Генрих II (король Франции)
- 1 year ago
- 0
- 0
Генрих Парлер Старший (также Генрих Гмюндский , нем. Heinrich von Gemünd der Ältere ; ок. 1310—ок. 1370) — немецкий архитектор и скульптор, стоявший у истоков зондерготики . Известен перестройкой нефа в швабском Гмюнде , в результате которой она превратилась в зальный храм с сетчатым сводом.
Парлер основал семью мастеров-строителей Центральной Европы , особенно в Богемии . Его сын, Петер Парлер , стал одним из главных архитекторов Средневековья . Фамилия происходит от слова Parlier , что означает « бригадир ».
, чьи представители работали в различных частяхГенрих Парлер, вероятно, родился в Кёльне между 1300 и 1310 годами, где его самой ранней известной работой было наблюдение за строительством Кёльнского собора . Позже он жил и работал в Гмюнде , имперском городе ( нем. Reichsstädte ) Священной Римской империи .
Примерно в 1333 году Парлер был приглашен стать управляющим строительством церкви Святого Креста ( нем. Heilig-Kreuz-Münster ) в Гмюнде. Строительство уже началось в 1315 году, чтобы заменить существующую романскую церковь готической формой базилики . Он внёс изменения в план этого нового здания и завершил неф как зальный храм ( нем. Hallenkirche ), первый в своём роде в южной Германии. Округлые колонны с капителями из листового венка, вытянутые ажурные окна и сложные цветные своды — первые ощутимые свидетельства его нового стиля, который стал ещё более выраженным с закладкой первого камня основания хора в 1351 году. Его сын Петер Парлер (1333—1399) начал работать вместе с ним над хором, спроектированным как деамбулаторий с приделами, лежащими плоско между контрфорсами . Поэтому количество необходимых внутренних опорных колонн было уменьшено, и приделы были построены высотой с неф, создавая расширенное ощущение пространства. Генрих Парлер также был ответственен за экспериментальные, более реалистичные скульптуры, чем до сих пор создавались в предыдущих церквах. Таким образом, Собор Святого Креста знаменует собой важную веху в позднеготической архитектуре и скульптуре. Отец и сын не дожили до освящения церкви, которое состоялось в 1410 году. Работы продолжались и в XVI веке.
Парлеру приписываются и постройки за пределами Гмюнда. Несмотря на отсутствие подтверждающих документов, ему и его сыну Петру приписывается церковь Девы Марии в Нюрнберге . Оформление церкви поразительно близко к гмюндскому прототипу. Это также относится к хору Аугсбургского собора , начатому в 1356 году. Возможно, он также приложил руку к проектированию Ульмского собора , начатого в 1366 году и сегодня являющегося самой высокой церковью в мире ; известно, что над этой постройкой работали его родственники.
Нововведения Парлера были подхвачены многими другими каменщиками и получили дальнейшее развитие. Барбара Шок-Вернер относит его к самым влиятельным мастерам Германии XIV века. К числу крупнейших зальных храмов относятся церкви Святого Мартина в Ландсхуте ; Святого Лаврентия в Нюрнберге ; в Динкельсбюле ; Святого Стефана в Вене . Множество зальных храмов строилось в городах Ганзейской лиги от Нидерландов до Польши . Примеры также можно найти в Скандинавии (например, церковь Девы Марии в Хельсингёре ).
Сын Генриха Парлера, Петер Парлер , стал одним из величайших архитекторов зондерготики . Старший сын Генриха, Иоганн Парлер Старший, работал строителем в Цветле , а затем в Базельском соборе . У Генриха мог быть брат Петер, который предположительно построил церкви Девы Марии и в Ройтлингене .