Адигамов, Мухаметдин Камалетдинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Шариф Камал ( тат. Шәриф Камал , урожд. Шариф Камалетдинович Байгильдеев ( тат. Шәриф Камалетдин улы Байгилдиев ); 15 (27) февраля 1884 , Татарская Пишля , Инсарский уезд , Пензенская губерния , Российская империя — 22 декабря 1942 , Казань , Татарская АССР , РСФСР , СССР ) — советский татарский писатель, драматург, публицист и переводчик, общественный деятель, один из крупнейших представителей татарской литературы начала XX века и основоположников социалистического реализма в татарском национальном искусстве .
Автор новелл, рассказов и фельетонов, повести «Чайки» ( тат. Акчарлаклар ), романов «Когда рождается прекрасное» ( тат. Матур туганда ) и «Твердой поступью» ( тат. Ныклы адымнар ), пьес и циклов стихотворений. Переводил с русского на татарский язык произведения Николая Гоголя (« Мертвые души ») и Михаила Шолохова (« Поднятая целина »).
Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1940). Награждён орденом Ленина (1940).
Шариф Камал родился 15 (27) февраля 1884 года в селе Татарская Пишля Инсарского уезда Пензенской губернии . Ныне село относится Рузаевскому району Мордовии . Отец, Камалетдин Файзуллович Байгильдеев, был потомственным муллой , а мать, Зулейха Идрисовна, также происходила из семьи мусульманских религиозных деятелей . Считается, что Камалетдин мулла, требовательный и строгий человек, был сторонником кадимистских взглядов и хотел привить их своим трем сыновьям . Шариф был средним сыном. Его старший брат Гимади и младший брат Абдулла Байгильдеевы продолжили духовную карьеру отца .
Начальное образование Шариф получил сначала в школе в родном селе, а с ноября 1896 года учился в медресе села Алтары под руководством дамеллы Юсуфа Сайфуллина . Здесь происходит его первое знакомство с зачатками светского образования: он испытывает влияние брата руководителя медресе Газиза Сайфуллина, выписывавшего газету « Терджиман » . Тем не менее, система обучения в Алтарском медресе ( тат. Ләбәжә мәдрәсәсе ) была построена на кадимистских, консервативных началах, что постепенно перестало удовлетворять молодого человека.
В перерывах между учебой, в летнее каникулярное время, Шариф участвует в строительстве участка железной дороги между Рузаевкой и Голицыном . Весной 1901 года он уходит из медресе. Осенью того же года нанимается приказчиком к торговцу Ахсану Анненкову и уезжает вместе с ним в Ригу . Участвует в торговых делах купца и позже работает в Одессе , Батуми и Трапезунде .
Мечтавший получить высшее образование, Шариф, не имея на руках нужных средств и документов, в 1901 году приезжает в Стамбул . Здесь он становится вольнослушателем в (высших педагогических курсах). Окончив два курса в сложных материальных условиях, он покидает Турцию и отправляется в Каир для учебы в университете Аль-Азхара . Однако уже через год он возвращается в Россию.
В 1903 году женится на односельчанке Хаят Фахретдиновне, но довольно быстро обстоятельства вынуждают его покинуть семью и уехать на заработки. В 1903-1904 годах Шариф работает на угольных шахтах Донбасса (известно, что он был забойщиком в Щербинском руднике Екатеринославской губернии ) , нефтепромыслах Кавказа и рыбных промыслах Каспия . События, происходившие в это время и многочисленные люди, с которыми встречался Ш.Камал, позже становятся основой для многочисленных рассказов и повести «Чайки». Так, жизнь шахтеров Щербинского рудника легла в основу рассказа «В Вороньем гнезде» ( тат. Козгыннар оясында ), позже переработанного в одноименную пьесу. Отмечается, что в этот период он посещал собрания и митинги рабочих, а также продолжал заниматься самоообразованием .
В 1905 году по приглашению и при поддержке старшего брата Гимади Байгильдеева переселяется в Санкт-Петербург . Гимади, получивший отличное религиозное образование, смог ранее перебраться в столицу империи, преподавал в медресе и пользовался большим доверием гарнизонного ахуна Атауллы Баязитова . Под протекцией Баязитова, Гимади тоже готовился к карьере военного ахуна . В 1912 году его назначают имамом татарской мечети в Армавире , а с 1915 года он становится по совместительству ахуном Кавказского военного округа .
Под влиянием старшего брата, Шариф начинает участвовать в религиозной и общественной жизни татар Санкт-Петербурга. Он также становится учителем татарской школы и уже с сентября 1905 года сотрудничает с первой официальной татарской газетой Российской империи « » (Луч) .
В Петербурге начинается творческая жизнь Шарифа Камала. В «Нур» выходят первые публикации молодого литератора — это стихи и фельетоны. В них звучит протест против деспотизма, невежества и призыв к просвещению и распространению культуры. В 1906 году первые стихи Ш.Камала выходят отдельным сборником «Голос» ( тат. Сада ) .
После возвращения в родную деревню Пишля в 1907 году , Шариф Камал прилагает много усилий для упорядочения преподавания в местной школе, оказывает педагогическую и методическую помощь учителям соседних школ . На определенное время наступает пауза в его литературной деятельности, которая прерывается уже в 1909 году с выходом рассказа «Пробуждение» ( тат. Уяну ) в оренбургском журнале «Шура ».
Переезд с семьей в Оренбург в 1910 году превращает Шарифа Камала в профессионального литератора. Он оказывается в этом городе по приглашению Фатиха Карими и Закира Рамиева, возлагавших большие надежды на писательский талант Шарифа Камала . Он работает счетоводом и корректором в редакциях журнала «Шура» и газеты «Вакыт», одновременно продолжает регулярно писать новеллы, фельетоны и рассказы. В 1914 году газета «Вакыт» издает его сборник рассказов, объединенных под названием «Группа рассказов» ( тат. «Хикәяләр төркеме» ). Через год выходит повесть «Акчарлаклар» и пьеса «Хаджи эфенди женится» ( тат. «Хаҗи әфәнде өйләнә» ).
В конце января 1918 года газета «Вакыт» и журнал «Шура» закрываются, а типография и бумага конфисковываются местными большевистскими властями в Оренбурге . Чуть позднее закрывается газета «Яңа вакыт» ( Новое время ), которая издавалась с 1 ноября 1917 года «Торговым домом З.Даминова и М.Галяутдинова» . В этой газете, задуманной в качестве альтернативе закрывающегося «Вакыт», Шариф Камал, наряду с Фатихом Карими , участвует в качестве постоянного автора и редактора.
В ноябре 1919 года Шариф Камал вступает в партию большевиков . В годы революции и вплоть до 1925 года он живет в Оренбурге и ведет обширную общественную деятельность. За этот период он успевает стать журналистом, сотрудником, ответственным редактором местных газет «Яңа вакыт» ( Новое Время ), «Эшчеләр дөньясы» ( Мир рабочих ), «Кызыл Йолдыз» ( Красная Звезда ), «Сабан» ( Плуг ), «Юл» ( Путь ).
В 1919—1920 годах работает заведующим татарской библиотеки имени Исмаила Гаспринского . Вскоре Шариф Камал становится преподавателем Татарского института народного образования (ТИНО), созданного на основе бывшего медресе « Хусаиния ». ТИНО становится своеобразным центром татарской научной и образовательной жизни региона. Здесь собираются такие деятели, как , Фатих Карими , и другие . Среди студентов ТИНО оказывается и Муса Джалиль .
Летом 1921 года Шариф Камал участвует в создании сельскохозяйственной коммуны в деревне Нижние Чебеньки современного Сакмарского района Оренбургской области. Писатель переезжает туда вместе с семьей и несколько лет живет в селе, работает в коммуне, участвует в организационных процессах . История создания и жизни коммуны положена в основу сюжета известного романа Шарифа Камала «Когда рождается прекрасное», вышедшего в 1937 г. Для сбора дополнительных материалов по истории коммуны он возвращается в эти края 1936 году .
Опыт организаторской работы Ш. Камала находит применение в педагогической сфере: с 13 марта 1923 года он работает заведующим детского дома №18, а после его объединения с другими учреждениями с 1 октября того же года назначается директором татарской школы имени Ильича в Оренбурге .
Постепенно возобновляется творческая деятельность писателя. С января 1924 года в Оренбурге начинается выпуск газеты «Юл» ( Путь ) — органа Казахстанского крайкома РКП(б ) . Шариф Камал становится активным автором газеты, редактором которой был его ученик . 6 августа 1924 года газета начинает выходить под названием «Сабан» ( Плуг ).Через год обязанности ответственного редактора газеты переходят на Ш.Камала. Здесь он работает до самого закрытия издания в 1925 году .
Наконец, в 1925 году по приглашению Татарского обкома РКП (б), Шариф Камал со своей семьей переезжает в Казань и назначается заведующим партийного отдела в газете « Кызыл Татарстан ».В Казани начинается новый, бурный период его творчества. Уже в 1926 году издается его первый роман «На заре» ( тат. «Таң атканда» ) , а в татарском театре ставится спектакль «Хаджи эфенди женится».
Творческая деятельность писателя шла параллельно со службой в различных учреждениях и общественной работой. После ухода из газеты, он трудится ученым секретарем (1927—1928), далее назначается инспектором Главлита при Наркомпросе ТАССР (1928—1932), заведующим литературной частью Татарского Академического театра (1933—1935).
В 1929 году участвует в экскурсии татарских писателей и деятелей культуры в южных областях СССР: в составе группы посещает Астрахань , Махачкалу , Баку , Тбилиси , Харьков , Ялту . 15 сентября 1929 года встречается с М. Горьким . Спустя 5 лет вновь встречается с Горьким во время Первого Всесоюзного съезда советских писателей .
С 1935 года Шариф Камал вел жизнь профессионального писателя. В 1937 году закончил роман «Когда рождается прекрасное» ( тат. «Матур туганда» ), ставший одним из важнейших произведений социалистического реализма в татарской литературе.
В марте 1940 года отмечался 30-летний юбилей творческой деятельности Ш. Камала. Писатель стал депутатом Казанского городского Совета , 26 марта 1940 года получил звание заслуженного деятеля искусств ТАССР. В том же году награждается Орденом Ленина .
22 декабря 1942 года Шариф Камал умирает в своей квартире в Казани после недолгой болезни.
Первые стихи Камала были опубликованы в 1905 году татарской газете «Нур», выходившей в Санкт-Петербурге. Через год в типографии этой же газеты издается сборник его стихов «Сада» (Голос). В 1909—1912 годах им были написаны повесть «Воронье гнездо» и новеллы «В поисках счастья», «На чужбине», «Бродяга», в которых описывалась тяжёлая жизнь рабочих. Эксплуатации рыбаков посвящена повесть «Чайки». В тот же период Камал написал ряд сатирических произведений, направленных против купцов и буржуазных националистов. Вопросу равноправия женщин посвящены произведения «Увядший цветок» и «Скука».
После Октябрьской революции Камал создал роман «Таң атканда» (На заре) о революции, «Матур туганда» (Когда рождается прекрасное) о деревне 1920-х годов. Также им были созданы драматические произведения «Ут» (Огонь), «Козгыннар оясында» (Воронье гнездо), «Таулар» (Горы), «Томан арты» (За туманом). Камал первым перевёл на татарский язык « Поднятая целина » М. А. Шолохова .
Похоронен на Татарском кладбище в Казани . Могила писателя в 1961 году была включена в реестр памятников культурного наследия Республики Татарстан .
В Казани с 29 января 1950 года работает музей-квартира Шарифа Камала , а дом, в котором находится музей, с 1959 года включен в свод памятников культурного наследия ТАССР.
Именем Ш. Камала названа была названа Нагорная улица в Бауманском районе Казани, однако вскоре ей название было старое название, а решением горисполкома № 917 от 4 декабря 1953 года его именем была названа бывшая Старо-Вахитовская улица в Сталинском районе Казани. Также его именем названы улица и школа в селе Татарская Пишля Республики Мордовия.