Interested Article - Твейт, Гейр
- 2020-12-07
- 1
Гейр Твейт ( норв. Geirr Tveitt , 19 октября 1908 , Берген — 1 февраля 1981 , ) — норвежский композитор, центральная фигура национального движения в норвежской культуре 1930-х годов. Твейт также был талантливым пианистом и часто исполнял собственные сочинения. В его музыке выделяют несколько влияний — ранние балеты Стравинского , ритмы музыки Бартока , мистические настроения музыки Дебюсси и Равеля , но в первую очередь в его произведениях заметно влияние норвежской народной музыки.
Твейт родился в Бергене в семье учителя. Вскоре семья переехала в Драммен около Осло, но проводила там лишь зимние месяцы, а летом отправлялась на принадлежащую ей ферму около Хардангер-фьорда . При рождении Твейт был крещён как Нильс, но впоследствии, сочтя имя «недостаточно норвежским», сменил его на Гейр, а также прибавил второе «т» к фамилии для того, чтобы она произносилась более правильно. Твейт проявил способности к музыке, и учился играть на скрипке и фортепиано, а затем и писать музыку. В 1928 году он уехал за границу для продолжения обучения, учился в Лейпцигской консерватории, бывшей в то время одним из ведущих в мире музыкальных учебных заведений. Изучал композицию и фортепиано. Твейту хронически не хватало денег, и он зарабатывал на жизнь переводами. В 1930 году его произведение «12 двухголосных инвенций в лидийском, дорийском и фригийском ладах» было принято к печати издательством Breitkopf & Härtel , а на следующий год Лейпцигский симфонический оркестр исполнил его первый фортепианный концерт.
В 1932 году Твейт разочаровался в преподавании в Лейпциге и переехал в Париж , где брал частные уроки у Артура Онеггера и Эйтора Вилла-Лобоса , а затем поступил в класс к Наде Буланже . Позже он некоторое время жил в Вене, а в 1938 году через Париж вернулся в Норвегию. Его произведения имели большой успех в Осло, кроме того, он выступал также как музыкальный критик в газете . После Второй мировой войны он совершил большой концертный тур по Европе. Особенно успешным был его концерт в Париже в 1947 году.
Тем не менее, общая атмосфера после войны была в целом неблагоприятной для Твейта, так как в интеллектуальных кругах все проявления национальных чувств, составлявшие, в частности, основу его творчества, отвергались. В 1970 году сгорел его дом, при этом погибли около 300 его неопубликованных произведений, примерно 80 % его творческого наследия. Композитор так никогда и не оправился от этого удара, больше не писал музыку, и умер в Нурхеймсунне, коммуна Квам , в 1981 году.
Список Сочинений Гейра Твейта
Оперы
- Щедрый гном (Dragaredokko), опера в пяти действиях, соч. 104 (1940), ст. 1940, Берген
- Йеппе (Jeppe), опера по одноименной комедии Л. Хольберга, соч. 250 (1966-68), ст. 1968, Осло
- Народный напев (Stevlei), не ст., утрачена
- Запад — Юг — Восток — Север (Vest — Sud — Aust — Nord), опера (1939), не ст., утрачена
Балеты
Сны Бальдра (Baldurs Draumar), балет в 3-х действиях, соч. 81 (1935-38)
Биргингу (Birgingu), хореографическая драма (1939)
Домовой (Husguden), балет, соч. 184 (1956)
Для оркестра
Приллар (Prillar), симфоническая поэма в лидийском ладу, соч. 8 (1931), реконстр. в 1992
Симфония № 1 «Сочельник» (Julekvelden), соч. 183 (1958), реконстр. в 2008
Водный дух (Nykken), симфоническая картина, соч. 187 (1957)
Сто народных песен области Хардангер (Hundrad hardingtonar), цикл из шести сюит, соч. 151:
— Сюита № 1, соч. 151, № 1-15 (1950-54)
— Сюита № 2 «Песни гор» (Fjellstev), соч. 151, № 16-30 (не позднее 1955)
— Сюита № 3, соч. 151, № 31-45 (1956), утрачена
— Сюита № 4 «Свадебная сюита» (Brudlaupssuiten), соч. 151, № 46-60 (не позднее 1958)
— Сюита № 5 «Напевы троллей» (Trolltonar), соч. 151, № 61-75 (не позднее 1963)
— Сюита № 6, № 76-100, соч. 151, утрачена
Три пьесы из балета «Сны Бальдра» (1958), реконстр. в 1999 как «Симфония Бога Солнца» (Solgud-symfonien)
Концерты
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа мажор, соч. 5 (1927-30)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ми-бемоль мажор «Посвящение Равелю», соч. 11? (1933), утрачен
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 «Посвящение Брамсу», соч. 126 (1933, ред. 1947), только аудиозапись в исполнении автора
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 «Северное сияние», соч. 130 (1947), реконстр. в 1991
Концерт для фортепиано с оркестром № 5, соч. 156 (1950), реконстр. в 1987
Концерт для фортепиано с оркестром № 6 (1966), утрачен
Вариации на народную песню области Хардангер для двух фортепиано и оркестра (1939/49)
Концерт для хардингфеле с оркестром № 1, соч. 163 (1956)
Концерт для хардингфеле с оркестром № 2, «Три фьорда», соч. 252 (1966)
Концерт для арфы с оркестром № 1 (19?) утрачен
Концерт для арфы с оркестром № 2, «Героический» («Concerto Eroico»), соч. 170 (1957)
Концерт для струнного квартета с оркестром (1933), утрачен
Концерт для скрипки с оркестром (1939), реконстр. в 2006
Концерт для саксофона с оркестром, соч. 54 (1936), утрачен
Для духового оркестра
Симфониетта (Sinfonietta di soffiatori), соч. 203 (1962)
Старая мельница (Det gamle kvernhuset,), соч. 204 (1962)
Гимн свободе (Hymne til fridomen) (1962)
Марш в честь принца Кристиана Фредрика (Prinds Christian Fredriks Honnormarch) (1970)
Симфония (Sinfonia di soffiatori) (1974)
Норвежские сюиты № 1 & 2 для школьного оркестра (1964)
Камерная музыка
Фантазия для виолончели и фортепиано, соч. 9, утрачена
Из путевого дневника (Fra ei Reisedagbok), струнный квартет (1930/60)
Септет для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, гобоя и валторны (1967), фрагмент
Летний вечер (Jonsokkvelden), септет для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, англ. рожка и валторны (1969), фрагмент
Для Фортепиано
12 двухголосных инвенций в лидийском, фригийском и дорийском ладах, соч. 2 (1928, ред. 1951)
12 трёхголосных инвенций, соч. 3 (19?), сохранился только № 5
12 четырёхголосных инвенций, соч. 4 (19?), сохранился только № 3
14 этюдов, соч. 7 (1931), утрачены
Вариации ре минор (1928), утрачены
Танец солнечного бога (Solgudens dans) из балета «Сны Бальдра», op. 91, № 15 (193?)
Meinvarnathur (1935—1938)
Vaorkvedja (1937)
Tull til Tullemor (1943)
Соната для фортепиано № 29, «Соната Эфира» (Sonata Etere), ор. 129 (1934-35, ред. 1947)
Менуэт для Нади Буланже (19?), предпол. часть сонаты для фортепиано № 1, «Посвящение Равелю» (1947)
Пятьдесят народных песен области Хардангер, Op. 150, №. 1-50 (1951)
Эолова арфа (Eolsharpa), соч. 132 (1947?)
Флюоресценции (Morild) (не позднее 1952), только аудиозапись в исполнении автора
Brudlaups-klokkor (1963)
Для солистов и хора с оркестром
Haavamaal (Речи Высокого), для тенора, арфы, флейты, барабаны и оркестра (1930)
Haakonarmaal, для сопрано, тенора, баса, хора и оркестра (1934—1944)
Des Iles (Острова), для тенора и оркестра (1948)
Черепаха, для сопрано и оркестра, на текст Джона Стейнбека (1953)
Kjikarten, для хора и оркестра, op. 167 (1957)
Четыре письма Эдварда Грига Францу Бейеру, для тенора и оркестра (1967)
Bergkrystal, на текст Кнута Гамсуна, для хора и оркестра (1971)
Ved nyingen, на текст Кнута Гамсуна, для хора и оркестра (1971)
Basun, текст Кнута Гамсуна (1971)
Телемарк (Telemarkin), кантата для меццо-сопрано, чтеца, скрипки Хардангера и оркестра (1974) * Телемарк — одна из красивейших областей Норвегии
Кленг Пирсон (Cleng Peerson), для чтеца и оркестра, к 150-летию норвежской эмиграции в Америку (1975)
Для хора
Hirdlids kvedja, для мужского хора (1933)
Dansa no dunkjin, olsong, для мужского хора (1940)
Kveldar, текст Halldis Moren Vesaas (19?)
Музыка для театра
Jonsok-spel (Hans Henrik Holm) 1936
Kapp Farvel (Arthur Klæboe) 1961
Ryktesmedane (Lady Gregory) 1962
Herborg og Vigleik (Sjur Lothe) 1964
Jakob Sande. Hestehandlarar. Drama i 4 akter (1964/68)
Med ugler til Athen. 1979
Песни
Songar (8) Hans Henrik Holm: Jonsoknatt arr. for song og klaver, 1936
Songar (5) til tekst av Liboria Villa Cantilla, 1951
Sju Sivlesongar til tekst Per Sivle, op. 166, 1957
Songar til tekst av Marie Takvam, 1962
Songar til dikt av Ragnvald Vaage, 1963
Songar til av Ivar Orgland, 1963
Songar til dikt av Olav H. Hauge op.243, 1963
Tolv songar til dikt av Aslaug Låstad Lygre, op. 246, 1964
Songar til tekst av Knut Horvei, op. 249 (baryton, orkester) 1964
Sanger til dikt av Arnulf Øverland, 1965
Sanger til dikt av Johan Falkberget, 1965
Songar til dikt av Aslaug Vaa, 1966. Røyst, klaver/kammerorkester
Songar til tekst av Hartvig Kiran, 1967-68
Songar til dikt av Anders Hovden, 1968. Røyst, kor og orkester
Mauriac-sanger, tekst Francois Mauriac, 1968. Kor, orkester
Sanger til tekst av Sigrid Undset, 1970
Songar til tekst av Halldor Kiljan Laxness, 1971
Songar til dikt av Tarjei Vesaas, 1971
Sanger til tekst av Knut Hamsun, 1971
Songar til dikt av Ragnvald Skrede, 1972
Sanger til tekster av Ragnhild Jølsen, 1974
Songar til tekst av Olav Kaste, 1974
Sytjan songar og visor til dikt av Jan Magnus Bruheim, 1977
Norheimsundfox/Friar’n (Foxtrot), tekst Einar Skjæraasen, arr. Egil Monn-Iversen
Lomnæsvisa, tekst Alf Prøysen
Roald Amundsen, tekst Inge Krokann
Roald Amundsen, tekst Nils Johan Rud
Hårteigen, tekst Lars Vivelid
Utdrag frå: Der villmarka suser av Mikjell Fønhus
Mandeltreblomar, tekst Steinar Brauteset
Di baka, tekst Hans Lind
Eg møtte deg aldri, tekst Astrid Krog Halse
Ragnhild si, tekst Geirr Tveitt (Til Ragnhild Nordsjø)
Vårherre han vild’ ikkje ha meg, tekst Geirr Tveitt. 1949
Eg hev tvetta haore mjukt, for røyst og klaver. (Til A.F.Klaveness 1944), tekst Geirr Tveitt
Gorilla-schlager, tekst Geirr Tveitt
Gullgravarvise frå Strilalandet, tekst truleg Geirr Tveitt
Hyllest til Islands skaldekunst, tekst Egil Skallagrimson
Smørblomster, tekst Betty Berg-Olsen u. Bergen 1951
Helland Hansen/Harmonien/Launy Grøndahl. Manus Mic
Søndmørsk fiskersang, tekst Ole Christian Bull, 1971
Fra kaia til brua, tekst Reinert Torgersen, 1971
Источники
- Andreassen, Thorleif, 'Geirr Tveitt: Quisling ikke rasetenkende nok.' ( , 18 May 2003).
- Storaas, Reidar, Tonediktaren Geirr Tveitt: Songjen i Fossaduren (Det Norske Samlaget, Oslo, 1990).
- Storaas, Reidar, Geir Tveitt: Mellom triumf og tragedie , 2008.
- 2020-12-07
- 1