Interested Article - Анюта (балет)
- 2020-12-18
- 1
«Анюта» — балет в двух актах на музыку Валерия Гаврилина , сценическая версия телевизионного фильма-балета « Анюта ». Либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по рассказу А. П. Чехова « Анна на шее ». Поставлен впервые в театре «Сан-Карло» (Неаполь) в 1986 году .
История создания
Этот балет — первый в истории случай, когда хореографическое произведение переносится с экрана на сцену, а не наоборот, что происходило неоднократно. Телевизионный фильм-балет « Анюта », поставленный в 1982 году режиссером А.А.Белинским и балетмейстером В.В.Васильевым имел огромный зрительский успех и популярность, получал призы на международных фестивалях и в зарубежных гастролях.
"Обычно экранизация произведения следует вслед за её театральным воплощением. Но вот редкий случай: телефильм „Анюта“, имевший большой успех у нас и за рубежом, получивший приз „Интервидения“ и удостоенный Государственной премии РСФСР, обрёл новую жизнь в театре Неаполя, а затем и на сцене Большого театра СССР."
Идея фильма-балета родилась у А.А.Белинского, и он предложил поставить его балетмейстеру Владимиру Васильеву. Поначалу Васильев отказался от этого предложения. Но Белинский хорошо знал, что для Васильева главное - музыка. И предложил балетмейстеру прослушать записи музыкальных произведений Валерия Гаврилина, которые предусмотрительно привез с собой. И когда Васильев услышал гаврилинский Вальс, ставший впоследствии столь знаменитым, он сразу согласился взяться за эту работу. Вот как сам балетмейстер описывает свое впечатление от музыки Гаврилина:
"Белинский вытащил из кармана кассету и дал мне со словами: «Послушай и поймешь. Это гениально!». Первое, что я услышал на этой кассете, был вальс. И сразу, с первых же нот понял, что Белинский был прав: музыка рождала такие щемящие чувства, была так образна, красочна, и так близка портретам героев А.П.Чехова, что я представил себе и провинциальный город, и площадь, и обывателей этого города, и чиновников, и Артынова, и Петра Леонтьевича, и Модеста Алексеевича, и, конечно, Анюту. Слова Чехова и музыка Гаврилина слились воедино и обрели реальность в движении и пластике всех персонажей. И это было «ГЕ-НИ-АЛЬ-НО»! Вальс, с которого начиналось действие, стал для меня ключом к решению всего спектакля. Потом мы прослушали огромное количество фортепианных и вокальных произведений Гаврилина. Выбрали то, что нам было необходимо, и оставалось совсем немного: воплотить воображаемое на экране." (В.Васильев. Из истории балета "Анюта". (Буклет "Анюта". Большой театр. М. 2022. - с.11
В либретто, созданном по мотивам чеховского рассказа балетмейстер ввел новый персонаж - Студента. Эта любовная линия главной героини и Студента была необходима Васильеву: "... я мучился. Анюта не давала мне покоя. Чего-то не хватало в самом ее образе. Нужен был мотив для оправдания ее поступков и сочувствия ей зрителей. Нужно было дать Анюте повод для ее переживаний, внутренних мук и радости. Я задавал себе вопрос, а любила ли кого-нибудь Анна помимо своей семьи: матери, рано ушедшей из жизни, отца, пьющего больше и больше после смерти жены, маленьких братьев Пети и Андрюши? И подумал, что у нее ведь могла быть первая любовь. Так родился образ Студента и их юношеской чистой любви с Анной. Конечно, у Чехова нет и намека на эту любовь. Но мне она была необходима .»
Валерий Гаврилин - автор музыки, на которую создавался фильм-балет, поначалу сдержанно отнесся к идее поставить балет на его музыку. Видимо, сказалась работа в балетных классах на заре его юности. Но когда он увидел впервые уже смонтированное адажио "Прощание Анюты о Студентом", мнение его об этой постановке совершенно изменилось: « Хореография Васильева меня поразила: она украсила музыку, исключительно ярко истолковала и обогатила ее. Мне совершенно ясно, что если балетмейстер так умеет слышать и понимать музыку — это чудо и явление на все времена выдающееся».
Оркестровка разрозненных музыкальных произведений Валерия Гаврилина по просьбе и под руководством самого композитора была выполнена Станиславом Горковенко, который стал музыкальным руководителем и дирижером и в фильме-балете, и в первой постановке балета на сцене в Италии. Несколько лет спустя после выхода в свет фильма-балета "Анюта" Генеральный директор театра Сан-Карло в Неаполе Франческо Канесса позвонил Владимиру Васильеву и предложил поставить на сцене его театра этот балет. В двухактной сценической версии "Анюты" балетмейстером были добавлены сцены и музыка Гаврилина, расширена хореография. И 21 января 1986 года на сцене театра Сан-Карло родился балет, которому судьба уготовала долгую сценическую жизнь не только из-за прославленных первых исполнителей, но и благодаря органическому слиянию всех его превосходных элементов: либретто, музыки, хореографии, режиссуры и сценографии. Несколько месяцев спустя - 31 мая 1986 года балет "Анюта" был впервые показан и на сцене Большого театра. В это время балет Большого гастролировал в Америке, и Васильев практически за месяц перенес готовый спектакль на сцену Большого, поставив его на остававшуюся в Москве часть балетной труппы театра. По воспоминаниям балетмейстера об этой премьере: "...б ыло ощущение праздника Пасхи, только что не христосовались: всеобщая радость, аплодисменты, объятия, поцелуи. С того памятного дня «Анюта» с неизменным успехом шла и в Большом, и на сценах многих наших театров и в зарубежных гастролях ."
Первые исполнители балета задали высокую планку для следующих поколений. В фильме-балете в роли острохарактерной партии Модеста Алексеевича потрясающий Гали Абайдулов, на роль Студента был приглашен солист Кировского театра Марат Даукаев, Его Сиятельства – Анатолий Гридин, а Артынова – Джон Марковский. В фильме балете были также заняты артисты Ленинградского Малого оперного театра. А вот исполнителя на роль отца главной героини все никак не могли найти: партия почти нетанцевальная, но актерски очень непростая. Подошло время снимать, и тогда Белинский сказал Васильеву: «Ты прекрасно показываешь его, играй сам». Так легендарный танцовщик стал Петром Леонтьевичем – отцом Анюты. И, конечно, центром всего была Екатерина Максимова. «Анюта» – это целиком ее спектакль, для нее сделанный и ей посвященный. Она блистала в нем до последних дней своей танцевальной карьеры, а ее тарантелла, запечатленная на пленке, по-прежнему восхищает зрителей. Ее Анюта полна живой женской прелести, сочетающей в себе трогательную искренность и лукавство, простодушие и беспечность. Эта роль стала для нее одной из самых любимых.
Действующие лица
- Анюта
- Петр Леонтьевич
- Модест Алексеевич
- Артынов
- Студент
- Его сиятельство
- Девушка
- Два офицера
- Четыре щеголя
- Три цыганки
- Писарь
Либретто и сценарный план Белинского — Васильева
Сцена | Действующие лица | Действие | Описание действия | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Действие первое | Первая картина | Лейтмотив спектакля — настоящий «чеховский вальс» Гаврилина | ||||||||
Интерьер церкви. | Пётр Леонтьевич, Анюта, Петя и Андрюша, священник, служка, чиновники, горожане | Отпевание матери Анюты. | После смерти жены учитель провинциального городка Пётр Леонтьевич остается с тремя детьми — взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей. | |||||||
Вторая картина | ||||||||||
Комната. | Пётр Леонтьевич | Тоска. Воспоминание о былом счастье. | Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Пётр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой. | |||||||
Третья картина | ||||||||||
Бульвар провинциального городка. Осень. | Горожане, мелкопоместные дворяне, чиновники, офицеры, Артынов, студент, молоденькая девушка, Анюта, Пётр Леонтьевич, Петя и Андрюша, Модест Алексеевич. | Предложение руки и сердца | Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью. | |||||||
Четвёртая картина | ||||||||||
Департамент | Модест Алексеевич и его подчиненные, его сиятельство | Бумажная волокита, гимн бюрократии. | «Тема чиновников» Гаврилина — оркестровое сочинение «Государева машина». | |||||||
Пятая картина | ||||||||||
Опустевший бульвар. Вечер. | Шарманщик, его жена, дворник, Петр Леонтьевич. Студент. Анюта. | Прощание со студентом | Анюта расстается со своей первой любовью — бедным студентом. Звучит тема: «Мелодия умершей молодости». | |||||||
Шестая картина | ||||||||||
Бульвар. Свадьба. «Веселье во хмелю» | Цыганки, кумушки. Чиновники, молодые горожанки. Модест Алексеевич, Анюта, Петя, Андрюша, Петр Леонтьевич, Артынов, офицеры | Свадебное шествие | Унылая процессия на фоне смеха и веселья. | |||||||
Седьмая картина | ||||||||||
Комната в доме Модеста Алексеевича | Анюта понимает, что благо, на которое она рассчитывала - мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены. | Отчаяние и безысходность Анюты. | Размышления Модеста Алексеевича. | Приход Петра Леонтьевича с детьми. Радость Анюты. | Появление Модеста Алексеевича. | - | Восьмая картина | |||
Комната. Ночь. Сон Модеста | Модест Алексеевич, Анюта, чиновники | Странные видения Модеста Алексеевича | Ему снится вручение ему Анютой ордена Святой Анны ». | |||||||
Девятая картина | ||||||||||
Комната. Утро. | Анна | Пробуждение Анны. | Сюрприз для Анны - подарок мужа к предстоящему новогоднему балу. | |||||||
Действие второе | Десятая картина | |||||||||
Бал в дворянском собрании | Артынов. Анна. Модест Алексеевич. Дворяне, чиновники, Пётр Леонтьевич | Жарко. Шумно. Весело. Вальс с Артыновым. Цыганский танец. Тарантелла . Внимание его сиятельства. Пересуды. Пьяный Петр Леонтьевич. Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем. Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Петр Леонтьевич. |
Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги. Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют её забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, спивающемся отце, несчастных братьях, живущих впроголодь, недавно ещё любимом студенте. |
|||||||
Одиннадцатая картина | ||||||||||
Комната в доме Модеста Алексеевича | Возвращение с бала. | Сон Анюты. Воспоминание о прежней любви. | Пробуждение. | Визитеры: офицеры, чиновники, Артынов, его сиятельство | Награждение Модеста Алексеевича орденом святой Анны. Вариация Модеста Алексеевича | |||||
Двенадцатая и Тринадцатая картина | ||||||||||
Департамент. Свершилось! | Модест Алексеевич и его подчиненные, Его Сиятельство | Поздравления подчиненных. Гимн раболепству. | Модест Алексеевич получил орден святой Анны и теперь с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены. | |||||||
Четырнадцатая картина | ||||||||||
Комната Петра Леонтьевича | Судебный исполнитель, грузчики, Петр Леонтьевич, Петя, Андрюша | Вечер. Описание и вынос имущества. В последний раз любимая мелодия молодости на стареньком фортепиано. | Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь. | |||||||
Пятнадцатая картина | ||||||||||
Бульвар. Каток. | Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство, горожане | Предновогодняя ночь. Сухо. Морозно. Весело. Шумно. | Возбужденная Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство вьются вокруг Анюты. Студент с молодой девушкой. Катающаяся молодежь. Прогуливающиеся горожане. Шумная толпа вслед за Анютой покидает каток. Лед пустеет. Появляется Петр Леонтьевич с детьми. Мимо них проносятся в праздничном веселье горожане, Артынов, офицеры, его сиятельство, Модест Алексеевич… и Анна, их милая Анюта… Идет снег. |
Сценическая жизнь
Премьера в Неаполе
Премьера прошла 21 января 1986 года в Театр «Сан-Карло» (Неаполь, Италия)
Художник-постановщик Белла Маневич , дирижёр Станислав Горковенко
- Анюта — Екатерина Максимова
- Петр Леонтьевич — Владимир Васильев
- Модест Алексеевич — Гали Абайдулов
- Артынов — Ф. Д’ Альберо
- Студент — А. Д’ Алоя
- Его сиятельство — А. Салернитано
Большой театр
Премьера прошла 31 мая 1986 года в Большом театре
Художник-постановщик Белла Маневич , дирижёр
- Анюта — Екатерина Максимова
- Пётр Леонтьевич — Владимир Васильев
- Модест Алексеевич — Михаил Цивин
- Артынов — Михаил Лавровский , (затем )
- Студент — Валерий Анисимов
- Его сиятельство — Александр Грещенко
Спектакль прошёл 67 раз, последнее представление 2 апреля 1994 года .
Возобновление 27 февраля 1996 года
Дирижёр Павел Сорокин
- Анюта — Галина Степаненко , (затем А. В. Тагирова, , Нина Ананиашвили , Светлана Лунькина , Нина Капцова , Марианна Рыжкина )
- Пётр Леонтьевич — Владимир Моисеев , (затем )
- Модест Алексеевич — , (затем Геннадий Янин , Михаил Шарков )
- Артынов — , (затем , Артём Шпилевский)
- Студент — , (затем , Михаил Валукин)
- Его сиятельство — , (затем )
Возобновление 14 июня 2022 года в новой сценографической редакции В.Вольского.
Дирижёр Павел Сорокин
- Анюта — ( Кристина Кретова )
- Петр Леонтьевич — Денис Савин ( Михаил Лобухин )
- Модест Алексеевич — Вячеслав Лопатин (Игорь Цвирко)
- Артынов — Михаил Лобухин ( Денис Родькин )
- Студент — Артём Овчаренко (Иван Алексеев)
- Его сиятельство — ( Александр Фадеечев )
- Девушка - Мария Мишина
Постановки в других городах России и СССР
Оригинальную постановку 1986 года Владимир Васильев неоднократно переносил в различные театры:
Художник-постановщик Б. Маневич, дирижёр А. Чернушенко; Анюта — Ирина Ушакова, Пётр Леонтьевич — Владимир Жданов, Модест Алексеевич — Александр Клековкин
- 1989 — Казанский театр оперы и балета , возобновление 23 июня 2011 года
- 1990 — Пермский театр оперы и балета, возобновление 24 октября 2020 года
- 29 мая 1993 — Омский музыкальный театр
- 10 февраля 1995 — Ижевский театр оперы и балета
- 12 февраля 1997 — Челябинский театр оперы и балета — возобновление
Дирижёр В. А. Мирошниченко; Анюта — Татьяна Сулейманова, Пётр Леонтьевич — Александр Седельников, Модест Алексеевич — Сергей Тараторин, Артынов — Эдуард Сулейманов, Студент — Андрей Субботин
Художник-постановщик Виктор Вольский, художник по костюмам Рафаил Вольский, музыкальный руководитель и дирижёр А. Чепурной; Анюта — Анна Оль, Пётр Леонтьевич — Владимир Васильев , Модест Алексеевич — В. Гукленков, Артынов — Д. Зыков, Студент — К. Литвиненко, Его Сиятельство — И. Климин
- 22 апреля 2011 — Самарский театр оперы и балета Балетмейстер-постановщик — Владимир Васильев . Музыкальный руководитель и дирижёр — Виктор Куликов. Художник-постановщик — Виктор Вольский. Художник по костюмам — Рафаил Вольский. Художник по свету — Ильдар Бедердинов.
- 15 мая 2012 — Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Балетмейстер-постановщик - Владимир Васильев , Музыкальный руководитель и дирижер - Виктор Плоскина,
Художник-постановщик — Виктор Вольский. Художник по костюмам — Рафаил Вольский.
Библиография
- Сурикова Г. Второе рождение «Анюты» // Челябинский рабочий .—1997.—12 февраля
- В.Васильев. Из истории балета "Анюта"// Буклет АНЮТА. Большой театр. - 2022.
- Иванов В. Чеховская Анюта обрела новый дом // Самарские известия .—2011.—27 апреля
Примечания
- Белинский А. А. // Старое танго. Заметки телевизионного практика. — М. : Искусство, 1988. — С. 148 .
- . Дата обращения: 2 апреля 2011. 22 сентября 2016 года. — смотреть на YouTube
- от 17 мая 2011 на Wayback Machine на сайте Большого театра
- (недоступная ссылка) на сайте Пермского театра оперы и балета
- . Дата обращения: 15 мая 2011. 27 июля 2012 года. — официальный сайт театра
- 2020-12-18
- 1