Республиканская фашистская партия
- 1 year ago
- 0
- 0
Фашистская революция ( итал. rivoluzione fascista ) — термин в итальянской историографии, введённый интеллектуалами и политическими деятелями фашистского толка для обозначения первых лет зарождения и захвата власти фашизмом в королевстве Италия и институциональных изменений в стране, приведших к трансформации режима от либерального к тоталитарному . Он был принят историографией, начиная с семидесятых годов двадцатого века , но уже не в торжественных коннотациях, а в качестве характеристика разрушительных последствий фашизма для итальянского общества.
В декабре 1914 года в Милане учреждается Союза революционного действия . Его со-основателями были Бенито Муссолини (в предыдущем месяце также основавшем газету Il Popolo d'Italia ) и , связанный с миром интервенционистов и революционных синдикалистов политики, впоследствии автор (вдохновившую фашистскую Хартию труда ).
Во время Габриэле Д'Аннунцио (1919—1920) были заложены основы для революционного интервенционистского движения, к которому присоединились такие личности, как Филиппо Корридони , национал-синдикалист и революционер .
В конце Первой мировой войны в интервенционистской среде вокруг фигуры Муссолини сложилось новое движение, официальное основанное в Милане 23 марта 1919 года во время митинга на площади Сан-Сеполькро . Путём слиянием национальных синдикалистов, футуристы , провозгласившие себя революционерами , такие как Филиппо Маринетти , ардити и различных объединений ветеранов был образован Итальянский союз борьбы .
В Il Popolo d’Italia 6 июня 1919 года был официально опубликован манифест «Fasci Italiani di Combattimento».
Определяя себя революционером, Бенито предложил национальную революцию, которая привела бы к власти новый правящий класс, состоящим в основном из ветеранов Великой войны, разочарованных « изуродованной победой » . Фашистское послания в первую очередь было направлено на левых максималистов, которые хотели не свергнуть государство, а выдвинуть собственные требования, чтобы «социализировать» его изнутри. Союз борьбы стал местом объединения многих неоднородных идей, таких как левый интервенционизм, политический футуризм, республиканизм и революционный синдикализм .
Летом 1921 года планы Муссолини мирным путём прийти к власти столкнулись с свойственными социалистам радикальными взглядами отрядов наиболее «горячих голов», недвусмысленно требовавших захвата власти путем государственного переворота . В ноябре 1921 года Итальянский союз борьбы был преобразован в Национальную фашистскую партию (НФП). Эскадры, участвовавшие в походе на Рим , в публикациях режима были названы « черными рубашками революции », и в последующие годы поход отмечался прессой как кульминация фашистской революции.
Муссолини делал как революционные , так и реакционные заявления в нескольких своих выступлениях после 1919 года:
Для фашистской революции перед нами стоит целый век. Бенито Муссолини, речь 1923 года
Я и реакционер и революционер, в зависимости от обстоятельств. Я скажу лучше, я — если вы позволите мне этот химический термин — реагент . Если воз катится вниз, я думаю, что смогу его остановить; если народ бежит к пропасти, я не буду реакционер, если остановлю его, пусть даже и насилием. Бенито Муссолини, речь на региональной конференции ломбардских фашо в Кремоне , 5 сентября 1920
Я не боюсь слов. Если бы завтра будет нужно, я провозгласил себя князем реакционеров. Для меня все эти термины правого , левого , консервативно , аристократического или демократического дискурса — пустая Схоластика . Иногда они служат для того, чтобы отличать нас, а часто — просто чтобы сбить с толку. Бенито Муссолини, из речи, произнесенной в Сенате 27 ноября 1922
Так называемые « Маттеотти в 1924 году и речи Муссолини 3 января ) и действовавшие до 1928 года, содержали пункты о прерогативах главы правительства и официальном создании Большого фашистского совета (де-факто существовавшего с 1923 года). Они прямо определяли итальянское государство, формально бывшее всегда конституционной монархией , как «новый режим, рождённый революцией октября 1922 года». С получением абсолютной власти революционные требования фашистского движения, кроме заявлений, были смягчены. Уже с 1923 года, когда была поглощена про монархическая Итальянская националистическая ассоциация , и тем более 1929 года, после конкордата между католической церковью и государством, в фашизме стали преобладать типичные черты авторитарного режима .
» (букв. «очень фашистские законы») 1925 года, введённые после убийстваНесмотря на это, такие журналы, как « La conquista dello Stato » под руководством Курцио Малапарте , поддерживали концепцию фашистской революции. Фашисты также часто ссылались на «итальянскую Октябрьскую революцию», чтобы противопоставить её большевистской коммунистической Октябрьской революции , произошедшей в России 7 ноября 1917 года. Малапарте писал в 1923 году:
Октябрьская революция (в Италии) не может и не должна повторить ошибок Рисорджименто , плохо закончившегося антиреволюционным компромиссом семидесятых , и подготовившим возвращение к власти через либерализм, демократию и социализм, тех бурбонских , великокняжеских , австрийских , папских элементов, которые всегда противостояли и хулили идеи и героев Рисорджименто. Фашизм должен без колебаний продолжать свой судьбоносный революционный путь. из L'Impero, 18 апреля 1923
Для Малапарта фашизм был одновременно «контрреформой» и революцией, а фашисты — « якобинцами в чёрных рубашках», как он определил их в «Технике государственного переворота». Эта концепция фашистской революции как продолжения процесса Рисорджименто была выражена в « Манифесте фашистских интеллектуалов », опубликованном 21 апреля 1925 Джованни Джентиле .
Часть фашистов всегда считала себя представителями революционного, трансгрессивного и мятежного движением (показательным в этом смысле является девиз Д’Аннунцио «me ne frego» («мне всë равно»), подхваченный и используемый в итальянском обществе и даже ставший основой одноимённой песни ), выступающем в радикальном контрасте с либерализмом дофашистской Италии.
По словам Корпоративизма , своего рода идеологическая коррекция Французской революции . Его «народное государство» глубоко отличалось от « классового государства », провозглашённого революцией в России.
, личного друга Муссолини, оказавшего на него значительное влияние, фашизм намеревался путём радикальных изменений создать «общество-государство», основанное на принципахМинистр Джузеппе Боттаи в обзоре в 1926 года заявил, что фашизм должен следовать принципу « перманентной революции » .
В 1930-х годах, молодые интеллектуалы на страницах журнала «
» теоретизировали фашизм, пытаясь вернуть революционный импульс его истоков.Боттаи — один из самых непримиримых революционеров, бывший настолько против реакционного и умеренного течений фашизма (но, впрочем, выступившего и за фашистские расовые законы и сближение с нацистской Германией ) — в лице Джованни Джентиле , Юлиуса Эволы — что даже позднее проголосовал вместе с Дино Гранди и Галеаццо Чиано за смещение Муссолини на заседании Большого фашистского совета 25 июля 1943 года , за что был заочно приговорен фашистами к смертной казни в 1944 году (избежать которой он смог, бежав из Италии и записавшись в Французский Иностранный легион ).
Он и его единомышленники исторически приравнивали фашистов к якобинцам .
Желание фашистов повлиять на историю как революция, равная французской и большевистской , также проявилось и в установлении так называемой фашистской эры — летоисчислению ведущему своё начало со дня Похода на Рим. Таким образом, первый год фашистской эры (обозначенный как I, EF) начинается 28 октября 1922 года и заканчивается 27 октября 1923 года . Это является прямая отсылкой на новый календарь, установленный Французской революцией в 1793 году, устанавливающий I год от 22 сентября 1792 года — день подавления последних остатков французской монархии . Согласно революционным интеллектуалам режима, фашистское движение представляло собой современную эволюцию Великой французской революции , продолжая идеи самого Муссолини, определившего фашизм как своего рода популизм , который должен преодолеть ошибки либеральной демократии :
Фашизм — это метод, а не цель; если хотите, это « самодержавие на пути к демократии». Бенито Муссолини
Во время Второй мировой войны в Итальянской социальной республике Республиканская фашистская партия пыталась, несмотря на отсутствие материальных средств, людей и контроля над территории , предпринять ряд радикальных мер для реализации как называемого «революционного фашизма», выраженного в Веронском манифесте . Многие посчитали это возвращением к идеям Сансеполькрисмо , другие остались равнодушны. Как уже упоминалось, Муссолини хвастался тем, что переходом к режиму нелиберальной , плебисцитарной и авторитарной демократии, достигшей черт тоталитаризма он добился «установления новых форм народного правления». Таким образом, сам дуче, как сообщал (итальянский журналист и писатель, официальный биограф Бенито Муссолини в период с 1934 по 1943 годы), пытался отречься от консерваторов и правого популизма , вместо этого вновь отождествив себя с движением левого национализма :
Я отказываюсь характеризовать культуру, породившую моя революция, как правую. Муссолини, цитата Ивона де Бегнака, Taccuini Mussoliniani
В 1944 году на Факта и Саландрой на заре фашисткой революции. Сам Муссолини в последние месяцы своей жизни повторно излагал в речах, интервью и письмах свои революционные идеи, взятых из Сансеполькрисмо и снова санкционированные Веронской хартией: корпоративизм и так и не реализованная социализация экономики . Соуправление и «органическая демократия» присутствовали в проекте ).
некоторые из героев Похода на Рим, таких как де Векки и Гранди, будут обвинены в «предательстве фашистской революции» в попытке сговора с королевскими премьер-министрамиСоциализация предприятий, к которой национал-социалистическая Германия относилась с подозрением и бойкотировала, была первоначально предусмотрена Законодательным декретом от 12 февраля 1944 года № 375 с подписью Муссолини, и . Задача была возложена на министра корпоративной экономики, инженера , вступившего в должность в штаб-квартире министерства в Бергамо . 20 июня 1944 года, то есть всего через четыре месяца после законодательного декрета, директор фашистской федерации торговых служащих Ансельмо Ваккарив в рапорте, адресованном Муссолини, сообщал следующее: «Рабочие считают социализацию приманкой, а от нас и от зеркала сторонятся. Массы отказываются получать от нас что-либо».
Полное осуществление социализации было намечено на 25 апреля 1945 года.
В своём последнем интервью , бывшем скорее монологом дуче фашизма, почти что его завещанием, Муссолини предавался утопическим размышлениям о социализированном мире — кульминации различных движений национально-революционного социализма (среди которых Муссолини также включал немецкий национал-социализм ):
Пусть пройдут эти бурные годы. И поднимется новый человек. Чистый. Лидер, которому непременно будет нести идеи фашизма. (…) Я не знаю, спокоен ли Черчилль так же, как я. Запомните хорошенько: мы напугали мир капиталистов и ростовщиков, который не хотел дать нам и шанса выжить. Если бы война сложилась благоприятно для Оси , я предложил бы фюреру , сразу после победы, провести мировую социализацию: отменить всё границы, обычаи и традиции; обеспечить свободную торговлю между странами, регулируемую глобальной конвенцией; установить единую валюту и передать золото всего мира в общую собственность. Все ресурсы распределялись бы в соответствии с потребностями каждого народа; всё оружие было бы уничтожено... Интервью от 20 апреля 1945 года с Джаном Гаэтано Кабелла
В своем последнем публичном выступлении он повторно обозначил республиканизм 1919 года как фундаментальное завоевание для всей Италии:
Мы изо всех сил хотим защитить искупительная речь , 16 декабря 1944,
; мы хотим, чтобы долина По оставалась республиканской, до тех пор, когда вся Италия станет республикой. Так называемая
Италия, пусть и спустя год после республикой в ходе всенародного референдума .
и его режима, действительно станетВсе эти позиции, выраженные в анти ростовщическом и антикапиталистическом ключе, разделял и проживающий в Италии американский поэт Эзра Паунд . Примешивался таких взглядов и Никола Бомбаччи , бывший ещё одним интеллектуалом, внёсшим важный вклад в концепцию фашистской революции. Бывший одним из основателей Коммунистической партии Италии в 1921 году, и, после участия в Октябрьской революции , сблизился с Муссолини в 1930-х. Он присоединился к вооружённым силам Социальной республики, за что он будет расстрелян партизанами в Донго как предатель (его последними словами были «Да здравствует социализм!»); и повешен на в Милане вместе с дуче, Кларой Петаччи и прочими казнёнными главами фашистов. Бомбаччи заявлял, что он чувствовал себя настоящим революционером даже в последний месяц своей жизни, используя выраженной социалистическое наименование «compagno» ( товарищ ) вместо более нейтрального «camerata» (соратник):
Товарищи! Посмотрите мне в лицо, товарищи! Вы спрашиваете сейчас, тот ли я рупор социализма, основатель Коммунистической партии , друг Ленина , каким я когда-то был. Да, господа, я всё тот же! Я никогда не отрицал идеалов, за которые я боролся и буду бороться всегда. Никола Бомбаччи, 15 марта 1945 года, Генуя , речь, адресованная чернорубашечникам
Социализм будет достигнут не Сталиным , а Муссолини. Он всегда был социалистом, но в течение двадцати лет ему мешала буржуазия , которая в конце концов его и предаст... Но теперь Муссолини свободен от всех предателей и нуждается в вас, рабочих, для создания нового, пролетарского государства ! Никола Бомбаччи
За рубежом к идеи «фашистской революции» относились с интересом — как в начальной стадии движения национал-социализма (особенно в среде течения Штрассера , главы левого крыла НСДАП ) так и, например, некоторыми интеллектуалами Национальной революции правительства Виши , такими как Пьер Дриё ла Рошель и Робер Бразийак , придумавшими выражение «fascismo immenso e rosso» (букв. «великий и красный фашизм»). Тезисы «национал-революционного фашизма», начиная с 1945 года также присутствовал в некоторых экономических экспериментах, проведённых в Испании под руководством Франко ( испанское экономическое чудо ) и в Португалии Салазара ( Национальная революция ) , а также в среде новых правых и национал-анархистов .
Оспариваемый интеллектуалами-антифашистами, приписывавшими фашизму исключительно регрессивный и реакционный характер, термин практически полностью исчез в итальянской историографии в первые послевоенные десятилетия . Вновь появился он в ревизионистском историографическом поле в 70-х годах, где его подхватили учёные, не отличающиеся фашистскими взглядами — начиная с Джорджа Мосса и , дебатировавших об интерпретации элементов институциональной и социокультурной дифференциации между фашизмом и нацизмом . Некоторые другие учёные ( Джордж Мосс , , Зеэв Штернхель , ) также использовали этот термин. В частности, де Феличе утверждал, что это была « консервативная революция »; Джентиле, его ученик, утверждал, что фашизм был радикальной « антропологической революцией», направленной на создание нового типа общества, .
Противники фашизма с самого начала заклеймили претензии
определять свое движение и захват власти как «революцию». В частности, антифашизм социалистического толка определял победу фашизма как форму «хотя и временного, но успеха капиталистической экономической реакции на подъём народных классов» .Антонио Грамши , один из ведущих мыслителей марксизма в Италии, заявил в парламентской речи:
Фашизм борется против единственной хорошо организованной силы, которая была у капиталистической буржуазии в Италии, чтобы вытеснить её, заняв посты, которые государство предоставляет своим чиновникам. Фашистская «революция» есть только замена одного административного аппарата другим. Грамши, речь в палате депутатов 16 мая 1925 года
Суждение, высказанное с либеральной точки зрения , ничем не отличалось:
Фашистская революция есть не революция, а государственный переворот , совершенный олигархией через унижение всякой серьёзной политической совести, совершённое со студенческой жизнерадостностью. Гобетти, Dizionario delle idee
Однако в 1936 году Пальмиро Тольятти вместе с 60 другими представителями ИКП в известном «обращении к братьям в чёрной рубашке» воззвали к « фашизму первого часа », в противовес реакционному фашизму у власти :
Итальянский народ! Фашисты старой гвардии! Молодые фашисты! Мы, коммунисты, делаем своей собственной фашистскую программу 1919 года, которая есть программа мира, свободы, защиты интересов трудящихся, и мы говорим вам: будем вместе бороться за осуществление этой программы! Тольятти, Stato Operaio
В « Primo e secondo libro della Rivoluzione fascista », изданной в 1941 году НФП , были указаны ключевые даты революции (за исключением создания первого Союза революционного действия в 1914), от начала публикации Il Popolo d'Italia в 1914 году, и вплоть до речи Муссолини на основании провинции Литтория в 1934 году.