Interested Article - Мнацаканян, Норайр Амбарцумович

Норайр Амбарцумович (Амвросьевич) Мнацаканян ( 7 января 1923 25 марта 1986 ) — певец, исполнитель армянской народной и гусанской (ашугской) музыки, актер театра и кино, заслуженный артист Армянской ССР (1965).

Биография

Родился 7 января 1923 года в семье из старого Еревана. Любовь к народной музыке он унаследовал от родителей. Талантливый с детства, Норайр получил первую награду на , который проводился в Москве в 1936 году.

Мнацаканян начал свою карьеру, как актёр и певец в Ереванском Государственном Театре Музыкальной Комедии имени . Мнацаканян первый на сцене Армении сыграл роль Гикора в одноимённом спектакле по мотивам известного произведения . Мнацаканян работал с такими выдающимися режиссёрами Театра, как Армен Гулакян . В Государственном Ереванском Академическом Театре им. , Мнацаканян оказался рядом с такими известными артистами армянского театрального искусства, как Ваграм Папазян , , Авет Аветисян , Амбардзум Амвросий Хачанян , Бабкен Нерсесян , , впоследствии Мгер Фрунзик Мкртчян и Хорен Абрамян .

Ваграм Папазян, увидев попытку исполнения Мнацаканяном роли шекспировского Отелло , высоко оценил мастерство исполнения и истолкования роли, предвестил будущее в актёрской деятельности. Позднее, Мнацаканян сыграл одну из главных ролей в фильме «Человек из Олимпа» ( Арменфильм , 1974).

Желая получить более практическую профессию, Норайр Мнацаканян окончил филологический факультет Ереванского Государственного Университета, где получил степень магистра гуманитарных наук. По окончании, Мнацаканян защитил диссертацию на тему «Лирическая поэзия произведений Саят-Новы в армянском литературном обществе».

Продолжая карьеру журналиста и независимого писателя, Мнацаканян составил антологию, куда вошли небольшие новеллы, относящиеся к старому Еревану, в которых описывался образ жизни горожан, их обычаи и традиции. Статьи Мнацаканяна-журналиста и критические заметки на различные темы армянского искусства и культуры часто появлялись на страницах периодических изданий. Одна из наиболее новаторских статей была посвящена известным армянским игрокам на дудуке прошлого и настоящего: , , и .

В 1985 году на Армянском Государственном Телевидении Мнацаканян был ведущим программы, которая была посвящена стилистическим особенностям игры на армянском народном инструменте дудук и наиболее выдающимся игрокам на нём.

Татул Алтунян , внёсший большой вклад в армянскую народную музыку, пригласил Мнацаканяна в Государственную Филармоническую Капеллу для исполнения сольных партий. Здесь Мнацаканяну посчастливилось работать с и . Отдельно от исполнения репертуара с произведениями Саят-Новы, Норайр Мнацаканян в этот период исполнял традиционные песни Шерама , Ашота , Дживани , Аваси , а также известные компиляции городского песенного фольклора.

Саят-Нова занимал особое место в репертуаре певца. Мнацаканян исполнял его песени под композиторским началом Арама Мерангуляна .

Выступления Мнацаканяна стали более известны публике после того, как Арам Мерангулян пригласил вокалиста для исполнения сольных партий в Ансамбль Народных Инструментов на Армянское Государственное Радио и Телевидение.

Песни в исполнении Мнацаканяна можно встретить в различных армянских и советских кинокартинах таких как «Цвет Граната» Сергея Параджанова (1969), посвящённому жизни Саят-Новы.

Исполнение традиционного «Дле Яман» проявилось в музыкальном сопровождении фильма Андрю Голдберга «Армянские Американцы» (2000).

Снят ряд документальных фильмов с использованием выступлений Мнацаканяна о жизни и деятельности певца.

В течение своего жизненного пути, исполнитель записал более двух сотен народных и гусанских песен, все из которых хранятся как реликвии в Музее Государственного Радио и Телевидения Армении. Выступления Мнацаканяна проложили путь к успеху многих исполнителей народного вокального жанра.

Мнацаканян гастролировал по многим из братских республик Советского Союза и по многим зарубежным странам. Во время своих гастролей по Ближнему Востоку, Норайр Мнацаканян получил почетный орден от Короля Иордании Хусейна ибн Талала после того, как Король Хусейн и Королева Нур посетили его концерт в Аммане . По возвращении с гастролей удостоился именной благодарности и почетной грамоты лично от министра культуры СССР Екатерины Фурцевой «за достойную пропаганду музыкального исполнительского искусства Советской Армении за рубежом». Исполнение песен Саят-Новы также принесло Норайру Мнацаканяну высшую награду на Фестивале Народной Музыки в Лионе , во Франции (1981). После этого, Мнацаканян выступал в ( Hall) по многочисленным просьбам представителей армянских общин, проживавших в Бельгии и Нидерландах .

На ежегодной церемонии вручения наград , проходившей в Лос-Анджелесе в 1999, Мнацаканян уже посмертно получил почётную премию за весомый вклад и пожизненные достижения в области армянской народной музыки. Его альбом народной и гусанской музыки Husher ( Воспоминания ) (Parseghian Records, 1999) был признан лучшим альбомом года.

Творческая деятельность

Оказал большое влияние на современное исполнительское искусство армянской народной музыки в эпоху её становления. Благодаря своему баритону , глубоким познаниям армянского фольклора, языка и литературному мастерству, талант Мнацаканяна был широко признан среди писателей, музыковедов и любителей армянской народной музыки.

Мнацаканян был первым среди исполнителей армянской народной и гусанской музыки, применившим к ней новый подход. В соответствии с установленными обычаями любого национального фольклора, музыка народной и гусанской (ашугской) школ была исполнена в грубой, неотшлифованной манере, отдаленной от современных реалий армянского народа, его современных сущностей и ценностей.

Профессиональные исполнители классической музыки и оперы также старались воспроизвести народную музыку в своем творчестве. Тем не менее, исполнение народных песен профессионалами только отдалило их от армянской публики, так как аутентичность и подлинность армянской народной музыки было невозможно передать и донести с помощью такого недосягаемого, элитарного жанра как опера.

Мнацаканян подошёл к произведениям армянской гусанской и народной музыки с лиризмом и поэтичностью. Он был первый, кто предал этому жанру окраску самобытности и артистизма. Мнацаканян умел просто и гармонично передать чувства и эмоции авторов через лирическое исполнение их произведений. В то же время, Мнацаканян постарался искоренить провинциальные мотивы в музыкальных произведениях и наполнить их более высокими формами видения и музыкальной экспрессии. Мнацаканян сумел объединить лирические настроения и переживания авторов.

Мнацаканян также исполнял работы известных армянских композиторов, песни которых были переплетены с лирикой таких армянских поэтов, как Ованес Туманян , Аветик Исаакян , Ованес Шираз и . Выдающийся поэт Аветик Исаакян , высоко оценил вклад Мнацаканяна в армянское исполнительское искусство и провозгласил его «бархатным голосом» Армении. восхищался песнопениями Норайра в больших поэтических кругах старого Еревана, называя его уникальным вокальным исполнителем народного сознания. На декаде армянского искусства, проходившей в Москве в 1956-м году, манеру исполнения Мнацаканяна также высоко оценили такие выдающиеся деятели искусств как Арам Хачатурян , Фаина Раневская и Марк Бернес . «Подобно , он не стал придворным певцом, а прожил нераздельной болью своего народа. Именно поэтому песнопение Норайра Мнацаканяна является чувственным апофеозом армянской души» - так выразился о творчестве Мнацаканяна кинорежиссёр Сергей Параджанов . Сам будучи искусствоведом и большим знатоком литературы, Мнацаканян всегда придавал большое значение объединению мелодии и стихов в единое целое.

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Мнацаканян, Норайр Амбарцумович