Лебединое озеро (фильм-балет, 1968)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Анюта» — телевизионный балет ( фильм-балет ) по мотивам рассказа Антона Павловича Чехова « Анна на шее », поставленный режиссёром А. А. Белинским и балетмейстером В. В. Васильевым в 1982 году, на музыку Валерия Гаврилина с Екатериной Максимовой в роли Анны .
Успех фильма-балета «Анюта», в том числе и за рубежом, породил у создателей замысел о переносе постановки на театральную сцену. Балет « Анюта » начал свою жизнь на сцене в 1986 году , когда он был поставлен в театре Неаполя , а затем и в Большом театре в СССР.
Лауреат Гран-При по разделу музыкальных телефильмов X Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов (1983) .
Премьера фильма-балета «Анюта» на телевидении состоялась в мае 1982 года . В 1983 году фильм был удостоен золотого приза на X Всесоюзном телевизионном фестивале в Алма-Ате . Он имел большой успех во всём мире (закуплен и показан в 114 странах), получил приз « Интервидения » на международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (1982) , а также был удостоен Государственной премии РСФСР .
Основной сюжетной линией фильма-балета стала история жизни Анюты, девушки из бедной семьи, вышедшей замуж за зажиточного чиновника Модеста Алексеевича и ослеплённой « блеском света ».
Замысел балета по мотивам рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» родился из Вальса композитора Валерия Гаврилина :
Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью — «Анна на шее». <…> Для «Анюты» Александр Аркадьевич вместе с Володей подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина.
Валерий Гаврилин так писал об этом балете: «Оказывается, сам того не ведая, я уже давно пишу балетную музыку, да ещё помогающую воплотить на сцене чеховские образы» . По поводу балетной музыки Александр Белинский в одной из своих статей подтвердил: «Ни одного номера, ни одной разработки своего же сочинения композитор специально для балета не писал» .
Тема чиновников возникла из оркестрового сочинения Валерия Гаврилина «Государственная машина» . Знаменитая тарантелла , часто исполняемая в концертах, представляет собой оркестровку пьесы «Французская песенка» из «Фортепианного альбома».
Музыка Валерия Гаврилина была записана оркестром Ленинградской государственной филармонии имени Д. Шостаковича , дирижёр Станислав Горковенко .
Постановка хореографических номеров Владимиром Васильевым осуществлялась как «монтажная хореография» . Танец в фильме-балете снимался фрагментами, крупные, средние и общие планы монтировались в движении. На музыку одного номера снимались несколько мест действия, иногда параллельная хореографическая жизнь разных персонажей. Поиски Владимира Васильева в этой области начались с телефильма « Жиголо и Жиголетта ».
Владимир Васильев так вспоминал о работе над фильмом-балетом :
Хореограф на телевидении изначально принимает функции режиссёра, и это всегда очень интересно, особенно в период монтажа. Когда мы снимали отдельные сцены, мы их уже видели «монтажно»…
Каждый раз на практике познаёшь всё новые закономерности. В искусстве невозможно всё постичь. Только дилетантам кажется, что они всё знают.
Интересен в «Анюте» эпизод «семейного альбома», который перелистывает отец Анны. В его воспоминаниях возникает маленькая Анюта (Кира Кириллова), её отец (В. Васильев) и умершая мать (Е. Максимова). В своём произведении Чехов так описывает эту сцену: «Её покойная мать сама одевалась всегда по последней моде и возилась с Аней и одевала её изящно, как куклу, и научила её говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку» .
Съёмочная группа | |
---|---|
Автор сценария | Александр Белинский |
Режиссёры-постановщики | Александр Белинский, Владимир Васильев |
Оператор-постановщик | Генрих Маранджян |
Художник-постановщик | Белла Маневич |
Хореограф | Владимир Васильев |
Звукорежиссёр | Эдуард Ванунц |
Успех фильма-балета «Анюта» породил у создателей замысел о сценической версии постановки . Однажды, в период гастролей балетной труппы Большого театра в Америке, когда сцена оказалась свободной, Владимир Васильев получил предложение что-нибудь поставить — к тому времени некоторый опыт у него уже был. Для сценической версии дирижёр Станислав Горковенко добавил музыки, и рамки действия постановки слегка расширились . Премьера спектакля состоялась 21 января 1986 года в Неаполе, а премьера на сцене Большого театра — 31 мая 1986 года.