Interested Article - Мигунов, Евгений Тихонович

Евге́ний Ти́хонович Мигуно́в ( 27 февраля 1921 , Москва 1 января 2004 , там же) — советский и российский художник, иллюстратор, карикатурист , режиссёр и художник-постановщик мультфильмов, новатор в области рисованного и кукольного кино, а также педагог, теоретик, мемуарист и один из создателей современной школы русской мультипликации .

Биография

Евгений и его сестра Нина родились в Москве в семье Тихона Григорьевича, служащего, и Марины Константиновны Мигуновых. Вскоре после рождения ему диагностировали врождённый паралич левой ноги (мать винила в этом врача, задевшего нерв). Евгений на всю жизнь остался хромым, хотя и тщательно скрывал свой недуг, ведя активный образ жизни. В 1928 году мать внезапно умерла, и отец женился на её сестре Зинаиде, также служащей .

В 1938 году Мигунов окончил Московскую опытно-показательную школу-коммуну имени Лепешинского , затем год отучился в художественной школе и в 1939 году поступил на только что открывшийся художественный факультет ВГИКа , в мастерскую художников-мультипликаторов под руководством Ивана Иванова-Вано . Учился вместе с Львом Мильчиным , Сюзанной Бялковской и Анатолием Сазоновым , на долгие годы ставшим его ближайшим другом и соавтором .

В 1941 году с началом Великой Отечественной войны добровольцем ушёл в ополчение, утаив свою хромоту. Вместе с Сазоновым служил пулемётчиком в 38-м стрелковом полку 13-й стрелковой Ростокинской дивизии . Осенью 1941 года возобновил обучение, однако с началом битвы за Москву весь ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату наряду с коллективами « Мосфильма » и « Ленфильма ». Туда же вскоре прибыл Иванов-Вано и продолжил занятия со студентами .

Мультипликатор

В 1943 году защитил диплом (раскадровка мультфильма по собственному сценарию в стихах «Давайте посмеёмся») и в сентябре того же года вернулся в Москву, где был зачислен в штат « Союзмультфильма » в качестве художника-постановщика . Вместе с Сазоновым участвовал в создании первого полнометражного мультфильма студии « Пропавшая грамота », а также « Песенка радости » — первого фильма, получившего награду на международном кинофестивале (бронзовая медаль и премия «За человечность» на VIII МКФ в Венеции ) .

В дальнейшем Мигунов работал один. Параллельно он принял участие в разработке программы для обучения художников-мультипликаторов и прорисовщиков на курсах при студии, преподавал конструкцию персонажа. Около года возглавлял цех прорисовки. Был членом художественного совета киностудии .

В 1948 году выступил художником-постановщиком фильма « Чемпион », ставшего формальным поводом для начала борьбы с « формализмом », « антропоморфизмом » и « диснеевщиной » в советской мультипликации. Мигунов в ответ создал эскизы для следующей картины « Полкан и Шавка » «издевательски натуралистичными», и, к его удивлению, они были приняты, став «золотым стандартом» на годы вперёд . Тем не менее, именно здесь он впервые в мультипликации применил масляные краски для изготовления фонов. В той же технике были выполнены и « Лесные путешественники ».

В 1954 году дебютировал как режиссёр с первым в СССР послевоенным кукольным мультфильмом « Карандаш и Клякса — весёлые охотники ». Ему пришлось заново запустить весь производственный процесс, попутно переосмыслив его. Мигунов подготовил техническую записку, где описал идеи подвижного штатива для покадровой съёмки объектов, каркаса кукол с фиксирующимися суставами и оболочкой из пенистого латекса . Совместно с механиком Семёном Этлисом он разработал техническую базу и запатентовал семь технологических новшеств и рацпредложений, которые используются до сих пор. Несмотря на успех картины, больше кукольных фильмов он не снимал .

Автопортрет
Е. Мигунова

Рисованный фильм « Знакомые картинки » (1957) по мотивам номеров Аркадия Райкина — первый за долгое время советский мультфильм, выполненный в карикатурной, условной манере. Его удалось «пробить» благодаря тому, что сатира Райкина не вязалась с «реалистичным» стилем тех лет. Вскоре и другие режиссёры начали экспериментировать, что привело к многообразию стилей в 1960-е годы .

Мигунов также участвовал в разработке первого сатирического журнала «Дятел», в котором «воскрешал» и обкатывал техники перекладки, «дорисовки» под камерой, полиэкрана и другие монтажные и пластические решения. Он же писал стихотворные тексты и перерабатывал предлагаемые сюжеты . Проект так и не был запущен, однако, по мнению историка анимации , многие идеи были впоследствии позаимствованы для организаций журнала « Фитиль » и альманаха « Весёлая карусель » .

Среди других нереализованных проектов был «Мир! Мир! Мир!!!», сценарий которого в 1959 году одобрил худсовет. Само существование этого фильма, как считает Георгий Бородин, означало для мультипликации не меньше, чем появление впоследствии на экране « Больших неприятностей » и « Истории одного преступления » .

Это была заявка на принципиально новое режиссёрское мышление, знаменующая приход в анимацию по-настоящему авторского отношения к фильму. Многие наши фильмы 1970—80-х годов, в том числе прославленные, были в почти готовом виде «запрограммированы» в том давнем и забытом теперь даже специалистами сценарии.

, историк анимации

В 1960 году был уволен со студии по статье 47 «б» КЗОТа («за недостатком помещений» или «в связи с частичным сокращением плана») после того как представил дирекции раскадровку режиссёрского сценария «Маяковский по бюрократам» по мотивам «Прозаседавшихся» Владимира Маяковского .

Художник

Начиная с 1959 года сотрудничал с журналами: « Мурзилка » , « Весёлые картинки », « Пионер », « Крокодил », газетами: « Правда », « Литературная газета », « Вечерняя Москва », редактировал серию брошюр «Библиотека Крокодила», позже работал в книжной и журнальной графике, над Карикатурами и диафильмами . Он перенёс из мультипликации в полиграфию одно из главных свойств своих рисунков — динамичность: как правило, все его персонажи запечатлены в движении .

На протяжении многих лет сотрудничал с издательством « Детская литература », для которого иллюстрировал книги Александра Волкова об Изумрудном городе , книги Евгения Велтистова об Электронике и книги Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой . С Булычёвым он работал почти 40 лет и даже подкинул ему несколько оригинальных идей . Также известен благодаря иллюстрациям книг братьев Стругацких « Сказка о Тройке » и « Понедельник начинается в субботу ». Для последней он подготовил два варианта рисунков: первый — для издания 1965 года, второй, модернизированный — для издания 1979 года .

Помимо прочего, Мигунов стал одним из разработчиков Олимпийского Мишки , талисмана XXII летних Олимпийских игр , состоявшихся в Москве в 1980 году. После того, как художник Виктор Чижиков изготовил основной эскиз, Евгений Тихонович создал двадцать одну серию рисунков Миши в различных техниках (гуашь, сепия , силуэт и тому подобные), где тот был изображён занимающимся всеми олимпийскими видами спорта, а также встречающим и провожающим гостей и несущим олимпийский факел. Эти рисунки в дальнейшем послужили образцами для оформления стендов, рекламных щитов, календарей и прочей атрибутики .

Громозека в лунном ресторане, рисунок Е. Мигунова

Последние годы

С 1994 года работал над собранием сочинений Кира Булычёва в трёх томах, создав сотни новых эскизов и иллюстраций, однако в итоге проект вылился в две тонкие книжки, и многие его рисунки так и не увидели свет. В 1999 году перенёс инсульт и, не имея больше возможности рисовать, продолжал контролировать процесс раскраски готовых эскизов .

Мигунов оставил после себя множество воспоминаний о жизни, творчестве и людях, с которыми его сводила судьба, а также теоретические труды и эссе об искусстве карикатуры, шаржа, мультипликации, книжной иллюстрации, диафильма под общим заглавием «О, об и про» . Начиная с 1999 года публиковал некоторые тексты в журналах «Кинограф» и « Киноведческие записки », а также на сайте « Аниматор.ру ». Сам Мигунов называл эти тетради главным итогом своей жизни и выражал надежду, что они не пропадут и дойдут до людей .

Скончался в Москве 1 января 2004 года . Похоронен на Миусском кладбище .

Семья

Жена Нина Романовна Караваева (1918—2005), которая также работала на « Союзмультфильме » мультипликатором. Они поженились в 1945 году . В 1960 году она вместе с мужем покинула студию. Супруги воспитывали дочь от первого брака Нины Романовны — Елену Павловну Зарубину .

Фильмография

Художник-постановщик

Режиссёр
Художник
Сценарист

Награды

Литература

  • Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. С. В. Капков. — М. : Алгоритм, 2006. — С. 434—436. — 816 с. — 3000 экз. ISBN 5-9265-0319-4 .
  • Художники «Мурзилки», 1924—2013 / подгот. Т. Андросенко, И. Антонова, В. Дмитрюк, Н. Ермильченко, М. Стародубцев, Н. Холендро и др. — М. : ТриМаг, 2013. — 227 с. — ISBN 978-5-901666-40-1 .

Примечания

  1. Мигунов Евгений. . Живой Журнал (7 сентября 2007). Дата обращения: 31 декабря 2022. 7 июля 2017 года.
  2. Щербак-Жуков Андрей. . Новая газета (3 марта 2011). Дата обращения: 18 октября 2018. 17 октября 2018 года.
  3. . Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова . Дата обращения: 18 октября 2018. 15 августа 2017 года.
  4. Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. — М. : Искусство, 1980. — С. 113—134. — 240 с.
  5. Мигунов Евгений, Бородин Георгий. // Киноведческие записки : журнал. — 2004. — № 68 . — ISSN . 31 августа 2018 года.
  6. Мигунов Евгений, Бородин Георгий. // Киноведческие записки : журнал. — 2003. — № 62 . — ISSN . 15 октября 2018 года.
  7. Асенин С. В. . — М. : Книга по Требованию, 2012. — С. 49. — ISBN 978-5-458-30516-7 . 18 октября 2018 года.
  8. , с. 435.
  9. Марголина Ирина, Назаров Эдуард . . Студия М.И.Р. (2012). Дата обращения: 18 октября 2018. 7 декабря 2020 года.
  10. Мигунов Евгений, Бородин Георгий. // Киноведческие записки : журнал. — 2005. — № 73 . — ISSN . 2 марта 2014 года.
  11. Бородин Георгий. . Аниматор.ру . Дата обращения: 31 декабря 2022. 31 августа 2018 года.
  12. Мигунов Евгений. . Аниматор.ру . Дата обращения: 31 декабря 2022. 18 октября 2018 года.
  13. , с. 118—119.
  14. . Каталог диафильмов . Дата обращения: 17 марта 2023. 19 августа 2022 года.
  15. . Национальная электронная детская библиотека . Дата обращения: 17 марта 2023.
  16. . Сайт Сергея Литвинова . Дата обращения: 31 декабря 2022. 9 сентября 2018 года.
  17. Бородин Георгий. . Анималайф.ру (13 февраля 2014). Дата обращения: 18 октября 2018. 12 октября 2018 года.
  18. Бородин Георгий, Щербак-Жуков Андрей. // Независимая газета. — 2011. — 3 марта. — ISSN . 14 сентября 2018 года.
  19. , с. 434.
  20. . Московские могилы . Дата обращения: 30 апреля 2017. 10 июля 2018 года.
  21. от 31 августа 2018 на Wayback Machine 23.10.2005
  22. . Память народа . ЦАМО РФ. Дата обращения: 31 декабря 2022. 1 января 2023 года.
  23. . Киностудия «Союзмультфильм» . Дата обращения: 27 мая 2021. Архивировано из 15 июня 2021 года.

См. также

Ссылки

  • Георгий Бородин. .
Источник —

Same as Мигунов, Евгений Тихонович