Бандрейдж, Корнелиус
- 1 year ago
- 0
- 0
Кристиан Корнелиус Крон или Ксан или Эксан Крон (после 1914) и Христиан (до 1914) ( 15 июня 1882 , Берген — 30 октября 1959 , Осло ) — норвежский художник, который десять лет жил и работал в Российской империи.
Сын потомственного капитана Конрада Питера Крона (1845—1903 ) родом из Фарсунна и Ингеборг Северин Кристин Крюгер (1850—1910). Родители рано развелись, а мать эмигрировала в Соединенные Штаты в 1885 году , а отец эмигрировал туда же в 1889 году . Они оставили сына на воспитание дяде, Альфреду Северину Крону (1851—1915 ), младшему брату отца. Больше Ксан никогда не видел своих родителей .
После нескольких лет учёбы в классической гимназии, Ксан в 1898 году поступил в Художественно-промышленное училище на курс к Вильгельму Крогу (1829—1913), но в их отношениях что-то не сложилось и вскоре Крон перешёл в класс живописца Енса Вальдемара Ванга (1859—1926), который одновременно с преподаванием служил в Национальном театре в Христиании . Своих студентов Ванг охотно привлекал к совместной работе над декорациями. Крону в театре было интересно всё — все манеры и все стили. Познав реалистически-натуралистические принципы работы Ванга, он перешёл в класс Рудольфа Николаи Крога (1877—1928), работавшего в духе условно-символистской сценографии. 24 марта 1902 года Крон получил свидетельство об окончании училища .
Следующие два года Крон провёл в Финляндии, где поступил Гельсингфорсскую художественную школу на курс к (1869—1937). В Финляндии параллельно с занятиями в художественной школе Крон работает рисовальщиком в скульптурной мастерской. Вскоре он отправился работать камнерезом на строительство шведской церкви в Санкт-Петербурге. Там он записался вольнослушателем в класс Я. С. Гольдблата в Императорской академии художеств и с письмом от Гебхарда пришёл в мастерскую преподававшего тогда в Академии И. Е. Репина , после чело стал регулярно её посещать по вечерам. Однако вскоре Академия художеств была закрыта, так как власти опасались, что её помещения могут быть использованы для революционных собраний .
В феврале 1906 года Крон уехал в Мюнхен, где попытался устроиться театральным художником, но неудачно . По другим сведениям в 1906 году в Мюнхене он посещал в школу-студию Шимона Холлоши . Переехав в Париж, после некоторых раздумий он начал заниматься в Академии Коларосси (4 апреля 1907 года он получил свидетельство, подписанное Кристианом Крогом). Он одновременно занимался в Академии Гранд-Шомьер , где он посещал отдельные сеансы. На одном из них он познакомился с русско-шведской аристократкой, художницей Юлией де Хольмберг (1882—1956), родом из Курска . Под рождество 1907 года Ксан Крон обвенчался с Юлией. В Париже Юлия ввела Ксана в круг друзей художницы Елизаветы Кругликовой .
Осенью 1908 года чета Кронов поселилась в Киеве . На VIII-й выставке картин, организованной журналом «В мире искусств» и открывшейся 20 декабря 1909 года в Одессе, а с 13 апреля 1910 года в Киеве, было представлено 40 работ Крона (первоначально предполагалось лишь 7). 1 ноября 1911 года открылась «Выставка картин Кристиана и Юлии Крон в киевском городском музее», а точнее в « Киевском художественно-промышленном и научном музее Императора Николая Александровича ». 102 работы было представлено Ксаном, а 18 — Юлией. В том же 1911 году Крон полностью показал выставку в Христиании (Осло). В 1914 году участвует в выставке авангардистов группы «Кольцо» в Киеве .
На «XXI-й Выставке картин московского товарищества художников» Крон выставил портрет художника Харыбина и автопортрет . Кристиан Крон дважды участвовал в выставках общества русских авангардистов « Бубновый валет ». В 1912 году, ещё проживая в Киеве, он выставил на Московской выставке этого общества 7 работ (в основном, из норвежского цикла) . Работы Крона были замечены, как ни странно на них обратили внимание именно из-за того, что они нарушали общую драматургию выставки .
«… особенно выдержан и индивидуален киевлянин Христиан Крон. Художник посвятил свой труд преимущественно приморской Норвегии, которая и встает перед зрителем со своим северным небом и характерным бытом океанских рыбаков. Владея такой техникой и вкусом, г. Крон мог бы не без успеха фигурировать и на более серьезных выставках» .
«Вообще в „Бубновом валете“ трудно найти границу, где кончается bluff и начинаются настоящие искренние искания. В значительной степени такая искренность чувствуется у целой группы мало еще известных пейзажистов, как Грищенко, Мильман, Савинков, Федоров и некоторые другие <…>. К этой группе следует причислить еще Христиана Крона, хотя его чисто импрессионистические этюды мало подходят к общему тону выставки» .
«[Крон] по недоразумению очутившийся на выставке дал дивные импрессионистические этюды Норвегии…» .
В 1914 году, уже переехав в Москву, он снова участвовал в выставке «Бубнового валета», выставив 21 работу .
К. Крон, видимо, был неплохим шахматистом — 17 февраля 1914 года при сеансе одновременной игры Рауля Капабланки на 30 досках Крон победил гастролировавшего в Киеве будущего 3-го чемпиона мира (между тем игравшие в том же сеансе многообещающие шахматисты Богатырчук и Греков Капабланке проиграли) .
Революция в 1917 году заставила Ксана и Юлию Крон в январе 1918 года перебраться в Осло. Возвращение Ксана было медленным, он успел посетить несколько стран как в Африке, так и в Азии. Путешествия стали частью его жизни и он не перестал путешествовать, даже после того, как обосновался в Осло. Крон зарабатывал себе на жизнь и как художник-декоратор как в Норвежском национальном театре , так и в Московских театрах. Он также занимался скульптурой. В 1925 году он сделал алтарь в . Алтарь состоит из двух частей: витража под названием «Иисус благословляет детей», и фрески под названием «Причастие» .
Творчество Крона несло следы большинства современных направлений в искусстве. Его основная темой были пейзажи, а также портреты и, как и его супругу, его привлекало изображение цветов. Его персональные выставки проходили в Одессе, Санкт-Петербурге и Киеве (также в Москве и Риге). В Норвегии он выставлялся во всех крупных ассоциациях искусства. Он также исполнил фрески в грузинском музее в Тифлисе .
Крон написал книгу воспоминаний «Скитания по миру одного странника» (En vagabonds vandring på jorden), опубликованную в 1950 году.