Interested Article - Павел III (митрополит Сарский)
- 2020-10-08
- 2
Митрополи́т Па́вел III (в миру Пётр ; ум. 7 сентября 1675 ) — епископ Русской православной церкви , митрополит Сарский, Подонский и Козельский .
Биография
Был священником и протопопом в церкви Сретения «на сенях у царя» в Москве . По смерти жены пострижен в монашество в Московском Спасо-Преображенском (Ново-Спасском) монастыре .
В 1659 году назначен настоятелем Чудовского монастыря с возведением в сан архимандрита .
В 1660 году Никон обвинял архимандрита Павла вместе с митрополитом Крутицким Питиримом , в намерении его отравить, — «и он было отравил, да едва Господь помиловал: безцем камнем да индроговым песком отпился». Как объяснилось на розыске, обвинение было ложное; но оно интересно, как характеристика отношений Павла и Никона.
22 августа 1664 года хиротонисан во епископа Сарского с возведением в сан митрополита .
Во время служения в митрополичьем сане три раза был местоблюстителем патриаршего престола ; принимал участие в Соборе 1666—1667 годов , осудившем Никона . Ему приходилось также не раз управлять Казанской, Рязанской и Вятской епархиями.
Взгляды на церковь и государство были высказаны Павлом на соборе 1666—1667 годы при подписании акта о низложении Никона, где говорилось, между прочим, что патриарх должен быть «послушлив» царю «яко сущему в вящшем достоинстве и местнику Божию». Павел, а вместе с ним и митрополит Рязанский Иларион , отказались подписаться под актом и удалились из заседания. Действия их навлекли на них опалу и со стороны царя, и вставших на его сторону восточных патриархов: они должны были отказаться от своих мнений относительно достоинства патриарха и покаяться перед царём. Несмотря на просьбу о ходатайстве перед государем, поданную ими патриархам, они подверглись, однако, значительному наказанию, именно временному запрещению совершать богослужение; кроме того, Павел был отрешён от блюстительства патриаршего престола.
Иные, согласные с взглядами правительства, воззрения Павла высказались в борьбе с Никоном: на том же соборе 1666—1667 годы он был одним из наиболее заметных противников Никона. Между этими иерархами была жёсткая вражда. У Никона она возникла естественно, благодаря замещению Павлом вакантного патриаршего престола вследствие удаления Никона после смещения местоблюстителя митрополита Ионы . Ещё задолго до начала собора Павлу приходилось исполнять такие поручения, то царя, то патриархов, которые были неприятны Никону.
Как оратор, Павел пользовался большой известностью; благодаря этому обстоятельству, ему часто приходилось говорить в торжественных случаях (например при встрече и проводах восточных патриархов в 1666—1667 годы); ему же поручали говорить и переводы речей иноземных духовных лиц после произнесения их последними на греческом языке. К сожалению, трудно сказать, есть ли между теми речами, которые он говорил, им самим сочиненные; на это сомнение наводит то обстоятельство, что, как известно, митрополит Павел часто пользовался помощью своего близкого друга Симеона Полоцкого: на подлинниках многих речей Симеона Полоцкого, сохранившихся в Московской Синодальной Библиотеке, попадаются приписки его рукой: «scripsi iussu ill-mi Рauli, na roskazanie metr. Paula», и т. п. Можно думать, что и переводы речей восточных патриархов составлялись заранее тем же Симеоном: в «Выходах патриарших» есть указание, что после речи Патриарха Паисия «по писму по тетради молудестовой Павел митрополит Сарский ту же речь по-русски говорил»; в другом месте сказано, что Паисий сам передал Павлу перевод после произнесения речи. Несомненно, Симеону было выгодно оказывать услуги Павлу ввиду большого значения последнего при дворе и среди духовенства.
Богословско-литературная сторона деятельности Павла выразилась, главным образом, в порученном ему собором 1674 году, как знатоку греческого языка , надзоре за переводом Библии; самый перевод был предложен Епифанию (Славинецкому) при сотрудничестве других лиц. За смертью обоих главных участников перевода, — и митрополита Павла, и иеромонаха Епифания, оборвалась на переводе Нового Завета, и предприятие их не было доведено до конца.
Другой труд Павла касается русского церковного пения; это именно «извещение о согласнейших пометах вкратце изложенных со изящным намерением требующим учитися пения». Составление этого сочинения имело целью устранить разногласие в знаменном пении и, можно думать, имело ближайшим поводом издание сочинения монаха Евфросина «Сказание о различных ересях и о хулениях на Господа Бога и пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах». По поручению царя Алексея Михайловича митрополит Павел пригласил знатоков этого дела «добре ведущих знаменное пение и знающих того знамени лица их, разводы и московского, что христианов и усольских и иных мастеров в попевках именуются». Ближайшее участие в этом труде принял Александр Мезенец , на что указывают, между прочим, его вирши, приложенные в конце сочинения.
Надо ещё отметить духовное завещание митрополита Павла, имеющее преимущественно поучительный характер; составление его приписывается, впрочем, с большей вероятностью Симеону Полоцкому , чем Павлу.
Известны многочисленные пожертвования митрополита Павла монастырям, главным образом, обители Всемилостивого Спаса, иже на Новом , где он принял монашество; известны также его милостыня, раздача пищи беднякам и т. п.
В то же время он известен своей любовью к научным занятиям и редким трудолюбием; у него в доме, по словам Симеона Полоцкого, «не ины беседы бываху, точию рассуждения богословская о различных трудностях священного писания, ту состязания философская совершахуся»; в другом месте тот же писатель называет дом его «училищем мудрости».
Умер 7 сентября 1675 году . При погребении Павла Симеоном Полоцким было произнесено надгробное слово, дающее много материала для уяснения личности этого иерарха. Похоронен в Новоспасском монастыре .
Литература
- // Русский биографический словарь : в 25 томах / Под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. — СПб. , 1902. — Т. 13: Павел преподобный — Петр (Илейка). — С. 73—75.
- Устинова И. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2019. — Т. LIV : « Павел — Пасхальная хроника ». — С. 14-16. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-061-5 .
- 2020-10-08
- 2