Interested Article - Эпитафиой
- 2020-03-15
- 2
Эпитафио́й ( греч. ἐπιτάφιοι — надгробный, от греч. ἐπι — на, над и греч. τάφος — могила) — в поздней античности, культуре эллинистической эпохи и в Византии — погребальная пелена, саван . В греческой церкви VI—XV веков — плащаница , связанная с обрядом пасхальной литургии . На такой ткани, как правило, изображали сцену надгробного плача и погребения Иисуса Христа — Положение во гроб .
Подобные литургические плащаницы в течение веков оказывали влияние на искусство живописи и скульптуры, росписи и рельефов антепендиумов , алтарей и церковных кафедр (пульпитов). Так, согласно одной из версий, знаменитая картина художника Ганса Гольбейна Mладшего « Мёртвый Христос в гробу » необычно вытянутого по горизонтали формата была выполнена в качестве пределлы алтаря. Однако остальные части такого алтаря не обнаружены. Поэтому М. Я. Либман счёл возможным утверждать, что картина восходит к старинным византийским эпитафиой (плащаницам), связанным с пасхальной литургией. Такого рода образы встречаются в венецианском искусстве вплоть до XVI века, например в творчестве Марко Базаити и Витторе Карпаччо .
В средневековой Германии такие композиции именовали « Grabeschristus » — «Христос в гробнице». Знаменитая картина « Мёртвый Христос » Андреа Мантеньи также связана с традицией живописных картин «эпитафиой». Она предназначалась художником для установки в изголовье собственного надгробия в капелле церкви Сант-Андреа в Мантуе .
Примечания
- Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. — М.: Искусство, 1972. — С. 180
- Nutzmann H. Andrea Mantegna. — Berlin: Kunst und Gesellschaft, 1977. — S. 36
- 2020-03-15
- 2