Квазимодо, Сальваторе
- 1 year ago
- 0
- 0
Сальвато́ре Сампе́ри ( итал. Salvatore Samperi , 26 июля 1944 , Падуя , Италия — 4 марта 2009 , Рим , Италия) — итальянский кинорежиссёр и сценарист, один из активных деятелей кино контестации в Италии. Победитель и номинант международных и национальных фестивалей.
Сальваторе Сампери родился 26 июля 1944 года в богатой семье в Падуе. Учился в университете Падуи , но бросил учёбу, чтобы присоединиться к студенческому движению в 1968 году . В этом же году сыграл свою единственную в сорокалетней кинокарьере небольшую роль (Студент) в картине «Партнёр» Бернардо Бертолуччи .
Первый период карьеры режиссёра отмечен антибуржуазным пафосом . Большой поклонник Марко Беллоккьо , с небольшим количеством имеющихся денежных средств он сделал свой первый художественный фильм «Спасибо, тётя» (1968), который сам воспринимал как аллюзию на фильм «Кулаки в кармане» . Главный герой — симулянт, паразитирующий на параличе ног, которого у него, на самом деле, нет, и на расстройстве нервной системы. Причина симуляции — ненависть к прогнившей буржуазной среде Италии в эпоху «экономического чуда». Отец и мачеха его — буржуа; над которыми он издевается: реконструирует военные действия во Вьетнаме и соблазняет мачеху. Переехав к своей тёте, он играет на её чувстве сострадания и доводит её до безумия. Последняя сцена — герой заставляет свою тётю впрыснуть себе яд в вену. Главную роль сыграл шведский актёр Лу Кастель . Политическая некорректность фильма постепенно, возможно, против воли самого режиссёра перерастает в патологический фрейдизм и сексуальный садизм . Коммунистическая пресса Италии осудила фильм, обвинив его в «симуляции» политического протеста и эпатаже , который воспринимается режиссёром как самоцель .
В этой первой работе уже присутствуют две наиболее важные характеристики кинематографа режиссёра: горькая сатира, мрачная, направленная против буржуазной семьи и повествование о болезненной любви, осуществление которой невозможно (в этом случае — любовь между тётей и племянником).
В двух следующих фильмах «Сердце матери» (1969) и «Забить откормленного телёнка и поджарить» (1970) с музыкой Эннио Морриконе , критика буржуазной семьи перерастает в отчётливую политическую позицию (в те годы Сампери присоединился к маоистам ). Расставшись с богатым мужем, героиня первого фильма осталась одна с тремя детьми, пытающимися установить над ней свою полную власть. Она присоединяется к экстремистской группе революционеров. Герой второго фильма возвращается на родину в Италию на похороны своего отца. Он понимает, что его смерть была не случайной, начинает собственное расследование убийства. Подозреваемыми становятся его старший брат и двоюродная сестра, являющаяся любовницей брата.
На некоторое время режиссёр оставил тему молодёжных протестов, сняв комедии «Мастерское ограбление на триста миллионов» ( итал. Un’anguilla da 300 milioni , 1971) и «Блаженны богатые» (1972), обе — с артистом кабаре Лино Tоффоло в главной роли. Герой второго фильма — контрабандист , снабжающий сигаретами богатых горожан. На кон поставлены огромные деньги, оставшиеся после смерти человека, которого герой нелегально должен был перевести через границу.
Самая известная работа Сампери — «Коварство» 1973 года. Действие происходит в 1950-х годах в Сицилии . Фильм описывает карьеру скромной горничной, которая, благодаря обаянию и сексуальности, становится высокопоставленной леди. Фильм имел большой успех в прокате, значительную роль в этом успехе сыграла Лаура Антонелли в качестве секс-символа кино семидесятых. Только во Франции фильм посмотрело более 1,9 миллиона человек, а в итальянском прокате фильм занял третье место (первое — у «Последнего танго в Париже» ) с 10—12 миллионами зрителей . Картина заработала в итальянском кинопрокате 6 миллиардов лир, а сама Антонелли, карьера которой после удачного старта, казалось, клонилась к закату, превратилась в звезду эротического кино . Через год Сампери снова обратился к подобной теме в фильме «Несмертный грех» («Грех, достойный прощения») . Героиня Лауры Антонелли становится в нём объектом желания подростка. Оператором выступил Тонино Делли Колли . Фильм имел большой успех, но собрал меньшую кассу, чем предыдущий.
В 1976 году режиссёр поставил два проекта. Первый из них — фильм «Скандал». Действие происходит во Франции в 1940 году в самом начале Второй мировой войны . Хозяйка аптеки в провинциальном французском городе заводит слугу-любовника ( Франко Неро ), который, укрылся в её аптеке от призыва в действующую армию. Вскоре Арман предпринимает попытку соблазнения и дочери хозяйки. Второй фильм этого года — «Штурмовой отряд» ( итал. Sturmtruppen ), действие которого также разворачиваются в годы войны, но уже в армейской среде.
Позже режиссёр поставил фильм «Нене» (1977), адаптацию романа Чезаре Ланца. Действия происходит в католической Италии 1940-х годов в небольшом городке. Мальчик — герой фильма, влюблён в свою лишённую комплексов старшую кузину. Фильм «Эрнесто» (1979) посвящён проблемам гомосексуальности . Одну из первых ролей сыграл молодой Микеле Плачидо , она принесла ему приз «За лучшую мужскую роль» МКФ в Западном Берлине . В том же году Сампери возвращается к кассовому успеху с молодёжным фильмом «Лакричник» («Liquirizia»). Это была одна из самых успешных коммерческих работ в его карьере, хотя была осуждена некоторыми критиками за дурной вкус. Фильм «Чистая и целомудренная» (1981) не вызвал интереса зрителей и кинокритики. Героиня фильма принимает обет целомудрия перед смертью матери. Розе нарушает обет, обставив это событие как языческий ритуал .
В 1985 году снял фильм « Фотографируя Патрицию ». Подросток из богатой семьи живёт в большом доме. У него устанавливаются двусмысленные взаимоотношения с его старшей на десять лет сестрой, по имени которой назван фильм. В 1986 году последовал фильм «Служанка». История мужчины и женщины, застенчивой и консервативной . Её горничная — полная противоположность. Она побуждает хозяйку освободится от своих табу .
Следующие фильмы режиссёра значительно уступали предыдущим. Фильм «Коварство 2000» (1991) оказался слабым отголоском своего предшественника. После провала этого фильма Сампери прекратил снимать художественные фильмы. К творческим неудачам добавился скандал: на съёмках фильма «Коварство 2000» продюсеры настояли на курсе коллагеновых инъекций для Лауры Антонелли. Инъекции были сделаны неудачно и обезобразили её лицо. Антонелли начала судебный процесс, требуя возмещения нанесённого ущерба (против самой актрисы велось в это время уголовное дело — на вилле Лауры Антонелли карабинеры обнаружили 36 грамм кокаина ), а из-за нервного срыва попала в психиатрическую клинику.
Режиссёр, спустя годы после провала своего фильма, продолжил работать на телевидении, снимая сериалы в 2000-х годах. Наиболее удачным среди них оказалась дилогия «Честь и уважение» (2006 и 2009 годы). Главные роли в фильме исполнили актёры Пол Сорвино , Бен Газзара , Анхела Молина , Вирна Лизи . Действие начинается в Сицилии в 50-е годы XX века. Семья покидает отсталый юг и переезжает на промышленный север. Однако наладить жизнь здесь удаётся только в результате контактов с местной организованной преступностью. Один из братьев становится служителем закона, другой лидером преступной группировки.
Сампери внезапно умер в Риме 4 марта 2009 года .
В 1960-е и начале 1970-х годов выступал как последователь Марко Беллоккьо и Бернардо Бертолуччи, увлекался коммунизмом (в самых радикальных его формах) и фрейдизмом, тонко соединяя в своих фильмах социальное с эротикой. В некоторых лентах обращался к табуированным формам человеческой сексуальности — инцесту , гомосексуальности, педофилии . Некоторые фильмы были значительно сокращены цензурой при выпуске в кинопрокат. Так фильм «Нене» был сокращён в прокатной версии до 93 минут (на 15 минут в сравнении с режиссёрской версией). Полная версия фильма «Несмертный грех» идёт 100 минут. Прокатный вариант составляет 83 минуты.
В своих фильмах сотрудничал с выдающимися деятелями итальянского и мирового кино: операторами Витторио Стораро (прозванным итальянскими критиками «богом светотени») и Паскуалино Де Сантисом , композиторами Эннио Морриконе и Рицем Ортолани , актёрами Франко Неро, Микеле Плачидо, Лаурой Антонелли, Карлой Гравина . Режиссёр отличался умением работать с актёрами-детьми.
Поздние фильмы режиссёра потеряли острую социальную направленность и приобрели коммерческий характер.
Сампери отказался от авторства фильма «Неприкаянная» ( итал. «La sbandata» , 1974), который был выпущен в прокат под именем малоизвестного документалиста Альфредо Малфатти ( итал. Alfredo Malfatti ) в качестве режиссёра. Актриса Элеонора Джорджи , сыгравшая в фильме главную женскую роль, на вопрос, кто является на самом деле режиссёром фильма, однозначно отвечала:
«Сампери. Альфредо Малфатти был помощником режиссёра, но был вынужден признать себя режиссёром фильма, а Сампери обозначил себя в титрах только как продюсер, так как он был должен работать по контракту со студией Clementelli-Cinélite , в то время как этот фильм снимала студия Lombardo-Titanus . Могли возникнуть юридические проблемы».
— Meravigliosa creatura. Eleonora Giorgi (intervista) in "Nocturno", n° 104, aprile 2011. Р. 94
Главную мужскую роль сыграл в этом фильме певец Доменико Модуньо . Он же написал музыку к фильму.
Год | Фильм | Участие | Награды | |
---|---|---|---|---|
Режиссёр | Сценарист | |||
1968 | (Grazie zia, Италия, 94 минуты) | Да | Да | Давид ди Донателло 1968 — Golden Plate для Лизы Гастони. Golden Goblets, Italy 1968 — Golden Goblet для Лизы Гастони за лучшую женскую роль. Italian National Syndicate of Film Journalists 1969 — Silver Ribbon за лучшую работу оператора в чёрно-белом фильме. |
1969 | (Cuore di mamma, Италия, 92 минуты) | Да | Да | |
1970 | (Uccidete il vitello grasso e arrostitelo, Италия, 92 минуты) | Да | Да | |
1973 | Коварство (Malizia, Италия, 98 минут) | Да | Да | Берлинский кинофестиваль 1973 — номинация на Золотого медведя. Golden Globes, Italy 1974 — Golden Globe для Лауры Антонелли за лучшую женскую роль. Golden Goblets, Italy 1973 —Golden Goblet для Лауры Антонелли. talian National Syndicate of Film Journalists 1974 —- Победитель и две номинации в разных категориях |
1978 | Нене (Nenè, Италия, 108 минут) | Да | Да | |
1976 | (Scandalo, Италия, 116 минут) | Да | Да | Italian National Syndicate of Film Journalists 1976 — Номинация Лизы Гаспони в категории Лучшая женская роль |
1976 | (Ernesto, Италия, 98 минут) | Да | Да | Берлинский кинофестиваль 1979 — Номинация Сальваторе Сампери в категории Лучшая режиссура , победитель — Микеле Плачидо в номинации Лучшая мужская роль |
2006 и 2009 | (L’onore e il rispetto, Италия, 2 ТВ-сезона по 6 серий в каждом) | Да | Да |