Фомин, Александр Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Григо́рьевич Арутюня́н ( арм. Ալեքսանդր Գրիգորի Հարությունյան ; 23 сентября 1920 , Эривань , Первая Армянская Республика — 28 марта 2012 , Ереван , Армения ) — армянский , советский композитор , пианист , педагог . Народный артист СССР (1970) . Лауреат Сталинской премии первой степени (1949).
Родился 23 сентября 1920 года в Эривани (ныне Ереван ).
В 1934 — 1941 годах обучался в Ереванской консерватории им. Комитаса по классам композиции у С. В. Бархударяна и В. Г. Тальяна, фортепиано — у О. А. Бабасян. В 1942 — 1943 годах совершенствовался в консерватории в классе фортепиано у К. Н. Игумнова , в 1944 — 1946 — в композиции и полифонии под руководством Х. С. Кушнарева .
В 1946 — 1948 годах совершенствовался в студии при Доме культуры Армении в Москве по классу композиции и полифонии у Г. И. Литинского , классу инструментовки — у Н. И. Пейко , классу анализа — у В. А. Цуккермана , классу оркестровки — у Д. Р. Рогаль-Левицкого и А. М. Веприк , классу фортепиано — у Б. М. Берлина .
Выступал как пианист - солист , исполнитель собственных произведений.
С 1954 по 1990 год — бессменный руководитель Армянской филармонии.
С 1965 по 2008 год преподавал композицию в Ереванской консерватории, с 1977 — профессор.
Один из членов « Армянской могучей кучки ».
Член Союза композиторов СССР с 1939 года , член правления Союза композиторов Армении, член Союза кинематографистов Армянской ССР с 1975 года .
Член жюри Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах (Москва, 1957), член жюри конкурса композиторов на лучшее обязательное произведение к Международному конкурсу скрипачей им. Г. Венявского ( Познань , Польша , 1967), председатель жюри Международного конкурса медных духовых квинтетов ( Нарбонна , Франция , 1990), председатель жюри Международного конкурса трубачей (Москва, 1997).
Умер 28 марта 2012 года в Ереване . Похоронен в Пантеоне парка им. Комитаса .
Творческий стиль композитора, развившийся в конце 1940-х годов, основан на богатом музыкальном наследии Армении и в то же время на принципах музыки классицизма и романтизма , что проявляется как в строгом соблюдении классической последовательности быстрых и медленных частей, так и в обращении к жанрам сюит и концертов. Важное значение в творчестве композитора имеют традиции народных армянских певцов — ашугов , музыка которых строится на разнообразных типах импровизационного развития. Сочинения наполнены экспрессией, чувственностью, ностальгией и иронией.
В творчестве композитора можно выделить несколько периодов: сочинения послевоенного периода и начала 1950-х годов характеризуются принципами тематического развития и сочетания масштабных структур, создающих большую эмоциональную интенсивность. Произведения этого периода — Праздничная увертюра, Симфония, Концертино для фортепиано с оркестром — приближаются по духу к работам А. И. Хачатуряна . В 1960-е — 1970-е годы композитор отказывается от драматических элементов в пользу большей ясности изложения и ориентации на классические формы. Крупнейшее достижение в этот период — опера «Саят-Нова» (либретто А. С. Ханджяна), а также многочисленные произведения в неоклассическом стиле, среди которых — Концерт для валторны с оркестром, Вариации для трубы с оркестром и др. Наконец, начиная с 1980-х годов в сочинениях композитора наблюдается стремление к синтезу различных стилей, как, например, в концертах для тромбона и тубы с оркестром (первые концертные сочинения для этих инструментов в истории армянской музыки), а также скрипичный концерт «Армения-88», считающийся одним из лучших произведений композитора. Посвящённый памяти жертв Спитакского землетрясения , концерт сочетает в себе стиль музыки барокко , классическую форму и утончённый лиризм романтической палитры звучаний. Среди его исполнителей Сергей Хачатрян . Ряд произведений композитора для духовых инструментов (в частности, концерт для трубы , посвящённый Тимофею Докшицеру ) входят в репертуар ведущих мировых исполнителей. На многих сценах мира звучат ярко концертные пьесы для двух фортепиано « Армянская рапсодия » и «Праздничная» (с ударными), написанные в соавторстве с А. А. Бабаджаняном .