Interested Article - Ашуг

Ашуги на празднике Новруз в Баку
Саз — наиболее популярный музыкальный инструмент среди ашугов

Ашу́г ( ашык ) ( азерб. Aşıq , арм. Աշուղ [ashugh] , перс. عاشیق ‎ [ashyq] лезг. Ашукь) — народный певец-поэт у азербайджанцев и армян , а также других народов Закавказья . Является эквивалентом менестреля в английской и трубадура во французской средневековой традиции . В азербайджанской музыкальной традиции ашуг аккомпанирует себе на сазе , играя также под музыку балабана и дафа ; в армянской — на таре , кеманче , сантуре , кануне , сазе и кемани .

Название

Слово «ашуг» имеет арабское происхождение, и впервые появляется в литературе в XV веке, заменяя собой более древние термины: армянский— гусан и тюркский— озан . Изначально оно означало «страстно любящий, пылающий любовью к божеству», далее перешло в тюркский, а затем и в армянский и грузинский языки, уже со значением «певца-поэта» . При этом слово «ашуг» в армянском языке , согласно В.А. Горделевскому, сохранило характерное для юго-западных тюркских языков тяготение к удержанию «у» после слога с «а» .

Согласно Этимологическому словарю русского языка Фасмера , в русский язык слово «ашуг» пришло из крымскотатарского . Однако, как отмечает специалист по тюркским языкам Эрванд Севортян , это предположение ошибочно, ввиду того, что приведенные в словаре Фасмера примеры не подходят по значению и фонетике, и поэтому при расшифровке слова надо исключать куманский, крымскотатарский и турецкие языки. Более того, Севортян вслед за Владимиром Гордлевским соглашается с тем, что значение слова «ашуг» как «народный певец», было заимствовано турками у армян, а само слово «ашуг» пришло в русский язык из армянского . Такое же мнение высказано в русском этимологическом словаре под редакцией Александра Аникина , где говорится что в русский язык слово «ашуг» пришло из армянского языка (աշուղ [ ašuġ ]), а попытки вывести слово из тюркского неприемлемы . Там же отмечено, что слово «ашуг» и пришедшее из азербайджанского языка слово «ашик» в русском языке имеют разные значения: армянское «ашуг» - народный певец, а азербайджанское «ашик »- балалаечник

История

Музыкант с сазом. Армянская миниатюра XIII века

Наиболее ранние сведения о народных певцах-поэтах содержатся в работах армянских историков V века Мовсеса Хоренаци , Фавстоса Бузанда , Егише и других. Среди армян подобные поэты-исполнители назывались гусанами (мтруп-гусаны, тагерку) . Кроме этого, сведения о народных исполнителях содержатся в огузском сказании « Китаби Деде Коркуд » (не ранее начала XIII века, сохранившиеся письменные памятники должны были быть составлены не ранее XV века) . Поэты-исполнители известные под названием озан (или шуара, деде, яншаг) жили и творили среди тюркских народов ещё до появления ислама . Большое влияние на развитие ашугского искусства оказало восхождение на трон, основателя династии Сефевидов , шаха Исмаила I , известного также как Хатаи. Во время восстаний кызылбашей, народные певцы разносили его песни на азербайджанском языке .

В азербайджанской культуре

Музыкально-поэтическое творчество ашугов относится к музыкальной культуре устной традиции . Азербайджанские ашуги аккомпанируют себе на сазе , играя также под музыку балабана и дафа . 3 струны саза азербайджанских ашугов чаще всего настроены в кварто-квинтовом соотношении, что создаёт несложную форму гармонического многоголосия . Профессиональных ашугов разделяют на две категории: ашуги-исполнители и ашуги-поэты.

Ашуги-исполнители, будучи профессиональными сказителями, не занимаются поэтическим творчеством. Благодаря своим индивидуальным способностям и тонкому пониманию специфики родного фольклора они вносят различного рода вариации и изменения в свои дастаны и сказания, особенно в их прозаические формы.

Ашуг Алескер , азербайджанский ашуг XIX—XX вв.

Ашуги-поэты, наоборот, наряду со сказительской деятельностью, занимаются ещё и поэтическим творчеством. В Азербайджане таких ашугов называют устадами, что в переводе с азербайджанского языка означает «выдающийся мастер». Устады имели свои школы, где обучали своих учеников азам ашугского творчества. К устадам можно отнести таких одаренных поэтов, как Ашуг Гурбани (XVI в.), Ашуг Аббас из (XVII в.), Ашуг Валех (XVIII в.), Ашуг Алескер (1821—1926), Ашуг Гусейн из Бозалгана (1875—1949), Ашуг Гусейн Сарачлы и многих других. Они оказали огромное влияние не только на ашугскую поэзию, но и на всю письменную литературу Азербайджана . В своё время среди азербайджанских ашугов было множество армян, в репертуаре которых было большое количество песен на азербайджанском языке. Одним из самых известных азербайджанских ашугов армянского происхождения был , творивший на азербайджанском языке .

Репертуар ашугов не ограничивается дастанами; он разнообразен по жанрам и очень конкретен по тематике, всегда заостренной социально. Ашуги знают сказки ( нагыл ), любовно-лирические песни, песни-восхваления ( гёзеллеме ), песни нравоучительные ( устаднамэ ), сатирические. Ашуги сочиняют в таких поэтических формах, как пятистишье ( мухеммес ) и двустишье ( дубэйт ), а также широко пользуются стихом, построенным на фонемах, которые не требуют смыкания губ ( додах-деймез ). Многие ашуги помнили по 50—60 дастанов , десятки рассказов, повестей и сказок (например, знаменитый ашуг Алескер из Гокчи) .

В прошлом ашуги выступали в чайханах , караван-сараях , на базарных площадях. В их репертуаре было много прекрасных поэтических образцов. Напевы ашугов музыкально несложны, но являются ритмически чёткими. Эти напевы являются традиционными и передаются из поколения в поколение. При этом одни мотивы предназначаются только для героических стихов, другие — только для лирических. Манера исполнения одних и тех же напевов у разных ашугов различна и зависит от личного вкуса и темперамента. Наиболее распространенным жанром творчества ашугов является любовная лирика. Интересной формой ашугского творчества является музыкально-поэтический турнир — дэйишмэ , участники которого (ашуги) состязаются в загадках, вопросах и ответах. При этом, если один из ашугов не смог ответить в стихотворной форме противнику или не сумел разгадать загадки, победитель имел право на саз побеждённого, а побеждённый тем самым лишался звания ашуга. Ашуги выступали не только соло, но и ансамблями, состоявшими обычно из четырёх исполнителей — ашуга, двух дудукистов и барабанщика . Ашугский ансамбль составляли также саз с балабаном и ударным инструментом .

Международный ашугский фестиваль 2010 года в Азербайджане

Искусство ашугов состоит из легко узнаваемых мелодий, которые по отдельности им и вместе известны как ашыг хавасы ( азерб. aşıq havası ). Репертуар исполнителей содержит около 30 мелодичных типов (всего насчитывается около 100). Эти мелодии проигрываются только на сазе. На торжествах, которые проходят на открытом воздухе, ашуги выступают в ансамблях, где присутствует зурна , нагара или балабан . Определенный жанр игры ашугов носит название хава ( азерб. hava ), каждая из мелодий которого, содержит: иерархический набор высоты тона, мелодичный диапазон, шаг, предпочтительный настройку формулу каденции . Большинство школ использовали примерно от шести до восьми различных режимов, основная часть из которых заимствована из мугама . Наиболее важными среди них являются раст, сегях, шикастеи фарс и шур моди. . Каждая хава состоит из двух или более отдельных частей. Они повторяются в определенной последовательности, имея при этом возможность вариации. Между этими секциями могут быть вставлены импровизированные проходы .

На четвёртой сессии Комитета по защите нематериального наследия ЮНЕСКО в Абу-Даби (ОАЭ) (осень 2009 г.) было принято решение о внесении азербайджанского ашугского искусства в Репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО .

В Азербайджане

В Азербайджане ашуги являются желанными и почетными гостями и исполнителями на концертах, меджлисах , свадьбах, юбилеях и творческих вечерах.

Репертуар азербайджанских ашугов состоит из коротких лирических стихотворений на любовные, моральные или религиозных темы и длинных лирических или эпических баллад (дастанов). Метраж произведений по большей части слоговой (Barmag , Heja). Наиболее распространенной формой является лирическое стихотворение гошма , которое состоит из четырёх строк содержащих 11 — слогов, или его вариантов, таких как баяты и Мухаммас . Кроме того существуют другие стихотворные формы ( тажнис , гейралы , газал и более редкая девани ), которые следуют правилам классического стихосложения (аруз) .

В Азербайджанской республике ашугское искусство распространено главным образом в Гянджинском (северо-восток, Товуз , Газах ), Карабахском и Нахичеванском (юго-запад) районах, а также в Салянском (юг-запад). В иранском Азербайджане - в городах Тебриз, Карадаг, Марага, Хой и Урмия .

В Иране

Ашуг с сазом в Тебризе , выступающий под аккомпанемент дафа и балабана

В Иране имелось два центра ашугов:

  • Восточный Азербайджан — в Тебризе, где ашуги чаще всего выступали с двумя другими музыкантами, играющими на балабане и гавале. В восточной части иранской провинции Азербайджан , ашуг и его труппа обычно выступали в жанре лирического стихотворения (ашиг хавасы). Произносимые ими стихи обычно состояли из четверостишия, и, как правило, одиннадцати слогов в строке, а также имели от трех до пяти строф в стихотворение (В Азербайджанской республике и Турции эта форма называется гошма (qošmā)). В Иранском Азербайджане ашуги выполняли короткие стихи другого типа, а также баяты , которые являлись одним из самых исполняемых жанров .
  • Западный Азербайджан — в Урмии, ашуги всегда выступали как сольные исполнители. В западной части иранской провинции Азербайджан , отличии от Восточного Азербайджана, у ашугов в предпочтении находился другой жанр, известный как дастан . Дастаны можно грубо разделить на два основных типа: героический эпос, таких как « Кероглу » , и романтическая сказка, такая как « Асли и Керем » . Дастаны являются более долгим жанром, некоторые из них длились до пятнадцати часов, и последовательно читались в течение нескольких дней. Обычно исполнитель дастанов в разговорной манере рассказывает историю, но когда дело доходит до диалога главных героев, эти части рассказа поются .

Кроме выступлений в кофейнях, ашуги также выступают на свадьбах и на других торжественных мероприятиях. До исламской революции в Иране ашуги регулярно выступали на радио и телевидении в провинциях Западный и Восточный Азербайджан .

В армянской культуре

Саят-Нова — армянский поэт и музыкант, классик ашугской поэзии , чьё творчество оказало значительное влияние на развитие армянского, грузинского и азербайджанского искусства

Серджио ла Порта отмечал, что гусаны, позднее известные как ашуги составляли часть культурного ландшафта ещё с дохристианских времён . В армянской литературе термин «ашуг» впервые встречается в XV и XVI веках . Впрочем, как отмечает оксфордский профессор Тео ван Линт, слово встречается уже в одной поэме Костандина Ерзнкаци (ок. 1250—1320), однако рукопись, сохранившая данный отрывок, датируется XVII веком. Тем не менее, Т. ван Линт считает, что слово «ашуг» прекрасно подходит к содержанию поэмы, и возможно является частью оригинального текста . В конце XVI или начале XVII века жил Ашуг Наапет . В списке литературоведа Г. Левоняна приведены имена около 400 армянских ашугов начиная со средних веков .

Ашугское искусство в Армении является продолжением творчества древних сказителей випасанов , гусанов и частично тагергу (средневековых армянских поэтов-певцов) . Развитие от искусства тагергу к творчеству ашугов можно проследить, начиная с XVI века и до наших дней . Армянская поэзия ашугов получила особое распространение в XVII—XVIII веках .

Выделяют четыре этапа развития ашугского творчества в Армении :

  1. XVI—XVII вв. — переходный период, когда происходит слияние с искусством гусанов и тагопевцев: среди западных армян крупнейший представитель - Багдасар Дпир , среди восточных - Нагаш Овнатан (1661-1772).
  2. 1712—1795 гг. — Новая ашугская школа Саят-Новы .
  3. 1846—1909 гг. — новоармянская ашугская школа Дживани .
  4. 1857—1938 гг. — сазандарская школа ашуга Шерама .

Армянские ашуги изначально записывали и воспроизводили своё творчество на различных диалектах армянского языка, но позже перешли на более доступный литературный язык. Многие из армянских ашугов бегло говорили на нескольких языках региона. Помимо армянского, они творили на персидском , османском , грузинском и азербайджанском языках, а иногда в их произведениях использовалось одновременно несколько языков.

Ашуги преимущественно использовали классическое стихосложение, которое они подняли на более высокий уровень. Они адаптировали его для удовлетворения потребностей своего языка и идей, создавая новые варианты классических форм ашугского стихосложения и даже новых форм. Особую ценность представляет собой средний «комплекс рифм», расположенный в каждой строке. Ашуги, используя разные технические устройства, часто импровизировали (особенно в соревнованиях) .

Издавна у армян существовала традиция соревнования между певцами, где ашуги исполняли песни собственного сочинения. После чего выбирался победитель, которому побежденный, признавая превосходство своего соперника, отдавал свой музыкальный инструмент . Прибытие ашуга в село являлось для армян знаменательным событием. Послушать певца-сказителя собирались все жители от мала до велика. Как правило принимали ашуга в самом вместимом ода (зал для собрания мужчин), который заполняли мужчины, а девушкам и женщинам, в виде исключения, по случаю приезда ашуга, разрешалось находиться в помещении располагаясь ближе к выходу

Жанровые особенности

Рукопись армянского поэта ашуга XV—XVI вв. Ованеса Тлкуранци

Так же, как и творчество тагергу, гусанов, искусство армянских ашугов пришло из городской среды. Его исполнители играли как для зрителей-аристократов, так и простых людей. Армянские ашуги, имея сходство с гусанами по части социальной роли и профессионального характера, отличались от них по форме и содержанию музыки и некоторым особенностям исполнения . Кроме этого в отличие от выступавших в основном как члены театральной труппы гусанов, ашуги являлись поэтами-одиночками .

По мере развития искусства армянских ашугов, внутрижанровые подразделения и формы их песен, их метроритмика, и законы стихосложения приобретают связь с формами восточного стихосложения. В результате этого синтеза образовался стиль армянской ашугской музыки, который примыкая общевосточному, представляет собой самостоятельную ветвь в поэтическом музыкальном выражении .

В ашугских композициях поэзия, как правило, более важна, чем сама мелодия . Армянские ашуги в своих произведениях используют много традиционных импровизированных мотивов (их число доходило до 60), имеющих общее свойство с мотивами Ближнего Востока. Но наряду с этим армянские ашуги используют в произведениях свои оригинальные мелодии. Это стало своеобразной национальной чертой. Таким образом, в произведениях армянских ашугов главными были не только стихи (как это принято у других ашугов), но и единая музыкально-поэтическая композиция. Кроме того, с целью сохранить своё авторство, армянские ашуги, упоминая свой псевдоним в последнем куплете каждой песни, утвердили новую ближневосточную традицию .

По сравнению с мелодиями гусанов, произведения армянских ашугов показывали ещё и эмоции, напряжение и пафос. Речитатив , кантилена и танцевальный характер мелодий был более очевидным, чем в крестьянской народной музыке. В мелодиях, как правило, распространены и широко используемы смешивание метров и относительно богатый орнамент. Помимо этого, мелодии имеют индивидуальные особенности, которые могут отражать творческую личность ашуга и его источник народной музыки .

Музыковед Арам Кочарян выделяет следующие ашугские музыкально-поэтические формы: дюбе́йт , тасли́б , газе́ль , дивани́ , семаи́ , гошма́ , даста́н , мухамма́з , мюштаза́т , шаки́ .

Армянские ашуги Нового и Новейшего времени, такие как Саят-Нова, Ширин, Мискин-Бурджи, Дживани, Аваси, Шаген и др, развивали особый жанр средневековой армянской поэзии — храт (назидание) .

Основные темы произведений

Нагаш Овнатан — армянский поэт и ашуг конца XVII — начала XVIII века

Армянские ашуги в своих произведениях использовали личные и социальные сюжеты. Любовь была основной темой, иногда она выражалась гиперболически с трогательной непосредственностью или в поразительных образах. Кроме того, особое внимание уделялось социальным, философским и нравоучительным темам. Ашуги подчеркивали человеческие добродетели и осуждали отрицательные стороны жизни общества или жизни отдельных людей.

В произведениях армянских ашугов также встречаются исторические описания, шутки, мухамме (c араб. - "загадка") , а также армянские версии ближневосточных сказок. Со временем в репертуар ашугов вошли темы общественной значимости и национально-освободительной борьбы , после чего возникали новые национальные ашугские сказки . Благодаря художественному воздействию армянских ашугов и их способности выражать национальное самосознание в общих чертах, их песни будучи очень популярными, помогали людям терпеть тягости войны, изгнание и геноцид , а такие песни, как песня ашуга Дживани «Плохие дни придут-уйдут», имеют большее значение, чем просто художественное . Помимо того, что армянские ашуги своим творчеством и мастерством увековечили национальные традиции, они сыграли важную роль в развитии музыкальной культуры других народов региона .

Школы

Существовали разные школы армянских ашугов, которые имели свои особые традиции. В качестве наименования этих школ были взяты названия их центров: Вагаршапат (Эчмиадзин) , Александрополь (ныне Гюмри ), Тбилиси , а также школы персидских армян, турецких армян и так далее. Все они отличались друг от друга диалектами армянского языка и манерой исполнения, поэтическими формами и музыкальными стилями .

Армянская школа ашугов им. Дживани в Ереване

Музыковед А. Кочарян отмечает, что первые армянские ашугские школы возникли за пределами Армении : в Нор-Джуге (в 1630-х гг.) среди персидских армян, в Константинополе (в 1730-х гг.) — турецких армян, в Тифлисе (XVIII в.) — грузинских армян . В XX веке автор выделяет два основных стиля в ашугском искусстве Армении: Зангезуро - Карабахский и Ширакский .

По традиции молодые армянские ашуги, едва окончив обучение, должны были совершить паломничество в монастырь Сурб Карапет в Муше (ныне на востоке Турции). Совершая своё путешествие через всю страну, новоиспеченные ашуги должны были познакомиться с жизнью народа, понять волнующие его вопросы и оценить красоту различных диалектов армянского языка .

Стихи лучших представителей армянских ашугских школ сохранились в рукописных книгах их авторов. Такие книги, куда ашуг записывал свои сочинения после их популяризации, называются давта́рами . Мелодии пережили устную передачу творчества, и с конца XIX века они были положены на ноты, а затем опубликованы .

Инструменты

Как и гусаны, армянские ашуги используют музыкальные инструменты, но только струнные :

  • Саз — лютня с грушевидным корпусом и длинной шеей, имеющей как правило, от шести до восьми металлических струн, и от десяти до тринадцати ладов.
  • Чонгур — четырёх струнная лютня, одна из струн которой (с расположенным на середине шее колоком), короче остальных.
  • Тар — лютня с длинной шеей, с телом в форме восьмерки и кожаной декой. Имеющей от 5 до 9, и от 11 до 14 струн.
  • Канун — трапециевидная цитра с 24 рядами тройных струн при общем их числе 72.
  • Сантур — трапециевидная цимбала
  • Кеманча — инструмент с тремя или четырьмя струнами и покрытой кожей корпусом, часто красиво оформлены
  • Кемани (или Бамбир) — 4х струнный музыкальный инструмент

Армянские ашуги выступают сольно (поют и играют) или совместно с другими музыкантами, которые выполняли важный аккомпанемент. В искусстве армянских ашугов не используется мимика, движение и драматизация .

Известные ашуги

Ашуг Молла Джума на почтовой марке Азербайджана
Ашуг Дживани на почтовой марке Армении

См. также

Примечания

  1. Ашуг — статья из Большой советской энциклопедии .
  2. Энциклопедия Ираника . Статья: от 22 апреля 2014 на Wayback Machine
  3. Э. А. Абасова. Азербайджанская музыка // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1973. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
  4. А. А. Сурков. Ашуг // . — 8. — М. : Сов. энциклопедия, 1962. — Т. 1. — С. 368. 11 января 2014 года.
  5. Народная музыка и инструменты // Армяне / Л.М. Варданян; А.Е. Саркисянц; Г.Г. Саркисян. — Москва: Наука, 2012. — С. 420—421. — 648 с. — ISBN 978-5-02-037563-5 .
  6. Ашуг // Краткий музыкальный словарь
  7. Marc Nichanian // Mourning Philology: Art and Religion at the Margins of the Ottoman Empire // Fordham University Press.
  8. Кочарян А. Армянская народная музыка. — Москва, Ленинград: Музгиз, 1939. — С. 24-31. — 46 с.
  9. J. During. (англ.) // Энциклопедия Ираника . — 1988. — Vol. III . — P. 255—257 . 22 марта 2013 года.

    In the popular domain, the ʿāšeq bards have never stopped singing in cafes and at family celebrations, accompanying themselves on the sāz (čoḡūr in Azerbaijani Persian) and also accompanied by the reed flute (bālamān) and the tambourine (qawan[w]āl).

  10. Alina Pahlevanian. Armenia I. Folk music. 6. The ‘ashughner’ // New Grovе Ditictionarу оf Мusiс and Мusicians (англ.) / Stanley Sadie, John Tyrrell. — 2. — Oxford University Press, 2001. — 2500 p. — ISBN 0195170679 , 9780195170672.
  11. Ellen Koskoff. Armenian music. Ashugh // The Concise Garland Encyclopedia of World Music, Том 2. — Routledge, 2008. — Т. 2. — С. 1406. — ISBN 0415972930 , 9780415972932.
  12. . Дата обращения: 17 июля 2009. 27 декабря 2019 года.
  13. В. А. Горделевский . Избранные сочинения. — Востояная литература, 1960. — Т. 3. — С. 265.
  14. Marc Nichanian. . — М. : Fordham University Press, 2014. — С. 420. — ISBN 0823255247 , 9780823255245.
  15. Mark L. Soileau от 21 февраля 2014 на Wayback Machine // Encyclopaedia of Islam / Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas, Everett Rowson. — 3.
  16. Николай Константинович Дмитриев / Строй тюркских языков / Изд-во восточной лит-ры, 1962 с. 524.
  17. Этимологический словарь русского языка М. Фасмера Статья от 16 января 2014 на Wayback Machine :
  18. Э.В Севортян «О тюркских элементах в русском этимологическом словаре Фасмера»/ Сборник Лексикографический, Том 5 Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1962 г. — с. 23.
  19. Аникин А. Е., Русский этимологический словарь , Вып. 1, а–аяушка, 2007, с. 353, 355
  20. Armeniа, §I: Trаditional musics 4. The ‘gusanner’. // New Grovе Ditictionarу оf Мusiс and Мusicians (англ.) / Stanley Sadie, John Tyrrell. — 2. — Oxford University Press, 2001. — 2500 p. — ISBN 0195170679 , 9780195170672.
  21. Ашыкская поэзия. Пир Султан Абдал // Литература Востока в средние века / Н.И.Конрад. — Издательство Московского Университета, 1970. — Т. 2. — С. 404—405. — 464 с.

    В начале XVI века активизируются кызылбаши - открытые приверженцы шиизма, сделавшие ставку на шаха Исмаила I Сефевида, обещавшего народу избавление от социального гнёта. С Исмаилом I, которого шииты почитали махди (мессией), они связывали осуществление своих надежд на возвращение к первоначальному, «чистому» исламу.<…>Во главе восстаний стояли дервишиские шейхи, непосредственно связанные с духовным центром шиитов, откуда ещё с XIV в. велась усиленная пропаганда шиизма. В Анатолии организовывались тайные общества, где вынашивались планы восстаний. Кызылбаши решались на террористические акты. Среди грамотных распространялась еретическая литература, которая переходила из рук в руки (В.А.Гордлевский). Народные певцы разносили азербайджанские песни шаха Исмаила, которые пользовались большой популярностью в тяготевших к шиизму бекташийских и алевийских кругах.

  22. . Дата обращения: 27 февраля 2009. Архивировано из 5 ноября 2013 года.
  23. К. А. Касимов. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Народное творчество / Под редакцией Б. А. Гарданова, А. Н. Гулиева, С. Т. Еремяна, Л. И. Лаврова, Г. А. Нерсесова, Г. С. Читая. — Народы Кавказа: Этнографические очерки: Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2. — С. 160. — 684 с.
  24. К. А. Касимов. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Народное творчество / Под редакцией Б. А. Гарданова, А. Н. Гулиева, С. Т. Еремяна, Л. И. Лаврова, Г. А. Нерсесова, Г. С. Читая. — Народы Кавказа: Этнографические очерки: Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2. — С. 158. — 684 с.
  25. Jean During. Azerbaijan 2. Musical categories. (i) Ashyg. // New Grovе Ditictionarу оf Мusiс and Мusicians (англ.) / Stanley Sadie, John Tyrrell. — 2. — Oxford University Press, 2001. — 2500 p. — ISBN 0195170679 , 9780195170672.
  26. от 3 февраля 2014 на Wayback Machine .
  27. Jean During. Azerbaijan 2. Musical categories. // New Grovе Ditictionarу оf Мusiс and Мusicians (англ.) / Stanley Sadie, John Tyrrell. — 2. — Oxford University Press, 2001. — 2500 p. — ISBN 0195170679 , 9780195170672.
  28. Современная энциклопедия (2000). Статья: Ашуг // Современная энциклопедия . — 2000.
  29. Поэтический словарь. Статья: Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. ашуг // Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия . — 1966.
  30. Большая советская энциклопедия . Статья: Саят-Нова // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  31. Н. Тагмизян. Саят-Нова А. // Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш . — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1973—1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники).
  32. La Porta, Sergio. // Disputation Literature in the Near East and Beyond. — De Gruyter , 2020. — P. 309.
  33. T. M. van Lint. The gift of poetry. Khidr and John the Baptist as Patron Saints of Muslim and Armenian Ašiqs – Ašuls. In: Redefining Christian Identity: Cultural Interaction in the Middle East Since the Rise of Islam — Peeters Publishers , 2005. pp 339—340
  34. van Lint T. M. // Redefining Christian Identity: Cultural Interaction in the Middle East Since the Rise of Islam / edited by J. J. van Ginkel, H. L. Murre-van den Berg, and T. M. van Lint. — Peeters Publishers , 2005. — P. 340.
  35. / Вступительная статья, составление и примечания Л. М. Мкртчяна . — Советский писатель, 1972. — С. 50. 27 января 2022 года.
  36. Поэзия Армении и её единство на протяжении веков // Статьи об армянской литературе / Брюсов В. Я.. — Москва. — С. 917. — ISBN 5998952243 , 9785998952241.
  37. . Журнал социальных наук № 5 . pp. 35-42. (1972). Дата обращения: 8 мая 2016. 20 сентября 2016 года.
  38. Eva-Maria Barwart. Armenische Volksmusik. Tradition einer christlichen Minderheit im Wandel der Zeit. — 2009. — С. 82
  39. Избранные песни армянских ашугов исполняемые ансамблем С.С.Р. Армении под руководством артиста Шара Тальян. — Москва: Дом культуры ССР Армении, 1930. — С. 6. — 31 с.
  40. Кочарян А. Армянские гусанские песни (арм.) . — Ер. : АН АрмССР, 1976. — С. 16-17, 23-43.
  41. . . — Ер. : Изд. Ер. гос. университета, 2008. — С. 71. 26 ноября 2018 года.
  42. Ellen Koskoff. Armenian music. Ashugh // The Concise Garland Encyclopedia of World Music, Том 2. — Routledge, 2008. — Т. 2. — С. 1406. — ISBN 0415972930 , 9780415972932.

Литература

  • Ашуг // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев . — М. : «Просвещение», 1974. — С. 24. — 509 с. — 300 000 экз.
  • Г. Тарведян: «Армянские ашуги».
  • Кочарян А., Армянская народная музыка, М.-Л., 1939
  • Мсерианц Л. М., Ашуги, Литературная энциклопедия, Изд-во Ком. Акад., 1930.
  • В. Кривоносов: «Ашуги Азербайджана», журнал «Советская музыка», 1938, № 4;
  • А. Мирахмедов: Избранное, Баку, 1963, в сборнике: «Антология азербайджанской поэзии», том I.

Ссылки

Источник —

Same as Ашуг