Семейные портреты XVII века
- 1 year ago
- 0
- 0
Венгерские исторические портреты ( венг. Magyar történelmi arcképek ; нем. Historische Ungarische Bildnisse ), S. 205 ― цикл из семи пьес, написанный Ференцем Листом в период с 1870 по 1886 год. Является примером «позднего стиля» композитора, характеризующегося исчезновением виртуозных пассажей в музыкальных произведениях и, в первую очередь, изменением взглядов Листа на понятия тональности и гармонии .
Лист никогда не терял интереса к вопросу о тональности . Ещё в 1832 году он посетил серию лекций, прочитанных Франсуа-Жозефом Фети . Из этих лекций Лист вывел идею onde omnitonique , очень похожую на додекафонию Шёнберга, которая, по версии Фети, должна в будущем стать логической заменой традиционной тональной системы. Создание новой гармонии, по его мнению, послужило бы последней стадией перехода от «унитоники» (тональности) к «плюритонике» ( политональности ) и затем ― к «омнитонике» ( атональности ), где каждая нота становится тоникой (в этом заключается отличие теории Фети от идеи Шёнберга, отвергавшего понятие тоники) .
Утерянным считается трактат Листа о современной гармонии. Артур Фридхайм , ученик Листа, писал, что видел его среди бумаг композитора в Веймаре :
В более поздние годы у Мастера появилась привычка вставать в пять часов утра, и я часто посещал его в этот час. <…> В последний из этих утренних визитов я застал его корпеющим над книгами и старыми рукописями. С его разрешения я присоединился к нему в этом очень интересном занятии. Увидев одну рукопись, которая особенно привлекла моё внимание, я взял её со словами: «Это возложит на вас ответственность за массу чепухи, которая когда-нибудь обязательно будет вами написана». Я ожидал упрёка за своё замечание, но он [Лист] очень серьёзно ответил: «Может быть. Я не опубликовал её, потому что время для этого ещё не пришло».
Лист также был одним из первых композиторов, экспериментировавших с битональностью. Одним из примеров её использования является похоронный марш на смерть Ласло Телеки из «Венгерских исторических портретов». В этом марше присутствует остинато из четырёх нот, основанное на звуках цыганской гаммы . Вопрос о том, в какой тональности написано это остинато ― в соль миноре или си миноре , остается нерешённым .
Пьесы под номерами 1, 2, 3 и 5 были сочинены в 1885 году; именно в это время Лист поставил себе цель сформировать единую серию произведений, представляющих собой музыкальные характеристики известных венгерских политиков и деятелей искусства . В письме, написанном 8 июня 1885 года, композитор уже сообщал своему пештскому издателю Фердинанду Таборски о практически законченной серии музыкальных произведений: «В начале июля из Веймара вы получите несколько коротких фортепианных пьес, которые я оркеструю чуть позже».
В пьесе № 3 Лист использует мотив из композиции «Призыв и гимн» ( венг. Szózat és Himnusz ). Портрет № 4 был создан Листом путём сокращения и небольшого изменения марша из собственной композиции «Trauervorspiel und Trauermarsch», также написанной в 1885 году. Бас, повторяющийся на протяжении всей пьесы и состоящий из четырёх нот, был взят из фортепианного произведения Михая Мошоньи «Плач о смерти Иштвана Сеченьи ». Портрет № 6 представляет собой расширенную версию композиции «Памяти Петёфи » ( венг. Dem Andenken Petőfis ), написанной Листом в 1877 году, которая, в свою очередь, происходит от сочинения для голоса и фортепиано «Любовь мёртвого поэта» (1874). Портрет № 7 является аранжировкой произведения 1870 года «Похороны Мошоньи» .
Лист намеревался оркестровать серию «исторических портретов», но эту задачу в итоге взял на себя Артур Фридхайм в 1886 году. Он выполнил только часть работы, переложив для оркестра пьесы № 1, 2, 4 и 5 . Весь цикл произведений оставался неопубликованным до 1956 года ― до того момента, когда его ноты были выпущены издательством Editio Musica Budapest .
Сборник включает в себя семь композиций:
Общая продолжительность цикла составляет примерно 30 минут.