Остальгия
(
нем.
Ostalgie
, от
Osten
) —
ностальгия
по временам и культуре
ГДР
. Противоположным понятием является
вестальгия
(
нем.
Westalgie
)
. Иногда определяется как «
воспоминание, ретроспективный взгляд на вещи и обстоятельства из повседневной жизни бывшей ГДР
»
.
Авторство неологизма
остальгия
, по крайней мере его актуализацию, приписывают немецкому артисту
, выступавшему с программой
Ostalgie
.
Остальгия — культурный феномен самоидентификации. Существует противопоставление людей по жизненному укладу и культуре:
«осси» (восточники) и «весси» (западники)
. Приверженность своей культуре выражается, в частности, в выборе характерных товаров «остальги», фильмов и их персонажей, пристрастие к социалистической символике и прочем.
Содержание
Проявления
В современной Германии имеются магазины, где продаются вещи и предметы, которые были популярны в ГДР. В Берлине имеется гостиница «Остел», интерьеры номеров которой оформлены в стиле восьмидесятых
. Популярны товары с этикеткой «сделано в ГДР», так магазин OssiVersand.de в 2008 году имел оборот миллион евро, а магазин Ossiladen, рассылающий свои товары по почте, имел около 40 тысяч постоянных клиентов
.
Популярными становятся фильмы и книги с изображением жизни в ГДР. Также читатели и критики обратили своё пристальное внимание на литературу ГДР, молодые авторы обращаются к тематике ГДР. Большую популярность у читателей получил роман
Гюнтера Грасса
«Широкое поле» («Ein weites Feld»), в котором, по мнению возмущённых западнонемецких критиков, литературоведов и даже политиков, действительность ГДР изображена некритически и ностальгически окрашена
.
Globus
— венгерский консервированный горошек (продавался и в СССР);
рок-группа
Puhdys
, популярная и сейчас на востоке страны
;
молочные леденцы Henry
.
Исследования
Реконструкция комнаты жителя ГДР в
Музее ГДР
(Берлин)
Правила повязывания пионерского галстука. Музей ГДР
Научная работа по изучению жизни в ГДР ведётся в берлинском
Музее ГДР
, экспозиция которого дает возможность взглянуть на историю ГДР с разных сторон: с точки зрения частной жизни людей со многими счастливыми моментами, и с точки зрения воздействия на их жизнь и судьбы со стороны диктатуры
.
Причины остальгии социолог из
Свободного университета Берлина
профессор
(нем.)
(
объяснял так: «
Жизнь в ГДР была для многих более понятной и простой
»
.
По мнению доктора Франка Коха из Центра социологических исследований Берлина и Бранденбурга: «
остальгия — началась потому, что на востоке слишком много ждали от объединения, а получили слишком мало
». При этом он отмечает, что восточная идентичность — не землячество, как у баварцев или саксов и восточные немцы сами не хотят интегрироваться
.
Аналогичное мнение высказывает и профессор Юрген Хардт (Jurgen Hardt), психоаналитик из Йены: «
в период воссоединения страны политики давали много обещаний, что будило много надежд, которые для большинства так и остались нереализованными
», при этом также отмечая, что «осси» и «весси» по-прежнему чужие друг другу
.
40 % немецкой молодежи, чьи родители выросли в ГДР, не считают её диктатурой, при этом 50 % считают, что демократия в ФРГ не была настоящей. При этом, лишь 10-15 процентов из 16 млн бывших жителей ГДР желают возврата прошлого
. Исследователи говорят, что наиболее привлекательна вся ГДР-мода для тех, кому в 80-е годы было 10 — 12 лет
. Согласно опросу журнала «
Штерн
» в 2009 году 57 % «осси» в той или иной степени жалели, что от повседневной жизни ГДР ничего не осталось
.
По мнению доцента кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации
БФУ им. И.Канта
М. С. Потёминой «
Остальгия… — Это ностальгия по времени, когда у людей были мечты, была надежда. Когда людям снился мир за границей. Теперь, когда они живут в этом мире, на смену мечтам пришло глубокое разочарование
»
.
Остальгия в кино и видеоиграх
Тема остальгии затрагивается в кинофильмах:
«
Гуд бай, Ленин!
» (2003, Вольфганг Беккер), некоторым образом способствовавший распространению остальгии
,
Daphne Berdahl.
«(N)Ostalgia» for the Present: Memory, Longing, and East German Things. Ethnos 64(2): 192—211.1999.
Dominic Boyer.
On the Sedimentation and Accreditation of Social Knowledges of Difference: Mass Media, Journalism and the Reproduction of East/West Alterities in Unified Germany. Cultural Anthropology 15(4): 459—491. 2000.
Dominic Boyer.
Media Markets, Mediating Labors, and the Branding of East German Culture at «Super Illu.» Social Text 68 (Fall): 9-33.
Dominic Boyer.
. Cornell University.
Andrea Rota.
Testi pubblicitari ostalgici: una breve analisi semiotica, in «Linguistica e Filologia» 24/2007, p. 137—152.
Муташев Серик.
«Остальгия» по Германии // Континент. — 2000. — № 20.
Франсуа Кавиглиоли.
Ностальгия по железному занавесу //
Le Nouvel Observateur
, Франция, 13 декабря 2007.
Richard Bernstein.
Warm, Fuzzy Feelings for East Germany’s Gray Old Days. New York Times, 13 January 2004.
Германия: две в одной // Белорусская нива, 03 октябрь 2007.