Креспо, Энрике
- 1 year ago
- 0
- 0
Энрике Дуссель Доминго Амброзини ( исп. Enrique Domingo Dussel Ambrosini ; 24 декабря 1934 , Ла-Пас , Аргентина — 5 ноября 2023 , Мехико ) — аргентинский и мексиканский учёный, философ , историк и богослов. Представитель теологии и , находящейся под влиянием марксизма . Временный ректор Автономного университета Мехико с 2013 по 2014 год.
Энрике Дуссель родился 24 декабря 1934 года в Ла-Пасе, Аргентина . Учился в Национальном университете Куйо в Мендосе с 1953 по 1957 год, получив степень бакалавра философии, после чего отправился в Европу для продолжения учёбы. Впоследствии он получил степень доктора философии в Мадридском университете Комплутенсе (1969), а также докторат по истории в Сорбонне в Париже (1967). Образование в области богословия проходил в Париже, Майнце и Мюнстере .
Между 1959 и 1961 годами жил в Израиле , изучал арабский и иврит , занимался ручным трудом в кооперативе, возглавляемом французским иезуитом Полем Готье. Вернулся в Аргентину в 1969 году, где на него оказали влияние теории зависимости и труды Эммануэля Левинаса . По мере того как страна скатывалась к установившейся в 1976—1983 годах военной диктатуре, Дуссель всё чаще становился мишенью насилия, включая угрозы смертью, взрыв его дома и увольнение из университета.
Он бежал в Мексику в 1975 году как политический эмигрант, продолжив свою работу в качестве профессора философии в Автономном столичном университете (УАМ) и преподавателя в Национальном автономном университете Мексики (УНАМ). Периодически читал курсы в университетах стран Латинской Америки и Европы (Бельгия, Испания, Италия).
Дуссель получил почетную докторскую степень Фрибургского университета в 1981 году, Университета Сан-Андрес в 1995 году Университета Буэнос-Айреса в 2012 году, Университета Санто-Томас в 2015 году, Национального университета Сан-Мартина в 2015 году и Университета Чили в 2017 году.
Кроме того, он был приглашенным профессором в течение одного семестра во Франкфуртском университете , Университете Нотр-Дам , Университете штата Калифорния в Лос-Анджелесе, Нью-Йоркской объединённой теологической семинарии , Университете Лойолы в Чикаго, Университете Вандербильта , Университете Дьюка , Гарвардском университете и других. В марте 2013 года был назначен временным ректором Автономного университета Мехико сроком на один год.
Дюссель участвовал в диалоге с такими философами, как Карл-Отто Апель , Джанни Ваттимо , Юрген Хабермас , Ричард Рорти и Эммануэль Левинас .
Дуссель подготовил обширный корпус работ, насчитывающий более 50 книг по широкому кругу дисциплин, включая теологию , политику , философию освобождения, этику , политическую философию , эстетику, онтологию , политэкономию и историю. Выступал как критик постмодерна , предпочитая термин «трансмодернити».
Основные работы: «К деструкции истории этики» (1970), «Об аналектическом методе и латиноамериканской философии» (1973), «Латинская Америка: зависимость и освобождение» (1973), «Теология освобождения и этика» (1974, программная работа), «Теология освобождения и история» (1975), «Латиноамериканское освобождение и Э. Левинас» (1975, совместная работа), «Введение в философию латиноамериканского освобождения» (1977), «Философия освобождения» (1977, программная работа, которой предшествовала статья «Философия освобождения в Аргентине: приход нового философского поколения», 1976), «Пути латиноамериканского освобождения» (т. 1, 1973; т. 2, 1974; т. 3, 1978), «К этике латиноамериканского освобождения» (тт. 1—2, 1973; затем они вошли в состав многотомника «Латиноамериканская этическая философия» — 1978; т. 3, 1977; т. 4, 1979; т. 5, 1980), фундаментальный трёхтомник (был задуман как четырёхтомник), дающий собственную версию прочтения Маркса: «Теоретическое творчество Маркса. Комментарий к „Экономическим рукописям 1857—1859“» (1985), «К неизвестному Марксу. Комментарий к рукописям 1861—1863» (1988), «Поздний Маркс (1863—1882) и латиноамериканское освобождение. Комментарий к третьему и четвёртому томам „Капитала“» (1990), «Апель, Рикер, Рорти и философия освобождения» (1993).
Скончался 5 ноября 2023 года в возрасте 88 лет.
Энрике Дуссель является одним из ведущих представителей направления, называемого философией освобождения, наряду с Родольфо Кущем, Артуро Рочем и Леопольдо Cеа . Движение зародилось в Аргентине в начале 1970-х годов, но затем распространилось по Латинской Америке, так как многие интеллектуалы были вынуждены эмигрировать от военной диктатуры. Философия освобождения стремится к критике структур колониализма, империализма, глобализации, расизма и сексизма, от конкретного опыта эксплуатации и отчуждения от мировой периферии.
Хотя в конструировании своей теории Дуссель исходил из специфической латиноамериканской перспективы, его значение не ограничивается этим континентом. В его творчестве переплелись мотивы влияния мысли Хайдеггера , Сартра , Ортеги-и-Гассета , Мартина Бубера , Левинаса, «религиозной феноменологии» с Марксовой теорией, особенно различными набросками критики политической экономии «поздним» Марксом, а также неомарксизмом (включая Франца Фанона ).
Дуссель — автор концепции «аналектики» как диалогического типа дискурса, лежащего в основе преодоления тотальных отношений зависимости в философской и теологической практиках освобождения. Решающим положением подхода Дусселя является разделение современного мира на центр и периферию. Обращаясь к центральному понятию Левинаса, Дуссель сближает периферию с категорией экстериорности. Дуссель пытается описать народы и культуры так называемого «третьего мира», в частности Латинской Америки, как исторически конкретную экстериорность, «инаковость» ( alteridad ) в отношении капиталистической тотальности. Связь между тотальностью и экстериорностью важна для Дусселя, с одной стороны, для интерпретации современной капиталистической мир-системы, а с другой — для интерпретации Марксовой критики политической экономии, поскольку он выдвигает центральную теорему противопоставления тотальности капитала и экстериорности «живого труда». Экономические отношения между центром и периферией, по Дусселю, определяет зависимость, заключающаяся в распределении прибавочной стоимости.
Главную мысль Дусселя можно подытожить так: «вертикальным» социальным отношениям между капиталом и трудом присуща эксплуатация. В этих отношениях труд производит прибавочную стоимость. Кроме этого, Дуссель также пишет о «горизонтальных» общественных связях, имеющих международный характер. В них решающую роль играет конкуренция между буржуазией экономически развитых и буржуазией менее развитых регионов мира. Эти международные отношения являются не прямой эксплуатацией, а отношениями господства, в которых дополнительная стоимость не производится, а частично перераспределяется между различными регионами мира. Она перетекает от периферии к центру.
Из философско-политической перспективы Дусселя вытекает поддержка экономического освобождения стран периферии, которое следует понимать как «народное освобождение». Важной точкой отсчета в освободительной теории Дусселя является категория «народа». Под этим понятием Дуссель понимает угнетённые массы, которым он приписывает экстериорность в том смысле, что они противостоят тотальности как «другие».