Interested Article - Мещанинов, Пётр Николаевич

Пётр Николаевич Мещани́нов (9 июля 1944, Москва — 18 ноября 2006, там же) — росcийский пианист и теоретик музыки. Как исполнитель, специализировался на музыке XX века, в том числе пропагандировал музыку С. А. Губайдулиной . С конца 1960-х гг. работал над элементарной теорией музыки нового типа (опубликована фрагментарно).

Очерк биографии и творчества

В 1968 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано Д. Д. Благого . В 1968-91 годах пианист Государственного симфонического оркестра СССР . Часто выступал с оркестрами под управлением Г. Н. Рождественского (в том числе первый исполнитель «Концерта тринадцати» В. П. Артёмова , 1977). Один из основателей и активных участников Московской экспериментальной студии электронной музыки (1967 — конец 1970-х годов), экспериментировал с синтезатором АНС . В 1976 г. дирижировал премьерой Концерта для фагота и низких струнных С. А. Губайдулиной , позже — её сочинениями «Concordanza», «Quatro», концерт «В тени под деревом» (2001), «Музыка для флейты, струнных и ударных» и др. С 1991 г. муж Губайдулиной ; с того же года жил в Германии, сохраняя российское гражданство.

В конце 1960-х годов разработал оригинальную концепцию развития звуковысотных систем, назвал её «эволюционной элементарной теорией музыки». Некоторые свойства чисел (так называемый рост числовых полей ) Мещанинов спроецировал на эволюцию гармонии европейской музыки от античности до XX в. В связи с изучением чисел Фибоначчи в 1990-е годы модифицировал свою теорию, включив в неё интерпретацию исторического развития музыкальной формы и ритма . Положения музыкально-математической теории Мещанинова нашли отражение в лекциях, прочитанных им в Москве (впервые в 1969) и в ряде городов Германии (в 1990-х гг.), в статьях и монографиях Ю. Н. Холопова и его учеников. Теоретические идеи Мещанинова оказали существенное влияние на технику и эстетику музыкальной композиции Губайдулиной .

Среди многих аудиозаписей — «Прометей» А. Н. Скрябина и Concerto grosso А. Я. Эшпая (с Госоркестром под управлением Е. Ф. Светланова , записи 1978 и 1979 гг.), «Экзотические птицы» О. Мессиана и «Свадебный пирог» К. Сен-Санса (с оркестром Г. Н. Рождественского, ок. 1979), «Поток» А. Г. Шнитке (реализация на синтезаторе АНС , 1969), «Квартет на конец времени» Мессиана (в ансамбле с И. Монигетти , Л. Михайловым и Л. Исакадзе , 1986). Научные труды Мещанинова хранятся в архивах Московской консерватории (не опубликованы).

Примечания

  1. от 5 августа 2018 на Wayback Machine (на немецком языке).
  2. Kurtz M. Sofia Gubaidulina. Eine Biographie. Stuttgart: Urachhaus, 2001, S. 244.
  3. Hötzenecker K. Das semantische Kompositionskonzept Sofia Gubaidulinas Sonate "Freue dich!" unter besonderer Berücksichtigung der Skizzen und der veröffentlichten Erstfassung. Diplomarbeit. Universität Wien, 2010, S. 21-22.

Литература

  • Zenowa V. Zahlenmystik in der Musik von S. Gubaidulina. Berlin, 2001;
  • Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретические системы. Москва, 2006;
  • Двоскина Е. Неизвестная статья П. Мещанинова // Наследие. Русская музыка — мировая культура. Москва, 2009.
  • Лыжов Г. И., Двоскина Е. М. Мещанинов // Большая российская энциклопедия . Т. 20. Москва, 2012, с. 203.

Ссылки

Источник —

Same as Мещанинов, Пётр Николаевич