Interested Article - Бунчук (музыкальный инструмент)

Бунчу́к ( тур. boncuk ) — ударный музыкальный инструмент турецкого происхождения . Русское название инструмента способно вызвать путаницу с одноименным турецким, польским и казачьим знаком власти (аналогом личного штандарта военачальника в современных армиях).

В Русской императорской армии бунчук широко использовался в казачьих и пехотных частях. В настоящее время широко распространён в маршевых оркестрах немецкого бундесвера , французского Иностранного легиона , Российских вооружённых сил , вооружённых сил Чили и некоторых других государств.

Описание

Инструмент, обычно высотой от 2 до 2,5 метров, состоит из вертикального деревянного шеста с перекладиной в форме полумесяца, сделанной обычно из латуни . Многочисленные колокольчики прикреплены к полумесяцу и в других местах инструмента. Часто два окрашенных конских хвоста подвешиваются к концам полумесяца. Кроме полумесяца, на шесте иногда размещается латунный предмет конической формы, по которому во Франции инструмент стали называть «китайской шляпой». «Шляпа» может быть навершием инструмента, в других случаях она находится ниже навершия, или же её нет, а для навершия могут быть использованы фигура орла или что-либо другое. Для инструмента нет стандартной конфигурации, и из многих сохранившихся в музеях экземпляров едва ли найдётся два похожих .

Тоже самое касается и названий инструмента, которые в большинстве европейских языках сами носят довольно экзотический характер: турецкий полумесяц ( англ. Turkish crescent ), китайская шляпа ( фр. Chapeau chinois ), турецкая звенелка ( англ. Turkish jingle ), звенящий Джонни ( англ. Jingling Johnny ), Звенящее дерево ( Шелленбаум ; нем. Schellenbaum ), Китайский павильон ( фр. pavillon chinois ) и др.

В некоторых народных произведениях разных стран звучат похожие инструменты, основанные на деревянном посохе с звенящими насадками.

История

Инструмент, возможно, имеет предшественников в лице в центральноазиатских тенгрианских штандартов. Подобные инструменты встречаются в древней китайской музыке, куда, возможно, попали из тех же среднеазиатских (тюркских) источников . Родственным бунчуку, как музыкальному инструменту, предметом является также турецкий бунчук -штандарт, с которым он соседствовал у янычаров.

Европейцы знали об этом инструменте уже в XVI веке. В XVIII веке он ассоциировался с янычарами и был частью янычарского оркестра , а в XIX веке широко использовался в европейских военных оркестрах. Особенно часто китайская шляпа применялась в военных оркестрах наполеоновской Франции.

В 1881 году немецкий император Вильгельм I подарил турецкий полумесяц королю Гавайев Калакауа по случаю его визита в Берлин во время кругосветного путешествия. Этот инструмент с тех пор использовался Гавайским королевским оркестром.

В середине XIX века этот инструмент стал часто заменяться в составе военных оркестров .

Инструмент практически вышел из употребления в Англии в середине XIX века, но сохранился до наших дней в Германии и в Нидерландах, а также в двух военных оркестрах во Франции (Иностранного легиона Франции и 1-й полка спаги ). Он также используется в военных оркестрах Российской Федерации , Украины , Белоруссии , Азербайджана , Казахстана , Чили , Перу , Боливии и Бразилии . Его присутствие в оркестрах Чили, Бразилии и Боливии связано с немецким военным влиянием, которое существовало в этих странах в конце XIX — начале XX веков.

В современной России бунчук немецкого образца регулярно используется на парадах 9 мая на Красной площади , а также на других парадах. В 2019 году значительная часть трансляции парада представляла собой кадры с президентской трибуной, снятые со стороны военного оркестра, с бунчуком на переднем плане. Кроме бунчука, в оркестре были задействованы, по крайней мере, две маршевые лиры.

Немузыкальные аспекты

Турецкие полумесяцы в некоторых случаях имели символическое значение для воинских частей, которые их использовали. Так, британский 88-й пехотный полк захватил такой инструмент у французов в битве при Саламанке , произошедшей в Испании в 1812 году. Позднее этот предмет стал полковой реликвией и неизменно «принимал участие» в парадах полка .

Использование в музыкальных произведениях

Галерея

Примечания

  1. .
  2. Chenley, Brian (September 1961). «Jingling Johnny: a Note on the Pavillon Chinois». Berlioz Society Bulletin (36): 29-30.
  3. Berlioz, Hector (1858). Tr. Mary Cowden Clarke (eds.). A Treatise Upon Modern Instrumentation and Orchestration. London: Novello, Ewer & Co. p. 233.
  4. Дата обращения: 13 мая 2019. 13 мая 2019 года.
  5. Дата обращения: 13 мая 2019. 4 марта 2016 года.
  6. . Дата обращения: 13 мая 2019. 13 мая 2019 года.
  7. .

Литература

  • // Музыкальная энциклопедия. Том 1. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Стб. 608—609. 11 ноября 2018 года.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. // Современный оркестр. Том 3. — М. : МузГИз, 1956. — С. 323—327. 12 мая 2001 года.
  • Blades, James (1980). «Turkish crescent». In Stanley Sadie (ed.). The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London: MacMillan.
Источник —

Same as Бунчук (музыкальный инструмент)