Лиштван, Иван Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Леонид Исакиевич Лиштван ( 24 декабря 1869 — 1937 ) — русский художник , мастер интерьера и мебели .
Родился в семье иконописца. Учился в Строгановском Центральном училище технического рисования на отделении художественной обработки дерева. После окончания училища работал по дизайну интерьеров и мебели. В 1908 году проживал в Москве, на Патриаршьих прудах в доме Черниковой. В 1917 году, согласно справочнику «Вся Москва», проживал по Малому Николо-Песковскому переулку, дом 8. Телефон 503-04. В это время был членом Московского Автомобильного Общества , действительным членом Императорского Русского Технического общества , архитектором акционерного общества завода «Сормово» , Коломенского машиностроительного завода , акционерного общества пароходства «По Волге» , членом Московского литературно-художественного кружка , директором союза деятелей искусств « АЛАТР », художником.
После революции 1917 года работал в Государственной комиссии по народному просвещению под председательством наркома А. В. Луначарского . После организации Наркомпроса в июне 1918 года являлся сотрудником Отдела единой школы. По его инициативе 9 октября 1918 г. (дата утверждения проекта организации отдела) был создан Строительный отдел Наркомпроса, и он стал его заведующим.
В начале июля 1918 года помог М. П. Голенищеву-Кутузову-Толстому избежать расстрела и организовал его бегство из имения князей Волконских в Павловке под Тамбовом .
В период реорганизации Наркомпроса в 1920 г. выехал в Латвию.
В 1903 спроектировал интерьеры в «русском стиле» для Русского павильона на Всемирной выставке в Глазго (арх. Ф. О. Шехтель ),
в 1907 — интерьеры в стиле «модерн» для московского Купеческого клуба ( арх. И. А. Иванов-Шиц , современный театр «Ленком»).
Он активно сотрудничал с Сормовским заводом и Волжским пароходством (товарищества «Русь», « Самолёт »). Под его руководством оформлялись интерьеры речных пароходов «А. П. Мещерский» (т-во «Русь»), «П. И. Харитоненко», «Баян».
В 1914 для Волжского пароходного общества (товарищества «Самолет») исполнил дизайн интерьеров салонов 1 класса пароходов «Великая Княжна Ольга Николаевна» (позднее «Володарский») и «Великая Княжна Татьяна Николаевна» (позднее «Спартак»; запечатлен в кинофильме «Жестокий романс» под названием «Ласточка»).
С 1900 — в редакции журнала «Архитектурные мотивы. Новый журнал архитектуры и художественной промышленности», где публиковал собственные эскизы интерьеров и мебели; возглавлял отдел мебели в московском магазине « Мюр и Мюрелиз ».
В 1918 был приглашен Луначарским для работы над «Сводом памятников русской архитектуры» Наркомата по просвещению и собрал материал по памятникам архитектуры волжских городов.
Как заведующий Строительным отделом Наркомпроса возглавил работу по подготовке и проведению совместно с Архитектурно-художественным отделом Наркомпроса конкурса на проект школы-памятника Л. Н. Толстому в Ясной Поляне .
С 1920-х уехал в Латвию для проектирования частных дач. Как академик, принимал участие в деятельности Русских университетских курсов — учебного заведения, возникшего в Риге в 1921 году. Затем обосновался в Италии, в Генуе . Семья осталась в России. Состоял в переписке с М.А. Осоргиным . В Российском государственном архиве литературы и искусства хранятся его письма М. А. Осоргину за февраль-апрель 1930 г.
Построил здание портовой таможни в Генуе.
Последние годы жизни являлся старостой русской православной общины в Генуе.
По непроверенным сведениям покончил жизнь самоубийством после скоропостижной смерти супруги.