Барде, Ромен
- 1 year ago
- 0
- 0
Мавзолей в Барде ( азерб. Bərdə türbəsi ), известный также как Тюрбе «Аллах-Аллах» ( азерб. «Allah-Allah» türbəsi ) — мавзолей , расположенный в городе Барда в Азербайджане . Состоит из подземной усыпальницы и внутренней камеры в виде десятигранника с выходами .
Мавзолей был построен в 1322 году зодчим Ахмедом сыном Хафиз Эйюба, архитектора Нахичеванского .
Памятник был описан востоковедом Б. А. Дорном во время его путешествия по Кавказу в 1861 году . Востоковед отмечал наличие куфических надписей, выведенных на основном фасаде синей глазурью на красном кирпичном фоне, а также наличие арабской надписи обыкновенным почерком над входом в мавзолей. Одновременно был сделан рисунок памятника «для потомства», так как Дорн предрекал ему неминуемую гибель «от невежества соседних жителей, берущих кирпичи из-под его основания» .
После советизации Азербайджана надгробия монумента были разрушены, а часть надписей на арабском алфавите стерта. Ворота мавзолея, который долгое время оставался без присмотра, были разрушены, сам мавзолей пришёл в негодность, деревья во дворе высохли или были вырублены. Значительная часть территории памятника была захвачена отдельными лицами и использовалась в различных целях .
В 2011 году в связи с начатыми восстановительными работами в Бардинском районе по указанию президента Азербайджана Ильхама Алиева в повестку дня был внесён ремонт мавзолея. Государственной службой по охране, развитию и реставрации культурного наследия при Министерстве культуры и туризма были начаты реставрационные работы в мавзолее. В марте 2015 года с работами, проводимыми в мавзолее, ознакомился сам Алиев .
Мавзолей представляет собой цилиндрическую башню высотой 14 м. Венчающая часть башни не сохранилась. Диаметр башни — 10 м. На южном портале мавзолея имеется надпись, определяющая дату постройки: «В шаввале года второго и двадцатого и семисотого» (то есть 722 года хиджры или 1322 год ). Надпись на северном портале сообщает имя зодчего: «Работа Ахмеда сына Хафиза Эйюба, архитектора Нахичеванского» .
В мавзолей ведут два входа, ориентированных по меридиану (север — юг). Усыпальница имеет один вход с севера. Сложен мавзолей из кирпича. Облицовка значительной части башни выполнена из глазурованных кирпичей зеленовато-голубого цвета и из обычного красного кирпича хорошего качества. Глазурные кирпичи поставлены вертикально, а обычные горизонтально, вследствие чего вся поверхность башни покрыта повторяющимся словом « Аллах », повернутым под углом 45 градусов . Слово «Аллах» повторяется свыше 200 раз .
Верхний фриз мавзолея составлен из четырёх поясов. Два нижних пояса и один верхний покрыты орнаментом, а расположенный между ними четвёртый широкий пояс несёт надпись. Входы в мавзолей с севера и с юга подчёркнуты порталами, которые чётко выделяются на общем гладком фоне башни. Северный вход мавзолея акцентирован более богатой отделкой и выступает из тела башни на 30 см .
Профили портала, сталактиты , архивольты и тимпаны украшены орнаментом геометрического и растительного характера, вырезанным и выточенным из больших кусков обожженных плит, которые покрыты глазурью в соответствии с рисунком и шаблонами. Интерьер наземной и подземной частей в плане решён разным образом. При внешней цилиндрической форме внутри план наземной части только в основании имеет окружность. На высоте одиннадцатого ряда кирпичной кладки цилиндр переходит в десятигранник с нишей в каждой из его граней. Ниши заканчиваются стрельчатыми арками. Над арками десятигранник вновь переходит в цилиндр, и посредством трёх рядов нависающих сталактитов диаметр внутреннего кольца суживается на один метр .
Наличие в верхней части башни следов двух стенок с фасадной и с внутренней сторон дает основание полагать, что сооружение имело двойное покрытие. Этим объясняется уменьшение внутреннего диаметра. Усыпальница в плане крестообразная и была перекрыта центральной части куполом, а по концам «креста» — сводами . Решение подземной части в форме разноконечного креста встречается как в мавзолеях Азербайджана, так и в Средней Азии .
Купол, перекрывавший центральную часть «креста», не сохранился, остались только паруса. Своды боковых концов, по форме стрельчатые, срезаны в верхней замковой части и образуют плоские плафоны, выложенные бирюзовыми и обычными кирпичами. Рисунок плафона в каждом из четырёх сводов отличный. Сохранившиеся остатки стен и парусов центрального купола позволяют предполагать, что стены и купол были также облицованы поливными кирпичами .