Interested Article - Вербермахер, Ханна-Рахель

Ханна-Рахель Вербермахер ( идиш חנה רחל ווערבערמאכער ; Хане-Рохл ; ок. 1806 — ок. 1888 ; известная также как Людмирская дева ) — единственная известная женщина, бывшая цадиком у хасидов .

Сведения о жизни Вербермахер отрывочны и противоречивы, не сохранилось почти никаких официальных упоминаний о её жизни, что затрудняет исследование её биографии . С детства Ханна-Рахель была истово верующим и начитанным ребёнком. Когда ей было около 12 лет, её мать умерла, что девочка перенесла тяжело; однажды пойдя на кладбище, она потеряла сознание и впала в кому . Очнувшись, Вербермахер заявила, что ей была дарована новая душа. С этих пор она отказывалась выходить замуж, начала молиться как мужчина, с тфилином и талитом , а также занялась целительством и, по рассказам, «творила чудеса» . Через 5 лет умер её отец, оставивший дочери большое наследство, на которое она приобрела и начала собирать людей как цадик, вести молитву и давать проповеди- гомилии женщинам других местечек .

Людмирская дева имела собственных последователей, хасидов, однако многие обвиняли женщину-цадика в одержимости. В итоге Вербермахер вышла замуж под давлением общины, однако брак долго не продержался. После развода Дева потеряла значительную часть своего влияния и эмигрировала в Палестину, где также проповедовала — в том числе в Иерусалиме, в районе Меа Шеарим . Среди её последователей были хасиды (как женщины, так и мужчины), сефарды и, вероятно несколько арабок-мусульманок. Могила Вербермахер располагалась на Масличной горе напротив восточной стены Старого города , она была разрушена, а затем восстановлена в 2004 году .

Исторический контекст

Людмир ( Владимир ) — древний город на территории Украины, ранее входивший в состав Российской империи и с XII века известный как еврейское местечко. О его влиятельности можно судить по тому факту, что он посылал своих представителей на ваад четырёх земель . В 1792 году одна из важнейших фигур в истории хасидизма, , который проживал в Людмире, погиб, а его последователи, которые могли претендовать на место религиозного лидера, покинули город . Роль главного раввина города стал играть старший сын Шломо Карлина, Моше Готтлиб, но ему не удалось достичь статуса, сравнимого с отцовским, из-за чего в Людмире возник вакуум в отсутствие харизматического лидера .

Биография

Ранние годы в Людмире

У Большой синагоги в Людмире. 1917

Вербермахер родилась в начале XIX века в еврейском местечке в состоятельной семье образованного торговца Монеша и женщины, чьё имя неизвестно . Наиболее вероятен 1806 год рождения, указанный в переписи в Палестине , другие варианты — 1805 и часто встречающийся в её биографиях 1815 . Сообщается, что Монеш либо был последователем цадика чернобыльских хасидов , либо , либо ; в некоторых жизнеописаниях Девы утверждается, что Монеш вовсе не был хасидом . В некоторых историях жизни Вербермахер утверждается, что у её родителей долго не было детей, а беременность произошла только после вмешательства влиятельного раввина, в этих историях иногда всплывает мотив «неверного» пола ребёнка — у раввинов просили сына, а родилась дочь . Эта историческая традиция позволяет поместить Деву в сеть родственных отношений между религиозными лидерами и выделяет её из ряда «простых людей» . С другой стороны, история о божественном вмешательстве, предшествующем рождению героической личности, обычна для фольклора .

Ни в одном списке имён восточноевропейских евреев не фигурирует фамилии Вербермахер, что может быть свидетельством ошибки, допущенной кем-то из ранних биографов; впервые фамилию Девы приводит .

Внешность Людмирской девы однозначно не известна, так как имеющиеся свидетельства противоречат друг другу, а её портретов не сохранилось. В соответствии с традицией описания будущих святых её внешность называют безупречной . По свидетельствам знавших её людей, Вербермахер была рыжей , она носила обычные для замужних женщин одежду, парик- шейтель и белую накидку поверх него; имела худощавое телосложение и маленький рост . Она обычно проводила время в одиночестве и читала сидур .

Родители дали дочери хорошее образование; иногда утверждается, что она посещала хедер , куда обычно ходили только мальчики, однако известно и множество девочек, посещавших хедер; иногда — что её учили мать и отец . Часто сообщается, что иврит Хане-Рохл выучила самостоятельно; в то время обычно девочек ему не обучали . Аналогично многим девочкам её также готовили к тому, чтобы унаследовать семейное дело, к чему Вербермахер также проявляла интерес . С детства она была очень религиозна, молилась троекратно (женщинам в иудаизме нужно молиться лишь один раз в день) и с детства надевала талит , а после наступления еврейского совершеннолетия — и тфилин . Согласно , удивлённый поведением дочери Монеш отправился к раввину за советом, однако тот успокоил его, дав своё благословление . По легенде, однажды Вербермахер отказалась есть стряпню своей матери, заявив, что мясо в кушанье не кошерно . Родители девочки отправились к мяснику и выяснили, что он действительно продал им трефное мясо вола; по этому поводу был собран раввинский суд , наказавший мясника, однако вместе с этим весь город узнал о её сверхъестественных способностях . Аналогичные истории об определении некошерности мяса рассказывают и о других знаменитых подвижниках иудаизма .

Помолвка и смерть матери

Источники сходятся на том, что в подростковом возрасте Людмирская дева сильно влюбилась в мальчика и была обручена с ним . Кем именно был этот мальчик, неизвестно: высказываются различные теории — одноклассник, молодой солдат, случайный прохожий, но во всех версиях избранник Девы небогат и не происходит из знатной семьи . Сюжет о еврейской девочке, влюбляющейся в мальчика, с которым они изучали Тору, регулярно появляется в рассказах XIX века, написанных на идише , он повлиял также на изложение истории Девы . Также в этот период (Деве было 9—12 лет) произошло другое важное событие, умерла её мать, что было большим потрясением для девочки .

Городецкий сообщает о том, что к Монешу приходило множество сватов , однако он отверг все предложения, кроме одного, так как его дочь имела сильный характер, а также не желая платить большое приданое . Согласно Меклеру, умирающая мать Вербермахер упросила мужа не выдавать дочь замуж без её согласия, что вызвало возмущение отца, однако он согласился выполнить волю жены . Дева выбрала юношу из простой семьи, и после заключения помолвки она испытывала непреодолимое желание видеть своего суженого и говорить с ним, однако в еврейском обществе того времени встречи до свадьбы были строго запрещены . Рассказы об этом находятся в русле обычных для еврейской традиции представлений о том, что изучение Торы увеличивает сексуальное желание, этой же причиной в Талмуде объясняется запрет на преподавание Торы девочкам . Жажда знаний и активное желание Вербермахер видеть своего суженого противоречат обычным для еврейской культуры того времени понятиям, согласно которым женщины должны быть пассивными, несмотря на желание . Варианты истории о помолвке включают также историю Унгера о том, как Дева влюбилась в воображаемого ею мальчика, что перекликается с историями о диббуке .

Общим для всех биографий Вербермахер местом является то, что на пике влюблённости она начала много времени проводить на могиле матери и стала сторониться людей . Этот эпизод согласуется с обычным поведением восточноевропейских евреек того времени — они часто посещали кладбища и читали там , желая спросить у предков совета или пригласить их на праздник . Этот же период характеризуется началом общественного давления на Вербермахер с целью вернуть её поведение в рамки желательного для девушки .

Обретение новой души

На кладбище с Вербермахер случилось происшествие: однажды она заснула там после изматывающих молитв, а проснувшись вечером, обнаружила, что рядом находится кто-то ещё. Напуганная Дева убежала домой, после чего впала в кому , из которой никому не удавалось её вывести . Монеш отправился к Чернобыльскому раввину за благословением, а через несколько дней после его возвращения Хане-Рохл открыла глаза и сообщила, что была на небе на высшем суде, в результате чего получила новую душу . Интерпретировать сказанное ей можно было двояко: с одной стороны, известны истории о знаменитых деятелях иудаизма, заявлявших аналогичное о своих душах, с другой — молодые женщины перед свадьбой считались частыми жертвами вселяющегося в них диббука . Сам суд описывается в источниках как спор двух групп ангелов, поддерживающих Деву и требующих смертной казни дла неё, причём роль судьи, по некоторым источникам, была поручена Мордехаю Чернобыльскому, который передал окончательное решение подсудимой . Согласно Меклеру, Дева решила конфликт между своим желанием изучать Тору как мужчина и требованиями к женщинам путём провозглашения себя вечно девственной, свободной от всего женского . Это согласуется с хасидским отрицанием возможности слиться с Богом ( шхиной ) для женщины , хотя нигде напрямую не говорится, что новая душа Вербермахер — мужская .

Рефрен об утрате и/или символической смерти, предшествующей ярким религиозным видениям, часто встречается в биографиях христианских средневековых прорицательниц, а также нескольких историях о прорицательницах-еврейках; большинство из историй о еврейках происходили на Пиренейском полуострове . Известно также несколько каббалистских терминов для переселения душ: «сод ха-иббур» (вселение второй души в зрелом возрасте), «ихудаим» (объединение души живого человека с душой умершего цадика) и «наран» (получение новых компонентов души праведника в возрасте 13 и 20 лет) . Несколько авторов, включая двоих современников, считают, что Дева была перерождением какого-то знаменитого цадика или некоего великого мужчины, который должен был искупить свои грехи .

Гендерный вопрос

Женщина, читающая Тору перед Стеной Плача , в кипе , тфилине и талите

В отсутствие прямой родственной связи Вербермахер со знаменитым мужчиной, наличествующей у всех остальных знаменитых иудеек, традиция приписывает Деве духовное родство с кем-то из них . Множество её биографов интерпретировали «новую душу», отказ выходить замуж, религиозное поведение по мужскому образцу и последующую деятельность в качестве раввина как принятие мужской идентичности, однако Дойч указывает на то, что образ жизни Девы объясним скорее тем, что она выстраивала свою идентичность, опираясь как на примеры мужчин, так и на женщин, выйдя за пределы обычной гендерной дихотомии .

Многие действия Вербермахер нехарактерны для современных ортодоксальных иудейских сообществ, однако зачастую для них имеются исторические обоснования. К примеру, ведение молитвы женщиной встречалось в Европе вплоть до XX века, такие женщины назывались фирцогерин, яогерин или цогерке; некоторые из них писали собственные молитвы- . Соломон Шехтер указывает, что в начале XX столетия фирцогерин были у каждой синагоги . Важное отличие Девы — она вела молитву не только для женщин, но также и для мужчин, что противоречит галахическому запрету «коль бе-иша эрва» на женское пение перед мужчинами, а также на запрет вести молитву тем, кого заповеди не обязывают молиться (в частности, женщине); попыток разрешения этих противоречий не приводится . Другая деятельность Девы — целительство — также встречалась не только среди цадиков-мужчин, но и у женщин; такие женщины назывались вейбершер опшпрехерке, они были очень популярны у народа. Эти женщины читали молитвы на идише или украинском , либо их смеси, тогда как мужчины молились на иврите или арамейском .

«Новая душа» Вербермахер, видимо, имела пол, как и все остальные души, согласно иудаизму, однако ни в одном источнике он не указывается, хотя некоторые знавшие её люди указывали на то, что она является реинкарнацией мужчины . В нескольких источниках сообщается, что после приобретения новой души Дева начала молиться как мужчина, с талитом и тфилином, хотя ранее там же указывалось, что она делала это с детства .

Соблюдение даже тех заповедей, от которых женщины традиционно освобождены, также может быть признаком гендерной неконформности, однако здесь важно определить, является ли освобождение запретом выполнять такие заповеди? Галахические учёные либо соглашаются с этим ( Равад ), либо отрицают, указывая, что женщины могут исполнять эти заповеди , но им запрещено произносить при этом бенедикции ( Маймонид ); такие учёные как Рабейну Там , Рашба и другие разрешали женщинам и бенедикции . Сефарды в основном тяготели к позиции Маймонида, а ашкеназы — к позиции Рабейну Тама . Вопрос наложения тфилина также вызывал споры: Меир из Ротенбурга считал, что женщинам нельзя накладывать тфилин, так как они «не умеют соблюдать чистоту тела», несмотря на исторические примеры, самым известным из которых является наложение тфилина Михалью , дочерью Шаула . Вероятно, что исполнение «дополнительных» заповедей было разрешено, однако не поощрялось и было трудновыполнимо ввиду наличия у замужней женщины обязанностей по ведению домашнего хозяйства .

Общественная деятельность

Бейс-медреш в Иерусалиме
«Молящиеся евреи», изображение из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона

С момента смерти матери в её 12 и до смерти отца в её 19 лет Дева вела уединённую жизнь, посвящая всё время учёбе за исключением периодического исцеления страждущих . Она расторгла помолвку, чем вызвала пересуды в городе, включая предложения запретить ей молиться прилюдно . По некоторым данным, после «обретения новой души» к Вербермахер за исцелением начали обращаться бедняки города, в то время как жителей, наделённых властью, она не принимала. Рассерженные неподобающим поведением Девы, самой происходившей из богатой семьи, требовали оштрафовать её отца за расторжение помолвки: в то время это считалось серьёзным проступком, за которое наказывали херемом . Монеш сперва переживал по поводу желания дочери остаться безбрачной, но позднее принял её решение; Унгер сообщает, что это произошло после визита к чернобыльскому цадику . Вскоре он умер (это подтверждено результатами переписи еврейских торговцев 1827 года, в которой отсутствует имя Монеша) . Хане-Рохл прочла кадиш на его могиле; обычно это делали дети мужского пола, но известны случаи чтения кадиша дочерью в случае отсутствия у человека сыновей .

Смерть отца стала поворотным моментом жизни Вербермахер. Именно тогда её стали называть «святая девственница» ( идиш די הייליקע בתולה ; Di Heilige Besulah) и «Людмирская дева» ( идиш די לאדמירער מויד ; Di Ludmirer Moid) , она превратилась в религиозного лидера Людмира, оставаясь им примерно с 1825 по 1831 год, до замужества . На унаследованные деньги она построила , именуемый «горнштибль», то есть, буквально « , расположенный на втором этаже», где собирала своих учеников; он находился над пекарней, изготавливавшей . Дом был не деревянным, как большинство строений в Людмире, а кирпичным — это один из признаков того, что Дева имела в распоряжении значительные средства . В горнштибль приходили мужчины и женщины, которым она проповедовала из-за приоткрытой двери — вдобавок к требованиям скромности на это могла повлиять традиция самоизоляции цадиков от окружающих . Молельный дом находился неподалёку от городского рынка, внутри он напоминал другие штибли .

Вербермахер вдохновенно читала молитвы перед своими последователями и собирала субботний как мужчина, а также имела собственных учеников . За свои услуги она либо не брала денег вовсе, либо довольствовалась малыми пожертвованиями . По некоторым сведениям Дева принимала только женщин, по другим — мужчин тоже . Она путешествовала в соседние местечки, в частности, в Староконстантинов , где собирала женщин в синагогах и проповедовала им . Имеются свидетельства, в которых утверждается, что Людмирская дева работала даяном , т. е. судьёй в религиозном суде , располагавшемся в её молельном доме . Многие называют её женщиной-раввином, цадиком и «подражательницей знаменитым раввинам» . В книге Эфраима Таубенхауса приведены цитаты (предположительно подлинные) из учения Девы, сочетающие хасидские и каббалистические мотивы :

  • человек, который размышляет о святом, не может быть одинок, такие думы охраняют от одиночества;
  • умом нельзя охватить ни одну чистую мысль, идущую от сердца;
  • каждый момент настоящего времени существует сам для себя;
  • кто не видит Бога везде, не видит его нигде.

Несмотря на то, что у Девы появились собственные ученики (хасиды), в том числе паломники из других городов, многие в Людмире, особенно раввины, относились к Вербермахер свысока, высмеивали её и считали выскочкой или сумасшедшей; между тем некоторые местные жители гордились знакомством с ней . Отношение к её жизни разнится от движения к движению, к примеру, любавичские хасиды обычно считают Людмирскую деву примером уважения хасидами женской духовности .

Общественное осуждение

Ева Франк

В начале 1830-х годов усилились голоса тех, кто требовали от Людмирской девы выйти замуж. У Унгера сообщается, что раввин Исаак из Ленчны и Яков-Арье из Ковеля пытались добиться встречи с ней, чтобы убедить вступить в брак, но она отказала обоим . Влиятельных хасидов всё больше сердил образ жизни Девы: с одной стороны, она могла себе позволить не брать денег за свои услуги, чем угрожала финансовой стабильности бедных цадиков, с другой — она не принадлежала ни к одной знаменитой семье, а следовательно, могла плохо повлиять на растущую популярность династий богатых цадиков . На все письма, требующие от неё принять традиционный для женщины образ жизни, она отвечала цитатами из Торы, Мишны и других книг . Распространялись слухи о том, что в Вербермахер вселился диббук, и что она является воплощением дьявола , многие грозили ей отречением . Несколько биографов Девы сравнивали её с Жанной д’Арк , которую также обвиняли в одержимости . Унгер также сообщает о том, что Вербермахер ставили в один ряд с лжемессией франкистов Евой Франк , известной как «святая девственница»; франкисты также считали важным установить равенство полов и поощряли изучение Торы женщинами . Наконец некоторые утверждали, что Вербермахер посещала православный женский монастырь, что было серьёзным обвинением в иноверчестве .

Легенды о диббуке

Диббук, Эфраим Моше Лилиен

Известно как минимум три истории, повествующие о молодой женщине (одна из них — о сироте) из Людмира, которая была обручена с неким юношей, но перед свадьбой по традиции пошла на кладбище, чтобы навестить могилы своих предков, где в неё вселился диббук , дух умершего. Впоследствии духа пытаются изгнать, однако успешность экзорцизма явно не видна .

В 1920-х годах жители Людмира ещё искренне верили в диббуков, а истории о вселении злых духов в молодых женщин, совершавших некие порицаемые в обществе поступки, отражают беспокойство по поводу социальной и сексуальной автономии девушек из низших социальных классов . В описываемый период ещё были распространены детские браки , а обручённые юные невесты зачастую демонстрировали «одержимость», позволявшую им отложить или отменить свадьбу . Диббук почти всегда вселялся в молодых женщин из семей низкого достатка — аналогично тому, как в Европе и колониях в колдовстве преимущественно обвиняли молодых бедных женщин — а сам он при этом почти всегда был духом неправедного мужчины . Зачастую при этом делался акцент на сексуальном подтексте одержимости: многие авторы указывают, что злой дух проник в женщину через половые органы . Во многих случаях «одержимые диббуком» отказывались выполнять работу, считавшуюся обязательной для женщины, либо заниматься сексом с мужем .

Принимая во внимание вышесказанное, многие оппоненты Вербермахер указывали на то, что инцидент на кладбище мог свидетельствовать об одержимости, однако необычное поведение Девы началось задолго до этого эпизода, а диббуки, по свидетельствам, не могли выносить даже звуков чтения Торы вслух, тогда как Дева посвящала почти всё своё время её изучению .

Обвинения в связи с христианами

Иудеи и христиане Людмира жили обособленно. Обвинения Девы в сотрудничестве с христианами, вероятно, основываются на схожести жизненных укладов Вербермахер и монахинь необщежительного монастыря Святого Ильи, который существовал в XVI—XVIII веках: монахини жили изолированно друг от друга, в небольших кельях, самостоятельно зарабатывали себе на пропитание и зачастую скитались . Можно провести параллели также со старообрядческими провидицами, в частности Лукерьей Васильевной Губановой из духоборов , которая испытала одержимость святым духом, а также со старицами, к примеру, Анастасией Семёновной Логачёвой, которой в паломничестве явились ангелы, сопроводившие её к алтарю (обычно женщинам туда подходить запрещено) .

Обострение классовых трений

Важную роль в истории Девы сыграл Моше Готтлиб (известный как Моше Людмирский), сын харизматического лидера, Шломо Карлинера. Он не стал в полной мере духовным преемником отца — он отказывался публично проповедовать, окружил себя небольшой группой фанатично преданных ему последователей и не занимался ни предсказаниями, ни чудесами . Основным источником его дохода были деньги, которые ему присылал ученик его отца, раввин из Ляховичей . Готтлиб имел преимущество перед Вербермахер — он был связан родством со многими знаменитыми раввинами — , Дов-Бером из Межерича и всей , а также пользовался поддержкой учеников своего отца .

Готтлиб умер в 1819 году, через два года после указа Николая I о включении евреев в отбывание 25-летней рекрутской повинности . Сам призыв обострил трения между бедными и богатыми евреями: раввины, учащиеся, торговцы, состоявшие в гильдии, и подобные лица исключались из повинности, как и семейные люди, а кагал (еврейский орган самоуправления) в основном отправлял на военную службу подростков из беднейших семей . Смерть Готтлиба стала дополнительным дестабилизирующим фактором.

В 1830 году в Людмире началась эпидемия холеры , свирепствовавшая два года, а спустя всего год началось восстание поляков, некоторое время удерживавших город от солдат Российской империи. Сразу же после этого Людмир сильно пострадал в опустошительном пожаре 1833 года, оставившем более тысячи семей без крова . Евреи города отправили российским властям два письма: одно с просьбой ослабить налоговое бремя на время восстановления после всех происшествий, а второе — с жалобой на кагал, не позволивший честно выигравшему выборы в городской совет кандидату занять своё место. Кагал посадил в кресло своего кандидата, которого авторы письма обвиняли в воровстве и взяточничестве .

В этот период влияние Девы достигает максимума, однако стоявшие у власти евреи города, по-видимому, пришли к заключению, что она представляет серьёзную угрозу их власти .

Замужество

Польская еврейка-невеста. Мауриций Готтлиб , 1876
Исаак Аскназий. «Еврейская свадьба»

Вербермахер долго отказывалась вступать в брак, из-за чего и получила прозвище «мойд» ( идиш מויד ; дева ) , однако под давлением общины и после вмешательства , предположительно духовного учителя её отца, Дева из Людмира вышла замуж . Ему было отправлено письмо с просьбой уговорить мятежную женщину вступить в брак .

Тверский был одним из первых цадиков, установивших распространившийся позже порядок обязательных денежных пожертвований для хасидов, чем резко отличался от своего отца, который провёл жизнь в бедности, скитаясь по миру . Он вёл роскошный образ жизни, путешествовал всегда в повозке, запряжённой четырьмя белыми лошадьми, а также имел восемь сыновей и трёх дочерей, что резко контрастировало со скромностью и «безродностью» Девы, отказывавшейся вступать в брак . Тверский по-видимому действительно посетил Людмир в 1830—1833 годах, однако дальнейшие события разнятся в разных источниках; хасидские жития святых вовсе не упоминают встречу Девы и цадика . По словам Таубенхауса, Дева немедленно приняла цадика, хотя ранее мужчины не посещали её; они провели несколько дней в ожесточённых спорах о роли женщины в иудаизме, после чего она согласилась выйти замуж . В материале Городецкого в результате ошибки перевода утверждается, что Вербермахер вышла за самого́ Тверского . Остальные авторы пишут о том, что Дева не желала принимать Тверского и общалась с ним через посредников. Предмет их споров отражает суть различий между двумя основными трактовками положения цадика: может ли он полностью отринуть мирское? Дева утверждала, что её «новая душа» уже отринула мирские желания и желает заниматься лишь служением Богу .

Согласно всем источникам, после спора с Тверским Дева согласилась выйти замуж . Таубенхаус пишет, что Дева сообщила о желании вступить в брак со своим помощником, подарила ему свой молельный дом, а также свои тфилин и талит; однако на следующий день после свадьбы она сообщила, что не имела намерений вступать в брак по-настоящему . По версии Рэддока, Дева вышла за пожилого писца , и сразу после заключения брака повела мужа подписывать документы о разводе . Унгер сообщает, что перед свадьбой Вербермахер постилась и отказывалась принимать посетителей, однако в день бракосочетания она якобы совершила чудо исцеления — к ней обратилась женщина, просившая вылечить смертельно больного сына, а Дева отправила её домой, сказав, что мальчик уже здоров . По данным Унгера, мужем Вербермахер стал писец по имени Моше Давид, но при этом о событиях, произошедших после хупы (традиционно муж и жена должны были уединиться и заняться сексом), точных сведений у него нет: хасиды Девы утверждали, что Моше не прикоснулся к ней, другие же настаивали на том, что половой акт произошёл, а следовательно, Вербермахер больше не девственна .

По Унгеру, через несколько дней после свадьбы Вербермахер начала снова принимать желающих в своём молельном доме, однако она больше не могла говорить «небесным голосом», как раньше . После свадьбы авторитет Вербермахер как религиозной фигуры упал, в этом сходятся все биографии . Унгер пишет, что Дева попросила развода после описанных событий, и муж согласился его предоставить (в иудейской традиции женщине не гарантировано право на развод), причём в ответ на предлагаемые ему идеи потребовать с жены большую сумму денег Моше сказал, что не желает этого делать . Городецкий предлагает другую интерпретацию: муж Девы не смог преодолеть свой страх перед ней и не совершил полового акта, что делало брак недействительным; был заключён другой брак, но и во второй раз он кончился тем же . По версии Городецкого, основанной на словах одного из последователей Девы, после брака люди перестали приходить к Вербермахер за чудесами, однако её всё ещё считали цадиком . Рэддок и Таубенхаус пишут, что Вербермахер и её хасиды были отлучены советом раввинов, в результате чего горнштибль опустел . По версии Джозефа Гросса и Унгера Дева постепенно теряла авторитет ещё до свадьбы, однако бракосочетание и развод окончательно подорвали её веру в себя и свои способности творить чудеса . Унгер, однако, сообщает, что Вербермахер возобновила свою активность в качестве раввина после развода, и многие преданные последователи продолжали посещать её, в то время как простые горожане решили, что отныне она больше не святая. Дева молилась и блюла прочие заповеди как прежде, но муссирование другими раввинами предположения о том, что её способности исчезли, вводило её в уныние; вера в свою «новую душу» у неё иссякла . Таким образом, все источники сходятся на том, что Дева растеряла значительное число последователей, но не всех.

В момент замужества и развода Вербермахер было меньше 30 лет, а в Палестину она уехала примерно в 53 года. Период между этими событиями не освещён ни в одной биографии Девы, единственный источник данных для этого времени — официальные документы . К примеру, в этот период евреи Людмира собирали деньги на строительство синагоги в Иерусалиме — там была основана община волынских евреев, с которой Вербермахер позже будет иметь дело после эмиграции . На российской карте 1840 года среди прочих зданий города, в том числе двух принадлежащих женщинам, по известному из других источников адресу горнштибля указан «дом Хаи Рохели Рабиновны», и, по-видимому, «рабиновна» представляет собой попытку русифицировать ивритское слово «раббанит», обычно означающее жену раввина, но в данном случае указывающее на женщину-раввина . В случае, если это действительно она, становится очевидно, что брак не помешал ей сохранить права собственности на здание .

Решение об эмиграции

По какой-то причине Вербермахер решила уехать в Палестину в возрасте чуть более 50 лет, несмотря на то, что в то время 50-летние считались старухами . Однозначно установить мотивы её поступка невозможно, как и то, почему ранее она отказывалась уезжать, когда, по версии Унгера, ей это предложили раввины города . Все источники указывают на то, что там она продолжила проповедовать и занялась каббалой . Она построила там второй молельный дом, где принимала своих последователей .

Согласно Рэддоку, Гроссу и Унгеру движущим мотивом для отъезда стала идея о том, что на Святой Земле Деве, возможно, удастся восстановить свои сверхъестественные силы и снова стать влиятельной фигурой . Известны примеры цадиков, получивших широкую известность в Палестине, в частности, . Маловероятно, однако возможно, что роль в этом сыграло и давление раввинов Людмира . Хотя точного описания маршрута Вербермахер нет, вероятно, она отправилась туда через Стамбул по воде . Сообщается, что людмирцы передали с ней множество . Вербермахер продала своё имущество и отдала горнштибль горожанам с условием, чтобы он оставался молитвенным домом; по иронии он перешёл к чернобыльским хасидам, во владении которых находился до разрушения во Вторую мировую войну .

Жизнь на Святой Земле

Иерусалим в 1850 году, примерно за 10 лет до приезда туда Девы
Мужчины и женщины молятся у Стены Плача, середина XIX века

Прибытие Вербермахер в Палестину описано в двух источниках: переписи Мозеса Монтефиоре и в списке вдов хасидского волынского колеля в Иерусалиме . В переписи Монтефиоре 1875 года написано о 69-летней «ха-раббанит ха-цаддекет Ханне Рохели» из Людмира, которая прибыла в Палестину в 1859 году, а также что помимо неё в её семье ещё один человек . В отличие от других вдов, работавших повивальными бабками, торговками и служанками, в поле «источник доходов» у Ханне Рохели значится «женщина из влиятельной [богатой?] семьи» . В списке колеля указано, что 60-летняя «ха-раббанит Рохель Ханна» из Людмира прибыла в Палестину в 1863 году и приведено одно имя члена семьи . Учитывая, что имя Вербермахер не значится в людмирской переписи 1858 года, а несколько авторов утверждают, что она прибыла в Палестину в 1858 году, она скорее всего переехала туда в 1859, а не в 1863 . В обоих источниках «раббанит» указана в числе вдов, однако поле «имя умершего мужа» в обоих случаях пусто . В обоих случаях сведения подавали члены самих сообществ, и именование Девы «раббанит» означает, что люди её круга её уважали и, скорее всего, считали праведницей .

Жизнь Девы в Палестине описана намного более детально, чем людмирский период, благодаря многочисленным воспоминаниям людей, знавших её, либо утверждавших об этом . Тем не менее, в рассказах имеются противоречия: Гросс, Нахман Шемен и одна из рукописей Унгера пишут о том, что Вербермахер вышла замуж в Палестине, а Таубенхаус пишет, что она уехала из Людмира, будучи замужем. Тем не менее, в переписи 1866 года она перечислена в списке вдов, следовательно, замужем она тогда уже не была . По всей видимости, Дева поселилась на улице Хеврон, проходившей по центру мусульманского квартала Иерусалима (переехавшие из Восточной Европы евреи начали селиться среди мусульман, а не среди враждебно настроенных к ним христиан), а затем переехала в квартал Меа Шеарим . Она не принимала материальную помощь общины, живя на собственные деньги .

Все авторы, использовавшие воспоминания современников Девы, указывают на то, что она снова стала раввином в Палестине, а также что её паства в основном состояла из женщин . По субботам Вербермахер снова собирала тиш для примерно 12 человек, в основном женщин, приходившие мужчины сидели в соседней комнате; и предлагала всем пришедшим халу и морковный цимес . По Унгеру Дева ежедневно молилась в синагоге Хурва и изучала Пятикнижие и другие книги в компании нескольких женщин . Также он сообщает, что Дева держала собственного писаря для сочинения квитлей . Биографы пишут о различных ритуалах, которые Вербермахер проводила со своими последователями: посещение могилы Рахили , а также молитву у Стены Плача , в талите и тфилине, причём в XIX веке мужчины и женщины молились там вместе, без физической преграды .

Дева стала не просто выдающейся женщиной, но важной для женщин фигурой, а в то время в Палестине женщины составляли большинство еврейского населения . Такие авторы как Гросс указывают на множество йеменских женщин среди последовательниц Девы, а Таубенхаус утверждает, что Вербермахер «одевалась как арабка» . Как Унгер, так и Таубенхаус утверждают, что, несмотря на относительный успех у местного населения, на душе у Девы было неспокойно, она с тоской вспоминала дни своей юности . Несколько авторов пишут о том, что Дева увлеклась Каббалой в Палестине, наиболее подробное описание содержится у Мордехая Бибера. Он утверждает, что когда Вербермахер обратилась к пожилому мастеру-каббалисту, чтобы привести в этот мир мессию , сам Илья-пророк помешал им совершить ритуал .

Смерть

Еврейское кладбище на Масличной горе

Описание обстоятельств и места смерти Девы разнится в источниках. Городецкий утверждает, что они неизвестны, Гросс и Рэддок сообщают, что Вербермахер умерла в 1905 году в возрасте 90 лет (исходя из некорректной даты рождения), Унгер пишет о смерти в возрасте 93 лет, а также о том, что после её смерти было обнаружено её состояние, которое составляло 500 золотых рублей, Нахман Шемен приводит два возможных года смерти, 1895 и 1892 , последний год повторён в ранней работе Таубенхауса . При этом в более поздней биографии Девы, частично основанной на дневниках отца Таубенхауса, приведены сведения о её похоронной процессии, но не год смерти; в местной хасидской прессе сведений о её смерти нет, по-видимому, издатели не считали Деву достаточно важной фигурой . Согласно городским архивам Ханна-Рохель, дочь Монеша, умерла 29 июня 1888 года .

Унгер сообщает, что Вербермахер была похоронена на Масличной горе , а на её могиле в йорцайт зажигали свечи . Могила Людмирской девы была разграблена, её точное место долго оставалось неизвестным. В 1936 году, по данным Гросса, могила Вербермахер оставалась местом паломничества . По другой версии могила Девы находится в Цфате , близ захоронения каббалиста Ицхака Лурии . Один из источников также сообщает, что Дева погребена в родном городе . Исследователь Натаниэль Дойч нашёл в архивах расположение её могильного камня, а женщина-раввин Рут Ган Каган при помощи « » идентифицировала его на еврейском кладбище, и в 2004 году там был возведён новый монумент .

Наследие и исследования

Еврейское кладбище Людмира, 1917

Молельный дом Людмирской девы был разрушен во Второй мировой войне, до того использовался златопольской ветвью чернобыльских хасидов . Здание, принадлежащее Хае Рохели Рабиновне, указано на карте Людмира 1840 года .

Жизнь и деятельность Девы не имели никакого влияния на жизнь евреек Людмира . Несмотря на многочисленные свидетельства общественного давления на неё, многие источники, написанные для ортодоксальной аудитории, считают Деву доказательством уважения хасидами религиозного равенства женщин и мужчин . Людмирскую деву часто называют «единственной женщиной-раввином», она единственный известный цадик, отказавшийся вступать в брак . Натаниэль Дойч спорит с определением «женщина-раввин», указывая на то, что сама концепция «хасидского раввина» основана на каббалистическом андроцентричном идеале, не допускающем женщин, а модель поведения Вербермахер включала значительно больше, чем поведение обычного раввина — в ней прослеживаются влияния как мужских, так и женских религиозных практик .

Хотя по основной версии Людмирская дева не имела детей, в неопубликованной статье Менаше Унгера встречается упоминание сватовства, во время которого раввин выбирал между двумя братьями: Меиром и Шломо, а также последующего брака Людмирской девы с Шломо Бардахом, от которого у неё были дети. Потомок Шломо, Януш, утверждал, что Вербермахер была его прапрабабушкой, а Меир и Шломо действительно являлись братьями, согласно документам . Данные переписи 1827 года подтверждают существование братьев Шломо и Меира Бардахов, и на момент юности Людмирской девы им было около 20 лет, хотя однозначно установить факт брака невозможно за отсутствием документов . О муже Вербермахер сообщает также писатель .

Истории о Людмирской деве были пересказаны местными жителями, сохранилось описание Стеллы Кляйн 1921 года рождения, версия с сиротой, этнографами Семёном Ан-ским и . В основном о Деве рассказывали только устно; фольклорный архив Израиля не содержит не одного пересказа её истории . Все версии рассказа о Деве, кроме истории Давида Коэна, рассказывают о её жизни в хронологическом порядке, аналогично рассказам о знаменитых цадиках . Многие тексты, описывающие или упоминающие Вербермахер, содержат ошибки, зачастую вызванные воззрениями авторов . В частности, американский еврейский автор Чарльз Рэддок (1912—), хасид- социалист и писатель многократно возвращались к теме Людмирской девы, описывая её в соответствии с собственными представлениями .

Хасидские источники не упоминают Людмирскую деву, хотя они скрупулёзно описывают религиозных деятелей-мужчин, даже сделавших минимальный вклад в хасидизм; единственное возможное указание на неё содержится в жизнеописании цадика Ицхака из Нешхиза (1788—1868): ему сообщили о «кошерной женщине из Людмира, которая предсказывала будущее» . В книге писателя Майкла Родкинсона , выросшего среди хасидов, повествующей об истории тфилина , имеется также более конкретное упоминание «молодой женщины, творившей чудеса, которую люди считали провидицей», причём отдельно сообщается о том, что она надевала тфилин при молитве, «и не один, а два» . При подготовке хасидами-редакторами нового издания книги Давида Меклера «Фун реббинс хойф» (1931) из неё было удалено шесть глав, посвящённых Вербермахер и её отношениям с чернобыльскими раввинами . В основном тексты, посвящённые Деве, написаны мужчинами, выросшими в хасидских местечках, но позже покинувших родные места; при этом часто авторы делают пометки о том, что история о Вербермахер — женская, то есть известна среди женщин; в частности, Городецкий пишет, что его история основана на рассказе пожилой жительницы Волыни .

Вербермахер является главной героиней детской книги They Called Her Rebbe: The Maiden of Ludomir («Они звали её ребе: Людмирская дева»), причём издательство перед печатью приняло решение проконсультироваться с неким неназванным раввином, который не желал выхода книги вовсе, однако предложил множество корректировок и изъятий из текста. Издательство согласилось со всеми предложениями раввина; несмотря на эти корректировки многие хасидские лидеры негативно высказывались о публикации, а нескольким книжным магазинам пришлось вернуть тираж в издательство из-за угроз .

Шмуэль Городецкий

Версия историка опубликована в 1909 году на русском языке в журнале «Еврейская старина» . Это первый письменный пересказ истории о Вербермахер . Городецкий был потомком раввина , убедившего Людмирскую деву выйти замуж, а также, вероятно, испытывал симпатию к её персоне, из-за чего выбрал её темой для статьи в журнале «Еврейская старина», который издавал его друг Семён Дубнов . В начале статьи Городецкий даёт краткий комментарий о роли женщин в хасидизме и указывает, что по традиции хасидские женщины играют «скромную, пассивную роль» в религии и редко сами влияют на окружающих, приводя Вербермахер в качестве одной из немногих исключений, которую в итоге «водворил на место» его предок . После этой публикации Городецкий возвращался к теме Людмирской девы по крайней мере пятикратно, описывая её историю на иврите (1923), английском (1928), немецком и идише (1937) ; эти работы позволяют увидеть постепенное изменение его отношения к женщинам у хасидов и важности фигуры Вербермахер: от утверждения о подчинённом положении женщин он приходит к идее о полном равенстве в религиозной жизни в 1920-х, впоследствии начав подчёркивать, что Дева не принадлежала к известной династии, считая это подтверждением тезиса о поддержке независимых женщин в хасидизме . В работе 1928 года возникла ошибка перевода (статью перевела на английский язык жена Городецкого), позже подхваченная другими публикациями: чернобыльский раввин назван там мужем Вербермахер .

Семён Ан-ский

Семён Ан-ский в экспедиции, 1912 года

Писатель и этнограф Семён Ан-ский посещал Людмир в 1912 и 1915 годах. Первая его поездка по еврейским местечкам была совершена в рамках Еврейской этнографической экспедиции 1912—1914 годов, причём в отличие от большинства исследователей еврейства предшествующих лет он интересовался в первую очередь не книгами и выдающимися раввинами, а фольклором и жизнью простого народа . Он искал и сведения о Людмирской деве, опрашивая местных жителей о роли женщин в сообществе и конкретно о ней, а также просматривал могильные камни на еврейском кладбище, о чём отдельно упоминается в Людмирском томе мемориальной энциклопедии .

Во время первой экспедиции город был разорён войной и эпидемией холеры , и Ан-ский занимался розысками в перерывах между попытками организовать евреев и вести переговоры с российской администрацией . Согласно воспоминаниям местного жителя, один из опрошенных Ан-ским, глава города, рассказал исследователю историю о Ханне-Рахели Вербермахер, которая стала молиться трижды в день «как мужчина» после того, как однажды уснула на могиле своей матери; истинность этой истории не подтверждена .

Чарльз Рэддок

Рэддок опубликовал пять вариантов истории о Деве, первый в 1948 году; там он сравнивает её жизнь с историей Жанны д’Арк (то же самое делал Городецкий в 1916). Как и некоторые другие исследователи (но не Городецкий) Рэддок считает, что Вербермахер родилась после благословления «люблинского провидца», , также он приводит слух о том, что Вербермахер якобы укрылась в православном монастыре, но разбивает его пересказом историй последователя Девы, якобы знавшего её лично, о её жизни в Палестине .

В пересказе Рэддока встречается множество анахронизмов; к примеру, мать Вербермахер предлагает ей печенье и молоко — американский телевизионный штамп из 1950-х, в общем его изложение сильно американизировано .

Менаше Унгер

Унгер в 1930-х годах написал на иврите никогда не публиковавшуюся статью «Святая дева Людмира: последние годы в Земле Израиля», в которой подробно описывает жизнь Девы в родном городе и в Палестине (в тексте явны заимствования из работ Городецкого), а также цитирует утерянную ныне статью Ицхака Эвана и иерусалимского хасида, знавшего Вербермахер . Повторно Унгер обратился к Людмирской деве в 1968 году в цикле статей в журнал , где он подробно изучил известные ему работы, посвящённые Деве, создав самую исчерпывающую биографию Вербермахер, опубликованную в XX веке .

Эфраим Таубенхаус

был сыном Бат-Шевы и Меира, державших своеобразный салон в Палестине, в который, по всей видимости, захаживала и Вербермахер . О дружбе семьи Таубенхаус с Людмирской девой сообщает и некролог его матери . Эфраим написал подробную биографию Вербермахер на иврите, в которой подчёркивал связи Девы с рабочим классом и сообщал, что богатых она не принимала вовсе. Вероятно, что на это описание повлиял классический текст о жизни основателя хасидизма, Баал-Шем-Това . Также Таубенхаус отмечает, что Дева прибыла в Палестину со своим мужем .

Позже Таубенхаус включил главу о Вербермахер в книгу о своём отце, где привёл цитаты из неопубликованных дневников Меира, свидетельствующие о том, что Меир неоднократно говорил с Девой и её учениками, а также посещал Людмир. Эти сведения подтверждаются членством Меира в хасидском обществе Иерусалима и другими источниками, говорящими о его путешествиях в районе нынешнего Владимира-Волынского . Таубенхаус был сионистом и включил в текст сожаление о том, что судьба Девы, вероятно, была бы совсем иной, если бы она жила на Земле Израиля с рождения .

Натаниэль Дойч

Книга Натаниэля Дойча «Людмирская дева» задумывалась как написанная с опорой на источники биография Ханны-Рахели Вербермахер, однако автор отмечает, что вскоре после начала работы над ней он осознал, что фигура Девы слишком противоречива, а её жизнь почти не оставила следа в документах . Дойч изучил множество текстов, упоминающих Вербермахер или посвящённых ей, включая российские, украинские и израильские архивы, позволившие ему убедиться в реальности Девы из Людмира, а также воспоминания о ней и описания, оставленные знавшими её людьми, позволяющие уяснить её место и роль в обществе: сперва в хасидском местечке, а затем в Палестине . Он отмечает, как в различных пересказах истории детали меняются в зависимости от мировоззрения авторов; это происходит как в художественных произведениях на мотив её истории, так и в воспоминаниях . Также Дойч указывает на то, что Вербермахер не представляет абсолютного исключения среди хасидских женщин, отводя ей место среди целого ряда влиятельных хасидок . Много внимания в книге отведено исследованию заявлений о мужеподобности Вербермахер, их автор отбрасывает , выдвигая гипотезу о её андрогинности, благодаря которой в её характере сочетались как мужские, так и женские черты . Дойч, тем не менее, проводит параллели между историей Девы и балканскими традициями воспитания единственной дочери как сына .

Работа Дойча разделена на две части, в первой произведён анализ текстов, упоминающих Деву, и их авторов, а во второй автор пытается найти для этих источников верный контекст и документальные подтверждения . Завершает книгу история собственных исканий автора и его поездки во Владимир-Волынский .

В искусстве

Жизнь Вербермахер неоднократно становилась вдохновением для произведений искусства, первым из таких произведений стала пьеса Das Gorn Shtibl (позже переименованная в «Людмирскую деву»), в ней приведено ошибочное имя Девы — Фейгль, однако верно указано название её молельного дома. В пьесе автор обращается к проблеме счастья и обсуждает противоречия, возникающие между традицией и желаниями конкретных людей . Также эту тему Малех исследует в стихотворении Tefile . Её биография была положена в основу сюжета произведения Исаака Башевис-Зингера «Шоша», пьесы Ан-ского, пользовавшейся огромным успехом и впоследствии экранизированной, а также нескольких спектаклей . Среди прочих произведений, посвящённых её, стихотворения Кехата Клигера Di moid fun Ludmir davent (1947), Якова Глатштейна Di ludmirer moid kumt tzurik fun vistn vogl и Hannah Rachel of Ludmir Сары Фридланд-бен Арцы; романы Йоханана Тверского Ha-betulah mi-Ludmir (1950) и Гершона Вейлера They Called Her Rebbe (1991) .

Примечания

  1. (англ.) UC Press , 2003. — ISBN 978-0-520-23191-7
  2. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. .
  4. , p. 250.
  5. , Introduction, p. 8.
  6. , Afterlives, p. 49.
  7. , The Curse, the Cossacks, and the Messiah, p. 62.
  8. , The Curse, the Cossacks, and the Messiah, p. 70—72.
  9. , The Curse, the Cossacks, and the Messiah, p. 73—74.
  10. .
  11. , Birth and Childhood, p. 75.
  12. . Дата обращения: 22 марта 2017. 23 марта 2017 года.
  13. , Birth and Childhood, p. 76.
  14. , Birth and Childhood, p. 77—79.
  15. , Birth and Childhood, p. 78—79.
  16. , p. 277.
  17. , Birth and Childhood, p. 80.
  18. , Afterlives, p. 51—52.
  19. , In the Holy Land, p. 195.
  20. , Afterlives, p. 53.
  21. , Birth and Childhood, p. 80, 82.
  22. , Birth and Childhood, p. 83.
  23. , Birth and Childhood, p. 84.
  24. , Birth and Childhood, p. 85.
  25. , Love and Death, p. 87.
  26. , p. 278.
  27. , Love and Death, p. 90.
  28. , Love and Death, p. 89.
  29. , Love and Death, p. 88, 90.
  30. , Love and Death, p. 88.
  31. , Love and Death, p. 98.
  32. , Love and Death, p. 99.
  33. , The Maiden Possessed, p. 101.
  34. , The Maiden Possessed, p. 102.
  35. , The Maiden Possessed, p. 103.
  36. , The Maiden Possessed, p. 104.
  37. , The Maiden Possessed, p. 105—106.
  38. , The Maiden Possessed, p. 107.
  39. , The Maiden Possessed, p. 110—116.
  40. , The Maiden Possessed, p. 118—120.
  41. , The Maiden Possessed, p. 121.
  42. , The Maiden Possessed, p. 123.
  43. , False Male and Woman Rebbe?, p. 125.
  44. , False Male and Woman Rebbe?, p. 140.
  45. , False Male and Woman Rebbe?, p. 141.
  46. , False Male and Woman Rebbe?, p. 142.
  47. , The Maiden Possessed, p. 107, 126.
  48. , False Male and Woman Rebbe?, p. 127.
  49. , False Male and Woman Rebbe?, p. 128.
  50. , False Male and Woman Rebbe?, p. 128—129.
  51. , False Male and Woman Rebbe?, p. 129.
  52. , False Male and Woman Rebbe?, p. 124.
  53. , False Male and Woman Rebbe?, p. 130.
  54. , False Male and Woman Rebbe?, p. 131.
  55. , False Male and Woman Rebbe?, p. 134.
  56. , False Male and Woman Rebbe?, p. 125, 135.
  57. , A Dybbuk Trilogy, p. 14.
  58. , False Male and Woman Rebbe?, p. 135.
  59. , p. 398.
  60. , False Male and Woman Rebbe?, p. 136.
  61. , False Male and Woman Rebbe?, p. 139.
  62. , Introduction, p. 4.
  63. , False Male and Woman Rebbe?, p. 138.
  64. , Afterlives, p. 52.
  65. , False Male and Woman Rebbe?, p. 137.
  66. , Writing the Maiden, p. 44.
  67. , Afterlives, p. 50—51, 53.
  68. , False Male and Woman Rebbe?, p. 136—137.
  69. , Afterlives, p. 57.
  70. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 144.
  71. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 145.
  72. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 146.
  73. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 150, 155.
  74. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 160.
  75. , A Dybbuk Trilogy, p. 15—17.
  76. , A Dybbuk Trilogy, p. 19, 23.
  77. , False Male and Woman Rebbe?, p. 132.
  78. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 148.
  79. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 149.
  80. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 160—162.
  81. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 163.
  82. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 168.
  83. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 169.
  84. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 170.
  85. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 171.
  86. , The Witch-hunt in Ludmir, p. 172.
  87. , The Wedding and Its Aftermath, p. 173.
  88. , The Wedding and Its Aftermath, p. 174.
  89. , The Wedding and Its Aftermath, p. 181.
  90. , The Wedding and Its Aftermath, p. 175.
  91. , The Wedding and Its Aftermath, p. 176.
  92. , The Wedding and Its Aftermath, p. 177.
  93. , The Wedding and Its Aftermath, p. 178.
  94. , The Wedding and Its Aftermath, p. 179.
  95. , The Wedding and Its Aftermath, p. 180.
  96. , The Wedding and Its Aftermath, p. 183.
  97. , The Wedding and Its Aftermath, p. 184.
  98. , The Wedding and Its Aftermath, p. 185.
  99. , The Wedding and Its Aftermath, p. 186.
  100. , The Wedding and Its Aftermath, p. 187—188.
  101. , The Wedding and Its Aftermath, p. 188.
  102. , In the Holy Land, p. 190.
  103. , In the Holy Land, p. 191.
  104. , In the Holy Land, p. 192.
  105. , In the Holy Land, p. 192—193.
  106. , In the Holy Land, p. 193.
  107. , In the Holy Land, p. 194.
  108. , In the Holy Land, p. 195, 197.
  109. , In the Holy Land, p. 196.
  110. , In the Holy Land, p. 197.
  111. , In the Holy Land, p. 197—198.
  112. , In the Holy Land, p. 198.
  113. , In the Holy Land, p. 198—199.
  114. , In the Holy Land, p. 202.
  115. , In the Holy Land, p. 205—206.
  116. , In the Holy Land, p. 206.
  117. , In the Holy Land, p. 207.
  118. , In the Holy Land, p. 208.
  119. , In the Holy Land, p. 208—209.
  120. , In the Holy Land, p. 209.
  121. , In the Holy Land, p. 210.
  122. .
  123. , p. 100.
  124. , Conclusion, p. 213—215.
  125. , Conclusion, p. 213—214.
  126. , Conclusion, p. 219.
  127. , Conclusion, p. 220—224.
  128. , Writing the Maiden, p. 40—42.
  129. , Writing the Maiden, p. 42.
  130. , Writing the Maiden, p. 43.
  131. , p. 269.
  132. , p. 276.
  133. , Writing the Maiden, p. 36.
  134. , Writing the Maiden, p. 37.
  135. , Afterlives, p. 55.
  136. , Afterlives, p. 56.
  137. , Afterlives, p. 58.
  138. , p. 274.
  139. , A Dybbuk Trilogy, p. 25.
  140. , p. 270.
  141. , A Dybbuk Trilogy, p. 27.
  142. , A Dybbuk Trilogy, p. 28.
  143. , p. 271.
  144. , A Dybbuk Trilogy, p. 28—30.
  145. , Introduction, p. 1.
  146. , A Dybbuk Trilogy, p. 22.
  147. , Introduction.
  148. , Dybbuk Trilogy, p. 3, 16, 21.
  149. , Introduction, p. 2.
  150. , Introduction, p. 5.
  151. , Writing the Maiden, p. 38.
  152. , Love and Death, p. 91.
  153. , Writing the Maiden, p. 40.
  154. , Writing the Maiden, p. 45.
  155. .
  156. .
  157. , Birth and Childhood, p. 86.
  158. , Writing the Maiden, p. 34.
  159. , p. 272.
  160. , Introduction, p. 9.
  161. , A Dybbuk Trilogy, p. 20.

Литература

  • Nathaniel Deutsch. (англ.) . YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe. Дата обращения: 20 марта 2017. 16 мая 2011 года.
  • Nathaniel Deutsch. The Maiden of Ludmir: A Jewish Holy Woman and Her World. — University of California Press, 2003. — ISBN 0-520-23191-0 .
  • Encyclopaedia Judaica / edited by Fred Skolnik and Michael Berenbaum. — Keter Publishing House, 2007. — Т. 8. — С. 398. — ISBN 78-0-02-865936-7.
  • Encyclopaedia Judaica / edited by Fred Skolnik and Michael Berenbaum. — Keter Publishing House, 2007. — Т. 12. — С. 250. — ISBN 978-0-02-865941-1 .
  • J. H. Chajes. // The Jewish Quarterly Review. — 2005. — Т. 95 , № 2 . — С. 360–365 . — doi : . 3 марта 2016 года.
  • Judith Reesa Baskin. (англ.) // Shofar: An Interdisciplinary Journal of Jewish Studies. — 2005. — Vol. 24 , no. 1 . — P. 175—178 . — doi : . 25 марта 2017 года.
  • Yair Sheleg. (англ.) . Гаарец (9 июля 2004). Дата обращения: 13 апреля 2017. 17 апреля 2017 года.
  • Haya Bar-Itzak. (англ.) // Journal of Folklore Research. — 2009. — Vol. 46 , no. 3 . — P. 269—292 .

Ссылки

  • Renée Levine Melammed. (англ.) . The Jerusalem Post (11 апреля 2012). Дата обращения: 22 марта 2017. 13 июня 2017 года.
Источник —

Same as Вербермахер, Ханна-Рахель