Фильмы на венгерском языке
- 1 year ago
- 0
- 0
Пережитки шаманизма в венгерском фольклоре — рудименты мифологического сознания у представителей венгерского этноса , связанных с верой в возможность влиять на объективную реальность с помощью посредников с потусторонним миром , а также магически-ритуальная атрибутика венгерских знахарей, целителей, предсказателей и т. п. Проблему венгерского и связанного с ним сибирского шаманизма изучали , , Енё Фазекаш ( венг. Fazekas Jenő ), . Сейчас данную тему в Венгрии исследует .
Природа венгерского шаманизма, как и вообще венгерская мифология, тесно связанная с происхождением венгров как этноса. Где-то до середины I тыс. н. э. предки венгров составляли часть финно-угорского народа , где шаманизм (камлание) является важной составляющей религиозно - мифологической практики. Распространенное в финно-угорском мире использование галлюциногенных грибов для камлания известное также и из венгерских переводов .
Однако, в отличие от своих родственников — хантов и манси , которые остались в тайге , мадьяры переселились в лесостепи , где попали под влияние тюрков . Долго живя под властью булгар и хазар , полностью перейдя к кочевому образу жизни, они стали похожими на своих степных соседей ( Константин Багрянородный называет венгров «турками»). Известно, что венгры имеют генетическое родство с башкирами . Уже после «завоевания родины» мадьяры ассимилировались с кочевниками каварами и частично с половцами.
Кроме тюрков, на венгерский религиозно-мифологическое мировоззрение повлияли также, очевидно, остатки ираноязычного населения степи — ясы . Именно от них, вероятно, происходил обычай хоронить знатных угров вместе с лошадьми.
Однако, как отмечают исследователи, венгерский фольклор имеет наибольшее сходство именно с тюркским . По данным арабских источников, традиционными для венгров были поклонение огню и религия, похожая на тенгрианство . Верховного бога венгры издавна называют иштен, где частица «тен» является производным от тюркского «тенгри» . Для угро-тюркского мифологического мировоззрения характерно представление о трехъярусном делении Вселенной (верхний, человеческий и подземный мир), мировом древе , предания о бетяриях — богатырях ( тюрк. батыр ) .
Из исторических источников известно, что и после принятия католичества среди венгров выделялась группа жрецов , которые назывались талтошами (венг. táltos) . К характерным чертам талтоша относят:
Михай Хоппал в 1980-х годах описал шаманскую практику нескольких талтошей пастухов в глухих селах Венгрии .
Непременный атрибут талтоша — бубен , изготавливался из большого перекрещенного решета. Чудодейственные свойства бубна зафиксированы в детской венгерской песни , где с его помощью мальчик лечит раненого аиста . Удары решета-бубна талтош использовал для предсказания будущего , лечения больных, мог ими загонять скот в нужном направлении .
В отличие от классических сибирских шаманов, талтошами могли быть и женщины [ нет в источнике ] . В ХVI-XVIII веках происходили судебные процессы над босорканями ( венг. boszorkány, boszorka ) — венгерскими ведьмами . Обвиняемые, напротив, отрицали свое ведовство, утверждая что они — талтоши . Данное понятие, как и лексема , впоследствии попали в культуру соседних славянских народов (например, словаков ). В частности, в бойковских говорах босурканя — это ведьма- гадалка . Востоковед В. Бушаков выводит этимологию boszorka из тюркских языков . Гоголевский басаврюк («дьявол в человеческом обличье») имеет то же самое происхождение .