Марчелло, Бенедетто
- 1 year ago
- 0
- 0
Марчелло Пьячентини ( итал. Marcello Piacentini , 8 декабря 1881 , Рим — 18 мая 1960 , Рим ) — архитектор итальянского новеченто .
Марчелло Пьячентини был сыном архитектора Пио Пьячентини. Учился в Академии Художеств и на инженерном факультете Римского университета . В 1901—1904 годах учился в Академии Святого Луки в Риме. Много путешествовал по Австрии и Германии. Усвоив уроки югендстиля и опыт Венских мастерских , Пьячентини создал собственный упрощённый, слегка модернизированный вариант неоклассического стиля , полностью соответствующий идеологии итальянского новеченто .
В 1921 году вместе с Густаво Джованнони руководил журналом «Архитектура и декоративные искусства» (Architettura e Arti Decorative). В 1922—1942 годах работал для фашистского диктатора Бенито Муссолини по всей Италии. В 1929 году Муссолини назначил Марчелло Пьячентини членом Академии Италии (dell’Accademia d’Italia).
Одна из ранних построек Пьячентини — башня Института национального страхования в Брешии на Пьяцца делла Виттория (1927—1932) высотой 57,25 м — является одним из первых высотных зданий Европы. Пьячентини — автор многих градостроительных проектов, вдохновлённых политикой социалистической партии Муссолини, в первую очередь возведение зданий Римского Университета (1932—1935), а также комплекса EUR: Международной выставки 1942 года в Риме (Esposizione Universale di Roma) совместно с Джузеппе Каппони, Джованни Микелуччи , Джо Понти, Гаэтано Раписарди, Джузеппе Пагано и другими (1938—1942). Он проектировал выставочные павильоны Италии для международных выставок в Брюсселе (1910), Сан-Франциско (1915) и Париже (1937) .
Пьячентини проповедовал архитектуру рационализма и искал её основы в греко-римской античности, он заявлял в 1930 году: «Я вижу нашу архитектуру в великом самообладании и в идеальной мере. Она примет новые пропорции, допускаемые новыми материалами, но всегда подчиняя их божественной гармонии, которая является сутью всех наших искусств и нашего духа. Она станет всё чаще отказываться от пустых формул и бесцветных повторений, утверждая абсолютную простоту и искренность форм, но не всегда сможет решительно отвергнуть изящество уместного украшения» .
Марчелло Пьячентини руководил всеми проектами по генеральному развитию города Рима, например, устройством новой улицы Via della Conciliazione от Пьяцца Сан-Пьетро к Замку святого Ангела (1936—1950). После Второй мировой войны он успешно прошёл формальную процедуру «очищения» (un’effimera epurazione) и работал в должности профессора урбанистики на факультете архитектуры римского университета Сапиенца до 1955 года.
Совместно с инженером Пьером Луиджи Нерви он был автором Дворца спорта EUR (Palazzo dello Sport dell’EUR, 1957). Отношение к личности Пьячентини, творчество которого на протяжении длительного времени было связано с фашистским режимом, неоднозначно, поскольку неоспоримо его архитектурное мастерство и общественное значение его построек. Идейные убеждения и личные пристрастия Пьячентини также были достаточно широки. В библиотеке университета Сапиэнца хранится «Фонд Пьячентини»: более двух тысяч томов и шестидесяти периодических изданий, подаренных университету в 1970-х годах дочерью выдающегося архитектора Софией Аннези Пьячентини. Такой же фонд хранит библиотека Технологического университета Флоренции.