси; «Когда цветёт акация», режиссёр Сергей Штейн; «Хлеб и розы», режиссёр
Сергей Майоров
1958
— «Святая жена», режиссёр
Владимир Канцель
; «Если в сердце весна», режиссёр А. А. Рубб; «Пароход зовут «Орлёнок», режиссёры Сергей Майоров, Аркадий Вовси
1959
— «Братья Ершовы», режиссёры Сергей Майоров, Владимир Соловьёв; «С завязанными глазами», режиссёр Сергей Штейн; «Огонь твоей души», режиссёр
Рачья Капланян
; «В эту ночь никто не уснул», режиссёр Юрий Сергеев; «Незнакомые люди», режиссёр А. А. Рубб
1960
— «Опасный возраст», режиссёр Сергей Штейн; «Цветы живые», режиссёр Борис Толмазов; «Гамлет из квартиры № 13», режиссёр
Оскар Ремез
1961
— «Друг детства», режиссёр
Ролан Быков
; «Ночное чудо», режиссёр Рачья Капланян; «Наташкин мост», режиссёры Борис Талмазов, Оскар Ремез
1962
— «Центр нападения умрёт на заре», режиссёр Борис Талмазов; «Большое волнение», режиссёр Оскар Ремез; «Вам 22, старики», режиссёр Сергей Штейн
1963
— «
Бесприданница
», режиссёры Софья Гиацинтова, Владимир Всеволодов; «Лучше останься мёртвым», режиссёр
Алексей Баталов
; «О Лермонтове», режиссёр Оскар Ремез; «Двадцать лет спустя», режиссёр Яков Губенко
1964
— «
В день свадьбы
», режиссёр Анатолий Эфрос,
Лев Дуров
; «104 страницы про любовь», режиссёр Анатолий Эфрос; «До свидания, мальчики», «Буря в стакане», режиссёр Сергей Штейн
1965
— «Мой бедный Марат», режиссёр Анатолий Эфрос; «Снимается кино», режиссёр Анатолий Эфрос, Лев Дуров; «Что тот солдат, что этот» режиссёр
Михаил Туманишвили
; «Каждому своё», режиссёр Анатолий Эфрос
1966
— «
Чайка
», «Судебная хроника», режиссёр Анатолий Эфрос; «Мольер», режиссёры Анатолий Эфрос, Лев Дуров; «Аттракционы», режиссёр
Феликс Берман
1970
— «
Золотой ключик
», режиссёр Сергей Штейн; «Беспокойная старость», режиссёры Владимир Монахов, Софья Гиацинтова; «Конец Хитрова рынка», режиссёры Владимир Монахов, Владимир Всеволодов
1971
— «Голубая роза», режиссёр М. В. Гиляровский; «Лабиринт», режиссёры
Александр Гинзбург
, О. А. Чубайс; «Вечером после работы», режиссёр Сергей Штейн
1972
— «Музыка на 11-ом этаже», режиссёр Владимир Монахов; «Некоторые огорчения», режиссёр
Юрий Молчалов
1973
— «Автоград-XXI», режиссёр
Марк Захаров
; «Колонисты», режиссёр Юрий Молчалов; «Лисички», режиссёр Сергей Штейн
1985
— «Встречи на Сретенке», режиссёр
Гарий Черняховский
; «Три девушки в голубом», режиссёры
Марк Захаров
, Юрий Махаев; «Там, где бывали», режиссёр Пётр Штейн; «Приглашение на репетицию», режиссёр Ильдар Гилязев; «Я знаю силу слова», режиссёр Пётр Штейн
1987
— «Праздничный день», режиссёр
Владимир Мирзоев
; «Карманный театр», режиссёр Пётр Штейн; «Две пьесы Нины Садур», режиссёр Владислав Васильевич Быков