Родился
4
(16) января
1888 года
в урочище Тиит Арыы 4-го Мальжагарского наслега Западно-Кангаласского улуса
Якутии. Сын руководителя фактории. В 1907 году окончил Якутское реальное училище. Образование получил на юридическом факультете
Томского университета
, который окончил в 1912 году, получив диплом юриста II степени
. C 1913 по 1917 годы работал
присяжным поверенным
в
Якутске
. Член областного Комитета общественной безопасности, областной земской управы. Ксенофонтов был одним из создателей возникшего 25 июня 1917 года «Якутского трудового союза федералистов», от которого был избран во
Всероссийское учредительное собрание
. После
разгона Учредительного собрания
был включен в состав
Сибирской областной думы
.
Собранный в экспедициях материал послужил основой для ряда работ по фольклору,
этнографии
и истории. Основной идеей Ксенофонтова было убеждение в том, что народная память в виде устных преданий хранит сведения о реальных исторических событиях и, следовательно, можно пытаться восстановить эту историю путём тщательного сопоставительного анализа записей устных преданий. Частично это доказывается тем, что сравнительно недавние предания находят своё подтверждение в российских письменных источниках.
С 1928 года жил в Иркутске. В 1930-е годы работал научным сотрудником
НИИ языка и культуры при СНК Якутской АССР
. Исследователь подготовил две большие работы: «Эллэйада» и «Ураангхай-сахалар». «
» — сборник устных преданий, посвящённых легендарному первопредку и
культурному герою
якутов
Эллэю
. Её рукопись была обнаружена в 1965 году П. Е. Ефремовым в архивах издательства антирелигиозной литературы и издана в 1977 году.
«Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов» были изданы в 1937 году.
В 1937 переехал в г.
Дмитров
, где заканчивал 2-й том «Ураангхай-сахалар».
22 апреля 1938 г. его арестовали в Москве по «якутскому делу» вместе с
П. А. Ойунским
. 28 августа 1938 года ВК ВС СССР приговорён к высшей мере наказания за шпионаж и в тот же день расстрелян. Место захоронения —
полигон НКВД «Коммунарка»
. Реабилитирован
ВК ВС СССР
22 августа 1957 г.
Пролог к богатырским былинам якутов: олонхо [из былины «Эрэйдээх Буруйдаах Эр соҕотох» / пер. с якут. Г. В. Ксенофонтова] // Сибирские огни. — 1927. — № 2. — С. 64—67.
Кочевой быт и религия: по якутским, тунгусским и бурятским материалам: основ. тез. // Бурятоведение. — 1928. — № 1—2. (5—6). — С. 1—11.
Новые исследования по истории якутского народа// газ. Автономная Якутия. 1927. — № 135, 136
Изображения на скалах реки Лены в пределах Якутского округа // Бурятоведение. 1927. — № 3/4. — С. 64—70;
Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов: (Материалы о мифологии урало-алтайских племен в Северной Азии). — Иркутск, 1928 (переиздано: М., 1930);
Хрестес, шаманизм и христианство: (Факты и выводы). — Иркутск, 1929;
Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме: (К вопросу об умирающем и воскресающем боге). — Иркутск, 1929;
Пастушеский быт и мифологические воззрения народов классического Востока. — Иркутск, 1929;
Расшифровка двух памятников орхонской письменности из западного Прибайкалья М. Рэзэненом // Язык и мышление. Т. 1. — Л., 1933. — С. 170—173;
Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. Т. 1. — Иркутск: Вост.-Сиб. обл. кн. изд-во, 1937. — Т. 1. — 576 с.; 2-е изд.: [в 2-х кн./ вступ.ст. В. Н. Иванова] — Якутск: Нац. изд-во Респ. Саха (Якутия), 1992. — 416 с.;
Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов.- М.: Наука, 1977. — 348 с. (АН СССР. Сиб. отд-ние Якут. фил. Ин-т языка, лит. и истории); 2-е изд: [сост., ред, В. М. Никифоров] — Якутск : Бичик, 2004. — 352 с.;
Шаманизм: Избранные труды (публ. 1928—1929 гг.). — М.: «Север-Юг», 1992. — 318 c.;
А. С. Пушкин «Алтан Аттааҕын» символларын туһунан (1937)// «Чувства добрые я лирой побуждал» (сб. статей)/ Сост. В. Н. Павлова; Нац. б-ка РС(Я). — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1999;
Письмена древне-тюркского населения Прибайкалья (из рукописных материалов Ксенофонтова Г. В.) // Илин. — 2005. — № 5. — С. 55—66;
В. В. Прибыткина. Память, ставшая судьбой / В. В. Прибыткина. — Санкт-Петербург, 2020. -С. 155—160;
Работы о Ксенофонтове
Хороших П. О докладе Г. В. Ксенофонтова «Завоевание якутами территории Якутской области и отражение этого в богатырском эпосе и в изображениях на скалах по р. Лене» // Власть труда. 1922. № 69—708;
О работе этнографа Г. В. Ксенофонтова // Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. — Т. 1. — Иркутск, 1937. — С. 3—11;
Горький и Сибирь. — Новосибирск, 1961. — С. 262, 263, 276, 277;
Эргис Г. У. Итоги и задачи изучения якутского фольклора // Основные проблемы изучения поэтического творчества народов Сибири и Дальнего Востока. — Улан-Удэ, 1961. — С. 53—56;
Г. В. Ксенофонтов — якутский ученый-этнограф // Календарь знаменательных и памятных дат Якутской АССР на 1963 год. — Якутск, 1963. — С. 8-10;
Советские историки-якутоведы, 1973. — С. 30—40;
Эргис Г. У. О научной деятельности и рукописном архиве Г. В. Ксенофонтова // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. — 1978. — Вып. 8. — С. 122—141;
Николаев И., Ушницкий И. Центральное дело: Хроника сталинских репрессий в Якутии. — Якутск, 1990. — С. 78—81; — РВост. № 4. — С. 125;
Иванов В. Н. «Ураангхай-сахалар» Г. В. Ксенофонтова // Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. — Т. 1, кн. 1. — Якутск, 1992. — С. 5—10;
Дьячкова А. Н. Г. В. Ксенофонтов: ученый и общественно-политический деятель. — Якутск, 2000;
Романова Е. Н. Г. В. Ксенофонтов: миф о странствующем герое // Репрессированные этнографы. — Вып.2. — М., 2003;
Г. В. Ксенофонтов: возвращение к себе. Сборник научных статей. — М., 1998;
Гавриил Васильевич Ксенофонтов: фотографии, документы. — Якутск, 2009.