Пшеничнова, Надежда Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Надежда Николаевна Бромлей (в первом браке Вильборг , во втором — Сушкевич ; 17 (29) апреля 1884 , Москва — 25 мая 1966 , Ленинград ) — российская и советская театральная актриса, режиссёр, драматург, писательница, поэтесса. Заслуженная артистка РСФСР ( 1932 )
Надежда Бромлей родилась в Москве в богатой семье промышленника из обрусевших англичан .
Окончила четвёртую московскую гимназию и музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе . В 1908 году была принята в труппу Московского художественного театра , где служила до 1922 года; одновременно с 1918 года выступала на сцене 1-й Студии МХАТа и с 1924 года была актрисой созданного на основе студии МХАТа 2-го . В 1933—1941 годах — актриса и режиссёр Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина , 1944—1956 годах — режиссёр Нового театра (с 1953 года — Театр им. Ленсовета) .
Вторым мужем Надежды Бромлей был советский режиссёр Б. М. Сушкевич .
Умерла в Ленинграде 25 мая 1966 года . Похоронена на Большеохтинском кладбище .
Надежда Бромлей активно участвовала в литературных движениях, сотрудничала с группой «Центрифуга». В 1911 году выпустила книгу «Пафос» (в духе идей и тем раннего футуризма ).
Выступая с 1918 года на сцене 1-й студии МХТ , сыграла русалку Гоплана в «Балладине» Ю. Словацкого , мать Эрика в «Эрике XIV» А. Стриндберга (1921), шута в « Короле Лире » Шекспира (1923), Мякишеву в «Расточителе» Н. Лескова (1924) и др. Совместно с Л. И. Дейкун поставила в студии «Дочь Йорио» Г. Д’Аннунцио (1919).
В 1920-х годах писала фантастические рассказы, включённые затем в сборники «Исповедь неразумных» (1927) и «Потомок Гаргантюа» (1930). В этих рассказах причудливо сочетаются фантастика — кентавры , пришельцы — и быт.
В 1922 её трагифрас «Архангел Михаил» начал репетировать Е. Б. Вахтангов , но на публике спектакль показан не был. В 1925 году Б. М. Сушкевичем была поставлена на сцене МХАТа 2-го её пьеса «Король Квадратной республики» (1925). Этот спектакль, где речь шла о революции в некоей фантастической стране, не получил ни официального, ни зрительского признания и вскоре был снят с репертуара. Входила в режиссёрское управление МХАТа 2-го. После ухода оттуда в 1933 году уехала в Ленинград .
В Академическом театре драмы им. Пушкина поставила свою пьесу «Дуэль» (по А. П. Чехова , 1934), а также спектакли «Петр I» по роману А. Н. Толстого (1935), где сыграла Екатерину I , «Зыковы» по пьесе М. Горького (1940) и др. С 1938 года ставила спектакли и в Новом театре.
Тяготела к произведениям авторов-романтиков, создавая яркие и красочные спектакли: « Мера за меру » Шекспира (1937), « Мария Стюарт » (1938), « » (1939) и « Дон Карлос » Шиллера (1950) — две последние в своем переводе, «Измена» А. И. Сумбатова (1946), « Нора » Г. Ибсена (1949), « Маскарад » М. Ю. Лермонтова (1952).